Технология «Алфавит». Окружающая среда
Технология «Алфавит» Цели технологии. Назначение технологии «Алфавит» заключается в развитии мышления, интеллекта, сознания учащихся через организацию следующих процессов: - мыследеятельность – активизация мыслительной деятельности детей, самостоятельная мыслительная деятельность, выполнение различных мыслительных операций для решения проблемы; - смыслотворчество – каждый ученик, участник технологии, имеет возможность создать свой смысл по обсуждаемой проблеме и обогатить его в процессе обмена смыслами с другими участниками; - творческая познавательная деятельность – познавательная деятельность по созданию нового смысла о чем-либо, основанная на интуиции, импровизация имеющейся информации и опыте деятельности. Условия реализации технологии: - количество участников – до 30 человек. Необходимое оборудование: - технологическая карта: лист ватмана, на котором сверху вниз с левой стороны записан маркеров алфавит (за исключением букв, с которых не могут начинаться слова); - 2-4 маркера разных цветов. Порядок реализации технологии. Вводная беседа. Педагог знакомит учащихся с порядком и условиями проведения технологии, предлагает понятия, которые будут рассматриваться в процессе ее реализации. Среди понятий, которые можно предложить учащимся, могут быть любые термины, предметы, явления, нравственные понятия, духовные и материальные ценности, составляющие содержание любого школьного курса, любой области знания, любой сферы деятельности. Технология «Алфавит» может быть использована как в процессе обучения, так и во внеклассной работе с детьми. Например, учащимся можно предложить на уроке географии или биологии рассмотреть понятие «окружающая среда».
На доске или стене вывешивается технологическая карта. Первый этап. Смыслотворчество. На этом этапе педагог предлагает учащимся раскрыть смысл изучаемого понятия (в нашем примере – это «окружающая среда»), заполнив технологическую карту (вписать маркером в каждую строку с соответствующей буквы алфавита слова, начинающиеся с этой буквы и раскрывающие смысл изучаемого понятия). Поочередно каждому учащемуся (или одновременно двоим учащимся) предлагается вписать в технологическую карту свои понятия. Каждый ученик может записать от одного до нескольких понятий. В зависимости от желания можно подходить к технологической карте много раз, записывая на нее понятия. Учащийся, записывая свое понятие на технологическую карту, называет его вслух. Заполнение технологической карты заканчивается тогда, когда у нее побывали все участники хотя бы по одному разу, и тогда, когда на каждую букву алфавита на технологической карте записано хотя бы одно словопонятие. Например, так может быть заполнена технологическая карта с понятием «окружающая среда» (табл. 2).
Окружающая среда
Второй этап. Аналитический. На этом этапе учащимся предлагается из всех записанных на технологической карте слов выделить три, которые наиболее отражают сущность изучаемого понятия.
Выбор каждого участника технологии педагог отмечает на технологической карте точкой (плюсом и т. д. ), поставленной над выбранным словом. После того как отмечен выбор всех участников технологии (в том числе и педагога), учитель называет слова, получившие большее число выборов и подчеркивает их маркером. Выделенные понятия – это мнение группы о сущности изучаемого понятия. Третий этап . Рефлексивный. Заканчивается реализация технологии анализом деятельности участников, их взаимодействия. Алгоритм рефлексии может быть следующим: - зафиксируйте состояние своего знания об изучаемом понятии. Насколько оно изменилось; - определите причины этого состояния; - оцените свою деятельность и важность этой технологии для себя. При организации рефлексии педагог предлагает высказаться каждому участнику технологии. Технология «Алфавит» является достаточно универсальной, она не имеет ни возрастных, ни содержательных границ. Ее можно использовать с учащимися любого возраста – начиная с начальной школы и заканчивая выпускниками, со студентами на занятиях психолого-педагогических курсов. Эта технология результативна и на семинарах для учителей, руководителей школ. Только за последний год на подобных семинарах автор неоднократно использовал эту технологию для рассмотрения таких понятий, как «диалог», «монолог», «диагностика», «целеобразование» и др. Технологию можно совершенствовать. Один из вариантов: предложить участникам создать две творческие группы и заполнить каждой из них свою технологическую карту по двум сравниваемым темам, например диалог – монолог, природная среда – социальная среда и т. д.
Технология «Работа с понятиями нравственного развития»* Общая характеристика технологии. Нравственное развитие личности, по мнению ряда авторов (7; 11; 33), предполагает постепенное усвоение общественных норм и правил поведения, моральных ценностей, формирование нравственных суждений (обоснование морали), навыков морального поведения. Нравственному развитию школьников способствуют социальные педагогические технологии. Технология работы с понятиями нравственного развития не имеет возрастных ограничений. Она достаточно результативна как в работе со школьниками (начиная с начальной школы и заканчивая выпускными классами), так и со студентами, педагогами. Для классного руководителя, одним из ведущих направлений, деятельности которого является нравственное развитие, нравственное воспитание детей, эта технология особенно актуальна.
· Основа описания технологии заимствована из кн.: Холл Р. Нравственное развитие: книга для учителя. Нью-Йорк, 1995. Цели технологии. Назначение этой технологии состоит в осмысливании, рефлексии, «проживании» человеком нравственных понятий (ценностей). Так как процесс нравственного развития индивидуален, эта технология предполагает смыслотворчество (создание каждым участником педагогического взаимодействия, и ребенком, и педагогом, своего индивидуального смысла того или иного нравственного понятия, обогащение имеющегося смысла, обмен смыслами). Условия реализации технологии: - количество участников – 10-15 человек (не более); - активными участниками технологии являются все учащиеся (педагог обращается с вопросами к каждому участнику); - неповторяющиеся мнения, точки зрения учащихся (участников технологии) фиксируются педагогом на доске (листе ватмана). Необходимое оборудование: - технологическая карта (либо каждому участнику, либо одна для всех – большого формата); - листы бумаги для записей учащихся; - листы ватмана (либо газетной бумаги) для записей педагога – руководителя технологии; - маркеры, фломастеры. Порядок реализации технологии. Вводная беседа. Педагог сообщает учащимся цель, назначение, порядок осуществления технологии и вручает каждому (или вывешивает на доске общую для всех) технологическую карту (рис. 1).
Рис. 1. Образец технологической карты при реализации технологии «Работа с понятиями нравственного развития»
Первый этап. Определение понятия (ценности). Педагог предлагает учащимся дать определение нравственного понятия (ценности), сформулировать в определении свой смысл о нравственном понятии (ценности). Для этого могут быть организованы работа со справочной литературой и живая беседа-опрос. В ходе опроса педагог фиксирует все неповторяющиеся определения понятия на доске или листе бумаги. Сравнивая, анализируя имеющиеся определения, участники взаимодействия выводят наиболее полное, универсальное определение понятия. Например, для реализации данной технологии педагог предложил учащимся нравственное понятие «справедливость». Толковый словарь русского языка определяет это понятие как «беспристрастное отношение, осуществляемое на законных и честных основаниях» (17). И. Кант утверждает, что «справедливость – это право совести» (37). Л. Н. Толстой отмечает, что «справедливость есть моральная умеренность. Следовать в физическом мире правилу – ничего лишнего – есть неумеренность, в моральном – справедливость» (37). Таким образом, обобщая названные точки зрения, дадим следующее определение справедливости: «Справедливость – беспристрастное, с позиций знания правил, законов поведения, отношение к человеку». Обобщенное определение нравственного понятия необходимо записать на доске или маркером на листе бумаги. Второй этап. Подбор сходных понятий (ценностей). Путем подбора синонимов к изучаемому понятию углубляется и расширяется смысл учащихся об этом понятии. Педагог сможет помочь учащимся подобрать сходные, похожие, близкие по смыслу понятия (ценности) следующими наводящими вопросами. 1. Какие слова могут обозначать то же, что и данное понятие «справедливость»? (Например, честность, порядочность, принципиальность и т. д. ) 2. Если человек обладает этой ценностью (справедливостью), то как его можно назвать? (Например, справедливым, внимательным, принципиальным, правдивым и т. д. ) 3. Какими еще качествами может обладать справедливый человек? Педагог предлагает на этом и последующих этапах высказать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам каждому из участников взаимодействия. Все неповторяющиеся мнения записываются маркером на листе бумаги или на доске. Третий этап. Подбор противоположных понятий (ценностей). Этот этап позволяет, сравнивая эти понятия между собой, выявить сущностные характеристики исследуемого понятия (ценности).
На этом этапе учащиеся подбирают антонимы к изучаемому нравственному понятию по следующим вопросам. 1. Что противоположно этому качеству (справедливости)? 2. Если нет этого качества (справедливости), то как называют такого человека? 3. Почему некоторые люди говорят, что справедливость является не очень важным качеством? Четвертый этап. Определение преимуществ качества (понятия). Выявление положительных сторон рассматриваемого понятия способствует формированию мотивации развивать это качество в себе. Выявить преимущества рассматриваемого качества (нравственного понятия, ценности) помогут учащимся следующие вопросы. 1. Чем это качество (справедливость) особенно ценно? 2. Необходимо ли это качество человеку? 3. Что может случиться с тобой, если ты не будешь обладать этим качеством (справедливостью)? 4. Какие преимущества дает человеку владение этим качеством (справедливостью)? Пятый этап. Определение недостатков качества (понятия). Определение недостатков исследуемого качества (понятия) осуществляется в беседе педагога и учащихся по следующим вопросам. 1. Есть ли недостатки у этого качества? Какие? 2. Всегда ли это качество – хорошая вещь? 3. Можешь ли ты попасть в беду из-за этого качества? 4. Что может случиться с человеком, слишком придерживающимся этой ценности? (Что может случиться с очень справедливым человеком? ) 5. Существуют ли законы, которые ограничивают применение этой ценности? Шестой этап. Рефлексия взаимодействия. Реализация технологии работы педагога с понятиями нравственного развития заканчивается рефлексией участниками состоявшегося взаимодействия. Каждому из участников (в том числе и педагогу) предлагается проанализировать свою собственную деятельность, деятельность других участников по следующему плану. 1. Расскажите о своем состоянии: - эмоциональное состояние (радость, огорчение, удовлетворение, недоумение, восторг, страх, подавленность, бодрость и т. д. ); - знания о нравственном понятии (прибавились, систематизировались, не узнал ничего нового и т. д. ); - мотивация поведения (хотелось заниматься этой работой, вынужденно занимался этим и т. д. ) 2. Назовите причины своего состояния (интересное, содержательное обсуждение; все были активны; мою точку зрения никто не отвергал; был обмен мнениями и т. д. ). Наиболее приемлемой формой рефлексивной деятельности участников в данной технологии является «рефлексивный круг» - каждый участник по кругу высказывается в соответствии с предложенным алгоритмом.
ГЛАВА 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|