Языкознание - гуманитарная наука
Язык — это одновременно общественное и природное явление. Об этом свидетельствуют как его собственные признаки в качестве явления действительности, так и его тесные взаимосвязи, с одной стороны, с гуманитарными науками (логика, психология, философия, история, семиотика и др.), с другой,— с естественными (физиология, нейрофизиология, акустика, нейропатология и др.). В языкознании с успехом применяются науки математического цикла, которые, как известно, охватывают и естественные, и гуманитарные науки. Выделение общего, теоретического языкознания в отдельную, самостоятельную науку происходило в первой половине XIX в., т. е. в эпоху выдающихся открытий в науке вообще, и особенно в естественных науках. И это не могло не наложить отпечатка на сам процесс формирования теоретического языкознания и его оценку. Влияние естественных наук в то время было особенно сильным. Не случайно поэтому ряд выдающихся языковедов — М. Мюллер, А. Шлейхер, В.О. Уитни, ф.И. Буслаев и др.— относили языкознание к разряду естественных наук. По мысли А. Шлейхера, с естественными науками языкознание роднит строгая систематичность, взаимосвязь и взаимообусловленность частей языка; закономерность и необходимость его процессов, происходящих с математической точностью (ср.: действие фонетических законов) и др. Сложность и многофункциональность языка давали известное основание относить языкознание к разным классам наук. Поэтому и понимание языкознания как науки было разным в истории науки. Однако, несмотря на известные признаки языка как природного явления и на указанные выше связи языкознания с естественными науками, мы должны отнести языкознание, учитывая основополагающие признаки и функции языка как предмета изучения, к наукам гуманитарным, общественным. Язык не существует вне общества. Единство самого общества, народа возможно благодаря языку. Язык обслуживает общество, являясь единственным универсальным средством общения. Развитие языка тесно связано с развитием общества и человеческого мышления, что вместе с тем не лишает язык своеобразия и самостоятельности как определенного явления действительности. В значениях знаков язык отражает и закрепляет результаты познания говорящим коллективом окружающего мира и самого человека. Уже сам по себе язык как естественное и специфически человеческое средство общения и познания действительности, которое нарождающийся человек находит готовым, во многом определяет общественную природу человека. Именно благодаря языку обеспечиваются общественные функции в различных областях человеческой деятельности — в производстве, культуре, образовании, науке, литературе, искусстве и т. д. Язык является существенным признаком нации, народа, представляя собой наиболее концентрированное выражение народности как совокупности существенных черт, признаков, отличающих один народ от другого.
В силу сложности самой природы языка, являющегося универсальным средством общения, передачи и хранения самой различной информации, языкознание имеет тесные, органические связи с другими науками. Так, звук произносится с помощью органов речи, всякий раз осуществляющих определенную работу. Поэтому в целях исследования материальной стороны языка наука о языке вынуждена обращаться к физиологии человека, в частности к работе так называемых органов произношения. Продукт работы этих органов — звук в виде колебания воздуха (физической среды, окружающей человека и обеспечивающей его жизнь),— это физическое явление, которое изучается особой отраслью знаний — акустикой.
Действия органов речи, восприятие речи с помощью слуха — все это управляется мозгом, нервной системой человека, с помощью определенных ее центров. Функционирование языка, восприятие явлений действительности, формирование на этой основе значений и смыслов языковых единиц непосредственно связаны с внутримозго-выми психологическими, нейрофизиологическими и другими процессами. Отсюда близкая связь языкознания с целым рядом наук — психологией, нейрофизиологией, нейропатологией и др. Язык как универсальное средство общения, как знаковая система, передающая и закрепляющая итог познания действительности, имеет сама по себе зачатки различных знаний о внешнем мире и самом человеке, а следовательно, известные выходы к различным специальным отраслям знания. С семантики общеупотребительного языка начинает свое формирование любая наука. Об этом, в частности, свидетельствуют слова общеупотребительного языка, ставшие терминами той или другой науки. Об этой кровной связи свидетельствуют все еще сохраняющиеся семантические нити между «ближайшими» (общеязыковыми, общеупотребительными) и «дальнейшими» (специальными) значениями таких терминов (см. ниже). В то же время сам язык, будучи сложным, многофункциональным явлением, изучается целым рядом наук: психологией, логикой, философией, литературоведением, кибернетикой и др. Разумеется, каждая такая наука интересуется языком с определенной точки зрения, имеет свой предмет изучения. Однако уже в силу единства языка как явления действительности языкознание не может не иметь точек соприкосновения с этими науками. В целях углубленного и разностороннего познания языка языкознание не может не прибегать к услугам других наук. В свою очередь и другие науки используют результаты языковедческих исследований, например логика, психология, история, философия, математика и др. Идет, таким образом, взаимный обмен результатами исследования общего сложнейшего, уникального объекта изучения — языка. Отличительной чертой науки XX в. является ее интеграция. На стыке различных наук формируются новые: психолингвистика, математическая лингвистика, социолингвистика, инженерная лингвистика, прикладная лингвистика... Надо сказать, что теоретическое языкознание и во время своего становления было тесно связано с целым рядом наук. В середине XIX в. Потебня писал, отмечая уже тогда тенденцию к непосредственному взаимодействию и взаимопроникновению наук: «...Никогда оно (т. е. взаимодействие наук,— В.Г.) не было столь возможно и в некоторых отношениях так действительно, как теперь... Наше время представляет пример взаимодействия наук и избрание лицами срединных путей; языкознание и психология, языкознание и физиология, языкознание и история, психология и физиология» (29, с. 114).
В наше время связи языкознания и других наук значительно расширились. Научно-технический прогресс коснулся и языкознания, поставил перед ним большие и сложные задачи, имеющие экономическое, хозяйственное значение для страны, требующие оперативного решения. Необходимость глубоких знаний в области теоретического, прикладного языкознания, строения конкретных языков возникла у специалистов, казалось бы, далеких от языкознания,— инженеров, программистов, математиков, занимающихся решением информационных задач на ЭВМ, автоматизацией производственных процессов и др. Одновременно и в чисто традиционной работе языковедов — составление словарей различных типов, словарных фондов, грамматик, различного вида пособий — нашли применение программирование, математика, электронно-вычислительная техника. Использование этих 16 достижений науки и техники позволяет значительно облегчить трудоемкую работу языковедов, особенно составление словарей и грамматик. Подробнее о связях языкознания с другими науками см.: (30; 25, с. 30-49). ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ 1. Античные теории языка и стиля. М.; Л., 1936. 2. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингви 3. Кондратов Н.А. История лингвистических учений. М., 1979. 4. История лингвистических учений. Древний мир. Л., 1980. 5. История лингвистических учений. Средневековый Восток. Л., 1981.
6. История лингвистических учений. Средневековая Европа. Л., 1985. 7. Zawadowski L. Lynqwistyczna teoria jezyka. Wroclaw. 1966. 8. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. М., 1973. 9. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978.
10. Бутлеров A.M. Сочинения. Т. 1. М., 1953. 11. Ср., например, В.И. Кодухов: «Язык является важнейшим средством человече 12. Подобное же определение см.: Общее языкознание. Минск, 1983. 13. Die deitsche Sprache. Kleine Enzyklopadie. В. 1, Leipzig, 1969. 14. Ж. Вандриес определяет язык как систему знаков: «Под знаком в данном случае 15. Подобным же образом определяет язык Ж. Марузо: «Всякая система знаков, 16. Д.Н. Кудрявский, например, приводит определение языка Г. Габеленца: «Чело 17. Ср. с этим определение: «Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе 18. Богородщкий В.А. Лекции по общему языковедению. Казань, 1913. 19. «...Сущность языка,— замечал Э. Сепир,— заключается в соотнесении условных, 20. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. 21. Дорошевский В. Элементы лексикологии и семиотики. М., 1973. 22. Ср., с одной стороны: «Язык. Вся совокупность высказываний, которой может 23. С другой стороны: «Языком мы называем то, что в речи является одновременно 24. Для Ю.С. Маслова язык представляется заложенным в речи, скрытым в ней; он —
своего рода абстрактная сущность за конкретностью и бесконечным многообразием явлений речи» (Введение в языкознание. М, 1975). 25. С точки зрения трихотомии определяет язык Ф.М. Березин и Б.Н. Головин (см: 26. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М, 1984. 27. Потебня А.А. Основы поэтики А.А. Потебни//Вопр'осы теории и психологии 28. Потебня АЛ. Эстетика и поэтика. М., 1976. 29. Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905. 30. Шендельс ЕЙ. Связь языкознания с другими науками. М., 1962.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|