Описание отдельных технологий рефлексии в педагогическом процессе
Описание отдельных технологий рефлексии в педагогическом процессе Технология «Рефлексивный круг» Все участники педагогического взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: - расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце; - что нового вы узнали, чему научились; - каковы причины этого; - как вы оцениваете свое участие в уроке (внеклассном деле). Затем все участники педагогического взаимодействия поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг.
Технология «Рефлексивная мишень» На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора. В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например, 1-й сектор – оценка содержания; 2-й сектор – оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор – оценка деятельности педагога; 4-й сектор – оценка своей деятельность (рис. 6).
учащегося
3. Деятельность 2. Форма, методы педагога
Рис. 6. Образец рефлексивной мишени
Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая метку (точку, плюс и т. д. ). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в «молоко» или в поле «0» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в поле «10» мишени.
После того как каждый участник взаимодействия «выстрелил» (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ. Технология «Мини-сочинение» Участникам педагогического взаимодействия предлагается написать на отдельных листах бумаги небольшие по объему тексты по окончании урока (внеклассного дела, семинара, игры, четверти, полугодия, учебного года и т. д. ) на темы: - «Я – в уроке, урок – во мне» («Я – в семинаре, семинар – во мне» (мое участие, мой вклад в урок, самооценка деятельности; значение урока, семинара для развития учащегося – самооценка); - «Мои мысли о своем участии в деле»; - «Как я оцениваю результаты дела»; - «Что мне дал этот урок (дело)». Познакомившись с сочинениями, педагог проводит их анализ.
Технология «Ключевое слово» Участникам педагогического взаимодействия (учащимся, студентам, педагогам, участникам семинара и т. д. ) предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее педагог может подготовить и раздать каждому, написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия. Для выполнения этой работы дается 2-3 минуты. По истечении времени педагог собирает листочки с записанными на них ключевыми словами. После этого преподаватель проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать учащимся. Этот технологический прием можно реализовать и устно: каждый из участников через 2-3 минуты по цепочке называет вслух свое слово.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|