Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ




Гречко, В.А.

Г 81 Теория языкознания: Учеб. пособие/В.А. Гречко.— М.: Высш шк., 2003.— 375 с: ил.

ISBN 5-06-004292-8

Учебное пособие по теории языкознания включает темы, предусмотренные Государственным образовательным стандартом высшего профессионального об­разования, университетскими программами по данному курсу: проблема сущности языка, система и структура языка; форма существования языка (язык, речь, речевая деятельность); язык и мышление, язык как знаковая система, язык и общество, форма и содержание языка, типы языковых значений, происхождение языка и др. Каждая из названных тем имеет комплексный характер и содержит многие проблемы как традиционно разрабатываемые в теоретическом языкознании, так и ставшие предметом изучения в последнее время. Все эти проблемы рассматри­ваются в книге с учетом новейших научных достижений и в контексте современных реалий.

Для студентов филологических факультетов, а также всех, интересующихся общетеоретическими вопросами языкознания.

УДК 801 ББК81

© ФГУП «Издательство «Высшая школа», 2003

ISBN 5-06-004292-8

 


Воснову настоящего пособия положены лекции по общему язы­кознанию, которые автор читал в течение ряда лет в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского. Известно, что «Теория языкознания» занимает в этом курсе центральное место; и как наука, подводящая теоретический итог изучения лингвистических дисциплин, она сложилась в университетском преподавании. Именно на университетских кафедрах возникла потребность систематического теоретического обобщения исследований конкретных языков. Видную роль в становлении и развитии теоретического языкознания сыграли отечественные ученые — преподаватели университетов — А.А. Потеб-ня, Ф.Ф. Фортунатов, И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.И. Томсон и др. Опыт этой науки показал, что итоговое теоретическое осмысление проблем изучения языка учеными прошлого и настоящего времени весьма полезно и плодотворно не только для языкознания, но и для других наук гуманитарного цикла.

Движение теоретической мысли в нашей науке отличается весьма примечательными чертами. Казалось бы, развитие науки должно со­вершаться по вполне очевидному правилу: освоив достигнутые теоре­тические и практические результаты, ученые должны с порога этих достижений двигаться дальше. Но как часто история науки не следует этому правилу! Вот почему многие идеи, высказанные в свое время В. фон Гумбольдтом, А.А. Потебней и другими теоретиками, оказыва­ются созвучными поискам современных лингвистов, о чем, в частно­сти, может свидетельствовать и настоящая книга.

Другой примечательной особенностью теории языкознания явля­ется ее эвристичность. Ученые-теоретики, исследуя кардинальные вопросы языкознания, разумеется, и не предполагали, что результаты их труда окажутся в будущем полезными и даже необходимыми для решения теоретических и практических задач в совершенно новых науках, о возникновении которых они не могли и догадываться. Фундаментальная наука, теоретически осмысляя и обобщая современ­ные ей эмпирические исследования, своими положительными резуль­татами оказывается обращенной в будущее. В этом эвристическая

з


ценность фундаментальной науки, а следовательно, ее необходимость как учебной дисциплины для каждого нового поколения лингвистов.

Произошедшие в нашей стране социальные, государственные, иде­ологические, духовные изменения, разумеется, не могли не повлиять на освещение и оценку многих вопросов, традиционно рассматривае­мых в данном курсе.

Теория языкознания, как лингвистическая итоговая дисциплина в университетском образовании, призвана выполнять задачи, связанные с общей филологической подготовкой студентов университета; иметь целью использование теоретических знаний в школьном преподава­нии, в лицеях и гимназиях, в научной и прикладной деятельности будущих выпускников.


К ПРОБЛЕМЕ СУЩНОСТИ ЯЗЫКА

 

ТЕОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ

Теория языкознания — основная часть вузовского курса по общему языкознанию, науки в современном понимании сравнительно моло­дой. Ее начало связано с именем выдающегося языковеда, философа и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта (1767—1835), труд которого об общих теоретических вопросах изучения языков знаменитое Введение к трехтомному сочинению «О языке кави на острове Ява» был издан в 1836 г. Введение представляет собой объе­мистый том под названием «О различии строения человеческих языков и о его влиянии на духовное развитие человечества». В этой книге рассмотрены многие теоретические проблемы изучения языков: язык и мышление, форма и содержание языков, национальный характер языков, природа человеческого звука, грамматическая форма и значе­ние, законы развития языков, характер слов различных частей речи, взаимодействие языков и др. С этой книги начинается история теоре­тического языкознания как самостоятельной науки.

Своеобразным откликом в отечественном языкознании на теоре­тические вопросы изучения языка, затронутые в книге В. Гумбольдта, явилась работа 27-летнего Александра Афанасьевича Потебни (1835— 1891) «Мысль и язык» (1862). Несмотря на известное влияние взглядов В. Гумбольдта на молодого ученого, книга Потебни — оригинальное, самостоятельное исследование теоретических вопросов языкознания, не потерявшее научной значимости и в наше время. Можно сказать, что если западноевропейское теоретическое языкознание начинает свою историю с Введения В. Гумбольдта, то отечественное — с книги Потебни.

Разумеется, теоретический интерес к вопросам языка пробудился у человечества рано. Еще древние философы и грамматисты Древней Индии, Древнего Китая и Европы задумывались над природой языка, изучали его законы. Немало уделяли внимания теоретическим пробле­мам языка ученые Средневековой Европы, ее новейшего времени и Средневекового Востока. Особенно активно теоретические проблемы


языкознания разрабатывались в XIX—XX столетиях. Можно привести много имен зарубежных и отечественных ученых, которые внесли значительный вклад в современное теоретическое языкознание. Под­робные сведения об истории изучения языков, о зарождении и развитии теоретического языкознания, кроме учебных пособий по общему язы­кознанию (см. список рекомендуемой литературы), можно найти в целом ряде публикаций по истории лингвистики и лингвистических учений (1, 2, 3, 4, 5, 6). По мере обсуждения тех или других теорети­ческих вопросов мы, по возможности, будем обращаться к трудам многих авторов. Однако и сейчас среди языковедов, оказавших осо­бенно сильное влияние на современное теоретическое языкознание, нужно назвать, наряду с В. Гумбольдтом и Потебней, швейцарского ученого Фердинанда де Соссюра (1857—1913) и его труд «Курс общей лингвистики», изданный его учениками А. Сешэ и Ш. Балли в 1916 г. уже после смерти своего учителя. Редко какая книга может сравниться с «Курсом» Соссюра по своему влиянию на современное теоретическое языкознание.

Теория языкознания, как основная часть вузовского курса по общему языкознанию, относительно самостоятельна по сравнению с двумя другими частями этого курса: методами изучения языков и историей языкознания. Она подвижна и систематизирована, отражает поступательный ход изучения языков и его общие итоги, сравнительно с более стабильными другими частями курса. Кроме того, проблемы, рассматриваемые в теории языкознания, во многом дискуссионны, поскольку отражают разные подходы к ним в различных лингвистиче­ских направлениях и с разных методологических позиций, имеют разную интерпретацию и решения. Не случайно поэтому, что теорети­ческую лингвистику многие лингвисты рассматривают как самостоя­тельную науку (7, 8, 9).

В цикле лингвистических дисциплин, изучаемых в вузе, общее языкознание, и в частности теория языкознания,— это итоговая, обоб­щающая дисциплина. Ее восприятие и усвоение предполагает знание предшествующих лингвистических предметов, предусмотренных учеб­ными планами.

Несмотря на то, что теория языкознания изучает общие законо­мерности жизни и развития, свойственные всем языкам, тем не менее в той или другой стране, в индивидуальных национальных научных и культурных условиях, эта теоретическая дисциплина приобретает определенную национальную окраску, свои особенно­сти. Такое положение вызывается целым рядом причин: научными традициями, историей изучения конкретного языка или языков данной страны, национальными приоритетами такого изучения, влиянием идеологии, актуальностью определенных проблем и задач, вставших перед обществом, и др. 6


Условия же развития теоретического языкознания в нашей стране были весьма необычны, особенно в послереволюционный период. На содержание общей теории языкознания в этот период сильное воздей­ствие оказывала марксистская идеология. Длительное время облик нашего языкознания определял насаждаемый вульгарный социоло­гизм, особенно расцветший в 20—50-е годы. Он выразился прежде всего в так называемом «новом учении о языке» Н.Я. Марра и "его последователей. Достижения предшествующей теоретической мысли отечественного и западного языкознания мало влияли в это время на разработку общетеоретических проблем языкознания. Предшествую­щая наука была объявлена «буржуазной», т. е. ущербной в теоретиче­ском и методологическом отношении. Вместе с тем было бы несправедливо утверждать, что советское теоретическое языкознание было полностью изолировано от мировой лингвистики. Именно в 30-е годы были переведены и опубликованы фундаментальные труды по теоретическому языкознанию Э. Сепира, Ж. Вандриеса, Ф. Соссю­ра, А. Мейе. Подробно о развитии отечественного теоретического язы­кознания в советское время см. в курсе «История языкознания».





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.