Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 24. Организация контроля реализации проекта.




 

4.1. Нормативно-техническое обеспечение управления проектом

Одной из общих функций управления проектом является функция контроля. Под контролем (в широком смысле слова) под­разумевают сравнение планируемых результатов управления с дос­тигнутыми. При этом планируемые результаты управления проек­том не должны находиться в противоречии с действующими право­выми и техническими нормами. Это следует из основ правовой рег­ламентации любой деятельности, заключающейся в том, что незна­ние законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.

Система нормативных документов в строительстве представ­лена в СНиП 10-01-94 (строительные нормы и правила), введенных в действие с 1995 года. Главная направленность нормативных доку­ментов Системы - защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организа­ций и специалистов. Система нормативных документов в строитель­стве представляет собой совокупность взаимосвязанных докумен­тов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции. Система нормативной документации должна способст­вовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:

а) соответствие строительной продукции своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;

б) безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;

в) защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

г) надежность и качество строительных конструкций и осно­ваний, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;

д) выполнение экологических требований, рациональное исполь­зование природных, материальных, топливно-энергетических и тру­довых ресурсов;

е) взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.

Действие Системы направлено на следующие объекты стан­дартизации и нормирования:

а) организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции;

б) градостроительную деятельность и строительную продукцию - здания и сооружения и их комплексы;

в) промышленную продукцию, применяемую в строительстве - строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;

г) экономические нормативы, необходимые для определения эф­фективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.

Субъектами, на которые возложен контроль за исполнением предписаний Системы нормативных документов, являются компе­тентные органы, осуществляющие надзор, экспертизу, утверждение, согласование и контроль хода реализации инвестиционного строи­тельного проекта.

С учетом требований ГОСТ Р 1.0 в составе Системы разраба­тывают следующие документы:

Строительные нормы и правила Российской Федерации (СНиП), устанавливающие обязательные требования, определяют цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми не­обходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции;

Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ) в области строительства, устанавливающие обязательные и рекомен­дуемые положения, которые определяют конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строитель­ных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, транспортировке и эксплуатации этой продукции;

Своды правил (СП) по проектированию и строительству, ус­танавливающие рекомендуемые положения в развитие и обеспече­ние обязательных требований строительных норм, правил и обще­технических стандартов Системы или по отдельным самостоятель­ным вопросам, не регламентированным обязательными нормами;

Руководящие документы (РД) Системы, устанавливающие обязательные и рекомендуемые организационно-методические про­цедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градостроительстве, проектировании и изысканиях;

Территориальные строительные нормы (ТСН), устанавливаю­щие обязательные для применения (в пределах соответствующих территорий) и рекомендуемые положения, которые учитывают при­родно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и облас­тей России (субъектов Российской Федерации);

Стандарты предприятий и объединений (СТП), устанавли­вающие положения, необходимые для их применений на данном предприятии или в объединении, правила по организации и техноло­гии производства, а также по обеспечению качества продукции. При этом строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объе­динений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий;

Технические условия (ТУ), которые разрабатываются при от­сутствии государственных стандартов на поставляемую продукцию.

Нормативные документы Системы не должны нарушать по­ложений, установленных законодательными актами Российской Фе­дерации. Нормативные документы любых субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов хозяйственной дея­тельности и технические условия на продукцию не должны нару­шать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов.

Наряду с нормативными документами Системы в строитель­стве применяют:

а) нормы, правила и нормативы органов государственного надзора;

б) стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие документы, принимаемые отраслевыми министерствами, го­сударственными комитетами и комитетами в соответствии с их ком­петенцией.

Минстрой России в установленном порядке дает заключения по направляемым ему федеральными органами исполнительной вла­сти и органами государственного надзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и строительства, в части соответствия этих документов обязательным требованиям строи­тельных норм и государственных стандартов.

Главгосэкспертиза при Минстрое России дает заключение по разрабатываемым и утверждаемым министерствами нормам техно­логического проектирования.

Нормативные документы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которые должны регулироваться граждан­ским правом, законодательством о труде либо другими законода­тельными актами.

Положения нормативных документов могут быть обязатель­ными, рекомендуемыми или справочными. К обязательным относят те положения, которые в соответствии с принципами Системы под­лежат безусловному соблюдению. Обязательные положения уста­навливаются на минимально необходимом или максимально допус­тимом уровне. Рекомендуемые положения устанавливаются на уровне лучших отечественных и мировых достижений.

В составе нормативных документов также предусмотрены по­ложения, определяющие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений (в целом и их частей), строительных изделий и материалов, которые должны быть обеспечены при проектировании, строительстве и эксплуатации.

 

4.2. Органы контроля хода реализации проекта

 
 

Государственный архитектурно-строительный надзор (ГАСН) осуществляет государственный надзор за качеством строи­тельства. ГАСН подразделяется на главную инспекцию России, ин­спекции субъектов Федерации и инспекции органов управления го­родов и районов. Инспекции ГАСН выполняют следующие функ­ции:

выдают разрешения на производство строительных и монтажных работ;

контролируют соблюдение нормативных требований, законода­тельных актов РФ по капитальному строительству;

осуществляют выборочные проверки качественного и своевремен­ного строительства, а также ведения необходимой исполнительной документации, реализации утвержденных проектов и соблюдения технических требований архитектурно-градостроительных решений;

осуществляют надзор за работой технических комиссий по рассле­дованию причин аварий;

выдают техническое заключение о качестве выполненных строи­тельных и монтажных работ.

Инспекции ГАСН имеют право: применять установленные законодательством меры администра­тивного воздействия (штрафные санкции) за нарушения норматив­ных актов и стандартов в области строительства;

беспрепятственного доступа на все подконтрольные объекты строительства и предприятия по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций;

получать от участников строительства всю необходимую для вы­полнения возложенных на них функций нормативную, проектную и исполнительскую документацию, сопровождающую процесс реали­зации ИСП;

давать предписания об устранении допущенных нарушений ут­вержденных проектов, СНиП и других нормативных документов;

требовать выборочного вскрытия отдельных конструктивных эле­ментов, проведения дополнительных испытаний, съемок, замеров;

приостанавливать выпуск, реализацию потребителям и примене­ние строительных материалов, конструкций при выявлении наруше­ний ГОСТ и т.п., дальнейшее производство СМР при грубых нару­шениях нормативных требований и проектных решений;

направлять в установленном порядке в соответствующие лицензи­онные центры представления об аннулировании лицензий или при­останавливать деятельность организаций, систематически допус­кающих грубые нарушения требований проектов и нормативных документов;

участвовать в работе государственных комиссий по приемке в экс­плуатацию законченных строительством объектов;

сообщать в соответствующие органы о фактах нарушения уста­новленного организационно-правового порядка строительства объ­ектов и их комплексов;

вносить проектным организациям предложения по совершенство­ванию проектно-сметной документации, а также давать обязатель­ные для исполнения предписания по исправлению допущенных в проектах ошибок и нарушений.

Технический надзор заказчика осуществляется в течение всего периода строительства объекта с целью контроля за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований норматив­ных документов, в том числе по качеству проводимых СМР, соот­ветствия стоимости строительства утвержденным проектам и сме­там. При выполнении своих обязанностей представитель техниче­ского надзора заказчика не должен превышать своих полномочий и вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Представитель технического надзора заказчика обязан: знать проект в целом и руководящие документы по строительству, следить за соблюдением требований, предъявляемых к производст­ву, контролю качества и приемке СМР;

учитывать в своей деятельности конкретные условия строительст­ва объекта, влияющие на качество его возведения;

знать технико-экономические показатели объекта, предусмотрен­ные договорами подряда (годовой объем работ, сроки начала и окончания строительных, монтажных, пусконаладочных работ, про­ведения испытаний и сдачи объекта в эксплуатацию, календарные планы выдачи технической документации, поставки оборудования, кабельных изделий, нестандартного оборудования, мебели и др.);

знать и проверять техническую документацию и внесенные в нее изменения и дополнения, обеспеченность строительства подкон­трольных объектов технической документацией, рабочей силой, ма­териалами, транспортом, механизмами, оборудованием, мебелью и т.п.;

способствовать своей деятельностью выполнению плана строи­тельства объекта и вводу его в эксплуатацию в установленные сроки без снижения качества СМР;

принимать меры по сокращению незавершенного строительства и снижению его стоимости;

следить за поступлением на строительство проектно-сметной до­кументации в необходимом числе экземпляров и в случае задержки немедленно принимать меры к обеспечению стройки недостающей документацией;

контролировать качество проектно-сметной документации, при выявлении дефектов в ней немедленно принимать меры в установ­ленном порядке;

при необходимости изменения проекта или замены конструкций докладывать о соответствующих предложениях представителям проектной организации, контролировать отвод земельного участка под строительство в на­туре и передавать соответствующую документацию подрядной ор­ганизации;

выполнять разбивку и закрепление на строительной площадке ос­новных осей здания и сооружения, опорных геодезических знаков, а также участвовать в проверке и приемке детальной разбивки осей здания или сооружения, вертикальных отметок основания, фунда­ментов, перекрытий и т.д.;

осуществлять контроль за своевременным оформлением докумен­тации на снос и перенос строений, подземных и надземных инже­нерных сетей и коммуникаций;

знать потребность в оборудовании и материалах, поставка которых возложена на заказчика, следить за их своевременным поступлением на строительство, участвовать в составлении рекламационных актов по качеству материалов, изделий, конструкций, полуфабрикатов и оборудования;

постоянно проверять ход и качество СМР, качество строительных материалов, полуфабрикатов, деталей и конструкций, наличие пас­портов, результатов лабораторных анализов и испытаний, своевре­менно вскрывать дефекты и нарушения в производстве работ, ин­формируя о них подрядные строительные организации;

вносить свои замечания в общий журнал работ и контролировать устранение выявленных недостатков;

участвовать в работе комиссий по проверке качества выполняемых СМР;

своевременно освидетельствовать и оформлять акты на скрытые работы;

производить записи в журналах операционного контроля качества или в журналах поэтапной приемки с указанием выявленных факти­ческих отступлений от проекта, дефектов и нарушений технических условий, их причин и лиц, по вине которых они произошли, кон­кретных предложений по устранению обнаруженных отступлений, дефектов и сроков их выполнения;

требовать от строительно-монтажной организации своевременного и правильного ведения и оформления производственно-технической документации;

изучать замечания представителей проектной организации, осуще­ствляющей авторский надзор, и лиц, инспектирующих строительст­во, по вопросам качества СМР, контролировать устранение указан­ных замечаний в предписанные по согласованию сторон исполни­тельные сроки;

производить приемку и оплату выполненных работ, т.е. проверять их состав, объем и качество, не допуская при этом некачественно выполненных работ и завышения (приписок) объемов работ, как в стоимостном, так и в физическом измерении, подписывать акты приемки выполненных работ и справки по их оплате, вести учет выполненных н оплаченных работ по каждому объекту путем ведения накопительный ведомости;

следить за тем, чтобы денежные средства по каждому объекту рас­ходовались в пределах утвержденных смет;

требовать от подрядной строительной организации соблюдения надлежащего режима хранения конструкций, оборудования и возве­дения сооружений до их сдачи заказчику;

осуществлять контроль за своевременной сдачей помещений под монтаж оборудования;

добиваться современного оформления разрешений на присоедине­ние объектов к сетям водо-, тепло-, электро- и газоснабжения, к те­лефонным, телевизионным и радиосетям, на сброс сточных вод, а также согласования с соответствующими организациями вопросов, связанных с установкой, испытанием и регистрацией оборудования;

добиваться своевременной организации и проведения пусконала­дочных работ и испытаний, возложенных на заказчика;

подтверждать вызов подрядной организацией рабочей приемной комиссии при полной технической готовности объекта к сдаче в эксплуатацию;

проверять техническую документацию, подготавливаемую под­рядчиком для рабочей комиссии по приемке объекта в эксплуата­цию;

подготавливать техническую документацию для предъявления го­сударственной приемочной комиссии;

участвовать в работе рабочей и государственной приемочной ко­миссии;

рассматривать претензии подрядной организации по вопросам обеспеченности строительства объекта технической документацией и ее качества, а также по вопросам контроля качества и приемки ра­бот, принимать по этим претензиям решения или вносить соответст­вующие предложения;

принимать участие в сверке расчета за выполненные работы с подрядчиком по истечении каждого квартала с составлением акта о результатах сверки;

в период строительства устанавливать совместно с подрядчиком систематическое наблюдение за осадками ответственных сооружений, а также за осадками всех постоянных сооружений, воз­водимых на просадочных фунтах, и оформлять результаты наблю­дений актами;

при подготовке заканчиваемого строительством объекта к вводу в эксплуатацию проверять действительную готовность каждого вида работ, конструкции, оборудования, проверять наличие надлежаще оформленной технической документации, сверять наличие смонти­рованного и установленного оборудования, внесенного в перечни и описи к актам приемки, а также готовность сооружения под монтаж технологического оборудования;

после сдачи-приемки объекта в эксплуатацию принимать от под­рядчика всю исполнительную документацию, составленную в про­цессе строительства.

Авторский надзор проектировщика проводится проектной орга­низацией на протяжении всего периода строительства и приемки объекта в эксплуатацию. Авторский надзор осуществляется на осно­вании договора, заключенного заказчиком с проектной организаци­ей на весь период строительства объекта. Выезд специалистов про­ектной организации для проведения авторского надзора осуществ­ляется в сроки, определенные планом-графиком, прилагаемым к до­говору, либо по вызову заказчика, но не реже одного раза в месяц.

Авторский надзор обязан: проверять в процессе строительства соответствие выполненных работ проектным решениям, предусмотренным в рабочих чертежах, соблюдение технологии возведения объекта, качество производства строительно-монтажных работ и монтажа технологического и дру­гого оборудования;

представлять предложения по снижению стоимости, улучшению качества, сокращению продолжительности строительства и совер­шенствованию технологии производства строительных работ на объекте;

рассматривать предложения по указанным вопросам и по согласо­ванию с заказчиком и подрядной организацией вносить в установ­ленном порядке уточнения, дополнения и изменения в проектно­сметную документацию;

своевременно решать все возникающие в процессе строительства вопросы по проектно-сметной документации;

вести журнал авторского надзора, в котором фиксировать все вы­явленные при строительстве отступления и нарушения 'требований строительных норм, правил и технических условий по производству строительно-монтажных работ, а также обязательные для исполне­ния указания об устранении выявленных дефектов и сроки их вы­полнения;

следить за своевременным и качественным выполнением измене­ний, замечаний и указаний, внесенных в журнал авторского надзора.

Экологическая экспертиза устанавливает соответствие на­мечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требо­ваниям, определяет допустимость реализации объекта экологиче­ской экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприят­ных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных по­следствий реализации объекта экспертизы.

Госэкспертиза является вневедомственным органом, ее деятель­ность определяют следующие задачи: проведение комплексной экспертизы технико-экономических обоснований и проектов на строительство, реконструкцию и расши­рение предприятий, зданий и сооружений с тем, чтобы они отвечали передовому отечественному и мировому уровню, обеспечивали вы­пуск конкурентоспособной продукции, рациональное и экономное использование всех видов ресурсов, конструктивную надежность, высокое качество архитектуры и градостроительных решений, экс­плуатационную и экологическую безопасность и соответствовали санитарно-гигиеническим и строительным нормам и правилам;

осуществление контроля за соблюдением в технико­экономических обоснованиях и проектах на строительство предпри­ятий, зданий и сооружений основных направлений государственной инвестиционной политики, за комплексным решением вопросов строительства производственных объектов, жилых домов, других объектов социального назначения и охраны окружающей среды, развития инженерной инфраструктуры.

Городская административно-техническая гшспекция обеспе­чивает систематический контроль предприятий, организаций, учре­ждений и других юридических лиц за нарушение правил благоуст­ройства и производства строительных работ.

Госгортехнадзор курирует вопросы обеспечения безопасности работ и жизнедеятельности.

Городская инспекция по охране памятников (ГИОП) опреде­ляет нормы строительства и эксплуатации исторически и архитек­турно значимых объектов.

Трудовая инспекция охраняет трудовые права наемных работ­ников.

Санэпиднадзор осуществляет санитарную и эпидемиологи­ческую защиту работников.

Пожарный надзор осуществляет контроль пожарной безопас­ности строящегося объекта.

4.3. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ и исполнительная документация по строительству

Существуют два вида разрешения: разрешение на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту и разрешение на вы­полнение отдельных видов строительно-монтажных работ. Разреше­ния выдаются ГАСН по разным формам для физических лиц (инди­видуальных застройщиков) и для юридических лиц по соответст­вующим заявлениям, к которым прикладываются следующие доку­менты:

документ на право пользования землей, оформленный в установ­ленном законом порядке;

распоряжение губернатора о предоставлении земельного участка и разрешение на строительство, реконструкцию и т.п.;

архитектурно-планировочное задание Проектно­

производственного управления застройки города, Комитета по гра­достроительству и архитектуре;

заключения экологической и государственной вневедомственной экспертиз по проекту;

схема застройки квартала (территории предприятия) со специфи­кацией объектов строительства (реконструкции); совмещенный генплан инженерных сетей;

проектно-сметная документация (согласованная и утвержденная в установленном порядке); договор подряда на капитальное строительство (реконструкцию); цветовое оформление фасада или колерный лист, предусмотрен­ный проектом;

схема участка застройки с нанесением границ благоустройства и инженерными сооружениями;

справка заказчика о готовности магистральных сетей, согласова­ние врезок; акт геодезической разбивки сооружений; лицензия на право выполнения строительно-монтажных работ; приказ подрядчика о назначении на строительство объекта ответ­ственного производителя работ и его подпись; лицензия на право выполнения инжиниринговых услуг; приказ заказчика о назначении на строительство объекта лица, осуществляющего технический надзор и его подпись;

лицензия на право выполнения проектных работ проектной орга­низацией;

договор о производстве авторского надзора; приказ проектной организации о назначении на строительство объекта лица, осуществляющего авторский надзор и его подпись;

журнал авторского надзора с перечнем ответственных конструк­ций и лиц группы авторского надзора; общий журнал работ;

согласование с ГИОП по объектам, находящимся под его контро­лем.

Копии полученных разрешений должны быть на строительной площадке для их предъявления всем компетентным органам, осуще­ствляющим контроль за ходом реализации строительства

В процессе строительства заказчик участвует в приемке по ак­ту отдельно выполненных работ, например наружного водопровода, телефонной сети, благоустройства участка и т.п.

Ряд выполненных работ и конструкций бывает закрыт после­дующими работами и конструкциями, и на них составляются акты приемки скрытых работ, например акт на скрытые работы по уст­ройству балконов, акт на скрытые работы по устройству основания под паркетные полы и т.д.

Качество отдельных работ определяется санитарными норма­ми, соответствие которым устанавливается различными актами за­мера (например, акты по замеру шума при работе лифтов, заключе­ние об анализе горячей воды, заключение об анализе воды для пить­евых целей и т.п.).

Надежность некоторых работ определяется актами проведен­ных испытаний (например, акт гидравлического испытания водо­провода, акт гидравлического испытания системы центрального отопления и т.п.).

Ряд работ требует технического освидетельствования компе­тентных органов (например, составляется протокол освидетельство­вания лифтов Госгортехнадзором).

Фиксация некоторых работ требует составления исполнитель­ных чертежей (например, исполнительные чертежи на укладку на­ружных коммуникаций).

После окончания строительства весь комплекс исполнитель­ной документации прикладывается к заявлению застройщика в ГАСН о назначении Государственной приемочной комиссии для приемки объекта в эксплуатацию.

В основные функции Государственной приемочной комиссии входят следующие проверки: соответствия выполненных строительно-монтажных работ про­ектно-сметной документации и стандартам; эксплуатационной готовности объекта; документов об отводе земельных участков; документов на специальное водопользование; документов на геодезическую разбивочную основу для строитель­ства,

документов на геологию и гидрологию строительной площадки; наличия паспортов на оборудование и механизмы;

актов по выполненным работам, проведенным испытаниям и заме­рам;

справок об обеспечении принимаемого объекта эксплуатационны­ми кадрами и обеспеченности материально-техническими ресурса­ми;

справок городских эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснаб­жения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснаб­жения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта, а сами объекты приняты на обслуживание;

справок о соответствии вводимых в действие мощностей мощно­стям, предусмотренным проектом;

справок о фактической стоимости строительства, подписанной подрядчиком и заказчиком;

документов о разрешении на эксплуатацию объектов и оборудова­ния, подконтрольных соответствующим органам государственного надзора, представители которых вошли в состав государственной приемочной комиссии.

Всю документацию после приемки объекта в эксплуатацию следует хранить у застройщика-заказчика и у соответствующих экс­плуатационных организаций. Акт о приемке в эксплуатацию объекта необходимо представить в орган, назначивший государственную приемочную комиссию, заказчику-застройтцику и генеральному подрядчику.

В современной отечественной практике по нормативному управлению проектами используют компьютерную базу данных под названием «Стройэксперт». Состав этой базы данных постоянно об­новляется и совершенствуется посредством дополнения ее новыми нормативными документами и посредством улучшения интерфейса за счет введения в нее новых логических схем поиска информации, необходимой для пользователя. База позволяет оперативно находить интересующий пользователя документ по его названию, ключевым словам, контексту и т.п., печатать весь документ или его фрагмент на принтере и сохранять информацию в файлах, что позволяет фор­мировать индивидуальную базу данных.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...