Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Языкознание - гуманитарная наука




Язык — это одновременно общественное и природное явление. Об этом свидетельствуют как его собственные признаки в качестве явления действительности, так и его тесные взаимосвязи, с одной стороны, с гуманитарными науками (логика, психология, философия, история, семиотика и др.), с другой,— с естественными (физиология, нейрофи­зиология, акустика, нейропатология и др.). В языкознании с успехом применяются науки математического цикла, которые, как известно, охватывают и естественные, и гуманитарные науки.

Выделение общего, теоретического языкознания в отдельную, са­мостоятельную науку происходило в первой половине XIX в., т. е. в эпоху выдающихся открытий в науке вообще, и особенно в естествен­ных науках. И это не могло не наложить отпечатка на сам процесс формирования теоретического языкознания и его оценку. Влияние естественных наук в то время было особенно сильным. Не случайно поэтому ряд выдающихся языковедов — М. Мюллер, А. Шлейхер, В.О. Уитни, ф.И. Буслаев и др.— относили языкознание к разряду естественных наук. По мысли А. Шлейхера, с естественными науками языкознание роднит строгая систематичность, взаимосвязь и взаимо­обусловленность частей языка; закономерность и необходимость его процессов, происходящих с математической точностью (ср.: действие фонетических законов) и др.

Сложность и многофункциональность языка давали известное ос­нование относить языкознание к разным классам наук. Поэтому и понимание языкознания как науки было разным в истории науки.

Однако, несмотря на известные признаки языка как природного явления и на указанные выше связи языкознания с естественными


науками, мы должны отнести языкознание, учитывая основополагаю­щие признаки и функции языка как предмета изучения, к наукам гуманитарным, общественным. Язык не существует вне общества. Единство самого общества, народа возможно благодаря языку. Язык обслуживает общество, являясь единственным универсальным средст­вом общения. Развитие языка тесно связано с развитием общества и человеческого мышления, что вместе с тем не лишает язык своеобразия и самостоятельности как определенного явления действительности. В значениях знаков язык отражает и закрепляет результаты познания говорящим коллективом окружающего мира и самого человека. Уже сам по себе язык как естественное и специфически человеческое средство общения и познания действительности, которое нарождаю­щийся человек находит готовым, во многом определяет общественную природу человека. Именно благодаря языку обеспечиваются обще­ственные функции в различных областях человеческой деятельности — в производстве, культуре, образовании, науке, литературе, искусстве и т. д. Язык является существенным признаком нации, народа, представ­ляя собой наиболее концентрированное выражение народности как совокупности существенных черт, признаков, отличающих один народ от другого.

В силу сложности самой природы языка, являющегося универсаль­ным средством общения, передачи и хранения самой различной ин­формации, языкознание имеет тесные, органические связи с другими науками.

Так, звук произносится с помощью органов речи, всякий раз осуществляющих определенную работу. Поэтому в целях исследования материальной стороны языка наука о языке вынуждена обращаться к физиологии человека, в частности к работе так называемых органов произношения. Продукт работы этих органов — звук в виде колебания воздуха (физической среды, окружающей человека и обеспечивающей его жизнь),— это физическое явление, которое изучается особой от­раслью знаний — акустикой.

Действия органов речи, восприятие речи с помощью слуха — все это управляется мозгом, нервной системой человека, с помощью определенных ее центров. Функционирование языка, восприятие яв­лений действительности, формирование на этой основе значений и смыслов языковых единиц непосредственно связаны с внутримозго-выми психологическими, нейрофизиологическими и другими процес­сами. Отсюда близкая связь языкознания с целым рядом наук — психологией, нейрофизиологией, нейропатологией и др.

Язык как универсальное средство общения, как знаковая система, передающая и закрепляющая итог познания действительности, имеет сама по себе зачатки различных знаний о внешнем мире и самом человеке, а следовательно, известные выходы к различным специаль­ным отраслям знания. С семантики общеупотребительного языка


начинает свое формирование любая наука. Об этом, в частности, свидетельствуют слова общеупотребительного языка, ставшие терми­нами той или другой науки. Об этой кровной связи свидетельствуют все еще сохраняющиеся семантические нити между «ближайшими» (общеязыковыми, общеупотребительными) и «дальнейшими» (специ­альными) значениями таких терминов (см. ниже).

В то же время сам язык, будучи сложным, многофункциональным явлением, изучается целым рядом наук: психологией, логикой, фило­софией, литературоведением, кибернетикой и др. Разумеется, каждая такая наука интересуется языком с определенной точки зрения, имеет свой предмет изучения. Однако уже в силу единства языка как явления действительности языкознание не может не иметь точек соприкосно­вения с этими науками. В целях углубленного и разностороннего познания языка языкознание не может не прибегать к услугам других наук. В свою очередь и другие науки используют результаты языковед­ческих исследований, например логика, психология, история, фило­софия, математика и др. Идет, таким образом, взаимный обмен результатами исследования общего сложнейшего, уникального объекта изучения — языка.

Отличительной чертой науки XX в. является ее интеграция. На стыке различных наук формируются новые: психолингвистика, мате­матическая лингвистика, социолингвистика, инженерная лингвистика, прикладная лингвистика... Надо сказать, что теоретическое языкозна­ние и во время своего становления было тесно связано с целым рядом наук. В середине XIX в. Потебня писал, отмечая уже тогда тенденцию к непосредственному взаимодействию и взаимопроникновению наук: «...Никогда оно (т. е. взаимодействие наук,— В.Г.) не было столь возможно и в некоторых отношениях так действительно, как теперь... Наше время представляет пример взаимодействия наук и избрание лицами срединных путей; языкознание и психология, языкознание и физиология, языкознание и история, психология и физиология» (29, с. 114).

В наше время связи языкознания и других наук значительно расширились. Научно-технический прогресс коснулся и языкознания, поставил перед ним большие и сложные задачи, имеющие экономи­ческое, хозяйственное значение для страны, требующие оперативного решения. Необходимость глубоких знаний в области теоретического, прикладного языкознания, строения конкретных языков возникла у специалистов, казалось бы, далеких от языкознания,— инженеров, программистов, математиков, занимающихся решением информаци­онных задач на ЭВМ, автоматизацией производственных процессов и др. Одновременно и в чисто традиционной работе языковедов — составление словарей различных типов, словарных фондов, грамматик, различного вида пособий — нашли применение программирование, математика, электронно-вычислительная техника. Использование этих 16


достижений науки и техники позволяет значительно облегчить трудо­емкую работу языковедов, особенно составление словарей и грамматик. Подробнее о связях языкознания с другими науками см.: (30; 25, с. 30-49).

ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Античные теории языка и стиля. М.; Л., 1936.

2. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингви­
стики. М., 1975.

3. Кондратов Н.А. История лингвистических учений. М., 1979.

4. История лингвистических учений. Древний мир. Л., 1980.

5. История лингвистических учений. Средневековый Восток. Л., 1981.

6. История лингвистических учений. Средневековая Европа. Л., 1985.

7. Zawadowski L. Lynqwistyczna teoria jezyka. Wroclaw. 1966.

8. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. М., 1973.

9. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978.

 

10. Бутлеров A.M. Сочинения. Т. 1. М., 1953.

11. Ср., например, В.И. Кодухов: «Язык является важнейшим средством человече­
ского общения; нет и не может быть человеческого общества и народа, которые не имели
бы языка» (Введение в языкознание. М., 1979).

12. Подобное же определение см.: Общее языкознание. Минск, 1983.

13. Die deitsche Sprache. Kleine Enzyklopadie. В. 1, Leipzig, 1969.

14. Ж. Вандриес определяет язык как систему знаков: «Под знаком в данном случае
надо понимать всякий символ, способный служить для взаимного общения людей»
(Язык. Лингвистическое введение в историю. М., 1937).

15. Подобным же образом определяет язык Ж. Марузо: «Всякая система знаков,
пригодная для того, чтобы служить средством общения между индивидами... Звуковой
язык, основанный главным образом на употреблении голоса и называемый также
членораздельным языком... составляет предмет изучения языковедения» (Словарь лин­
гвистических терминов. М., 1960).

16. Д.Н. Кудрявский, например, приводит определение языка Г. Габеленца: «Чело­
веческий язык есть членораздельное выражение мысли при помощи звуков» (Введение
в языкознание. Юрьев (Дерпт), 1913).

17. Ср. с этим определение: «Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе
и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, служащая
для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представ­
лений человека о мире» (Русский язык. Энциклопедия. М., 1979).

18. Богородщкий В.А. Лекции по общему языковедению. Казань, 1913.

19. «...Сущность языка,— замечал Э. Сепир,— заключается в соотнесении условных,
произвольно артикулируемых звуков или их эквивалентов к различным элементам опыта»
(Язык. М.( 1934).

20. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.

21. Дорошевский В. Элементы лексикологии и семиотики. М., 1973.

22. Ср., с одной стороны: «Язык. Вся совокупность высказываний, которой может
пользоваться данная языковая общность, является языком этой языковой общности...»
(Хэмп Э. Словарь американской лингвистической терминологии. М., 1964).

23. С другой стороны: «Языком мы называем то, что в речи является одновременно
общим, устойчивым и абстрактным»/М/е»«А:/ Т. Jezykoznawstwo. Warszawa, 1968.

24. Для Ю.С. Маслова язык представляется заложенным в речи, скрытым в ней; он —
«недоступный как целостная система непосредственному наблюдению, но стоящий как

 


своего рода абстрактная сущность за конкретностью и бесконечным многообразием явлений речи» (Введение в языкознание. М, 1975).

25. С точки зрения трихотомии определяет язык Ф.М. Березин и Б.Н. Головин (см:
Общее языкознание. М, 1979; об этом см. ниже).

26. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М, 1984.

27. Потебня А.А. Основы поэтики А.А. Потебни//Вопр'осы теории и психологии
творчества. Т. 2. Вып. 2. СПб., 1910.

28. Потебня АЛ. Эстетика и поэтика. М., 1976.

29. Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.

30. Шендельс ЕЙ. Связь языкознания с другими науками. М., 1962.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...