Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По отношению ко всем




существовавшим до него религиям [51].

Ф. Энгельс.

 

Христианство, в отличие от всех религий, учит о принципиально иных условиях спасения человека. В иудействе и язычестве верующему обещалось спасение за праведную жизнь, добрые дела, подвиги, жертвоприношения, молитвы, совершение священнодействий. Христос же говорит: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:13). Он одо­бряет не фарисея-праведника, исполняющего закон Моисея и хвалившегося перед Богом своими добродетелями, а мошенника мытаря, но взывающего: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18:13). Женщине, совершившей прелюбодеяние, Он лишь сказал: Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин.8:11). От­пускает грехи не фарисею, пригласившему Его на обед, но грешнице, обливающей слезами раскаяния Его ноги и отирающей их во­лосами своими (см. Лк. 7:44). Первым в рай вошел не праведник, а разбойник, совершивший тяжкие преступления - но, хотя и в последние минуты свой жизни, раскаявшийся!

Всё это буквально перевёртывает единое во всех религиях представление о Боге и об условиях спасения человека. Как понимать этот коперникианский переворот?

По христианскому учению, в отличие от всех других религий, спасение – это не плата человеку за его добрые дела и заслуги, но то состояние, которое возникает в душе, осознавшей свои грехи и принесшей искреннее раскаяние. Оно называется смирением. И именно оно, а не сами по себе добродетели, является непременным условием спасения человека.

Очень точно выразил это святой Исаак Сирин (6-й в.): «пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение... Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые (добродетель и труд ради нее) будут напрасны»[52].

То есть даже самая подвижническая и высокая нравственная жизнь рассматриваются в христианстве как имеющие значение лишь в том случае, если они открывают верующему его греховное состояние и приводят к покаянию и смирению. В противном случае они не только обесцениваются, но и способны духовно погубить человека. Как писал наш русский святой Игнатий (Брянчанинов): «Телесный подвиг, не сопровождаемый душевным, более вреден, нежели полезен. Он служит причиной необыкновенного усиления душевных страстей: тщеславия, лицемерия, лукавства, гордыни, ненависти, зависти, самомнения». Ибо где нет смирения, там соответственно возрастают в человеке самомнение, гордость – состояние, худшее всех страстей.

Христианское учение о спасении явилось прямым вызовом всем религиям мира, в том числе и той, в которой Христос вырос и был воспитан. Христианство оказалось в этом отношении религией своего рода антирелигиозной. И, естественно, встает вопрос: откуда и как могла возникнуть такая революционная религия у Иисуса Христа? Ответ остается т один – ее Он мог создать только, действительно, будучи образом Бога невидимого (2 Кор. 4: 4).

 

3. Вероучительные аргументы

 

Все христианские истины: о Боге-Любви, Троице-Боге, Логосе – второй Ипостаси Бога, Его воплощении, распятом и Воскресшем Христе Спасителе, и др. – уникальны по своему содержанию. Они в самой сути глубоко отличны как от ветхозаветной иудейской религии, так и от всех религиозных и философских учений той эпохи. Этот поразительный факт невольно заставляет задуматься: откуда могли взять такое множество совершенно новых и удивительных по своей глубине религиозных идей не учившийся Сын плотника (Ин. 7:15; Мф. 13:55) и Его ученики - люди некнижные и простые (Деян. 4:13)? Ведь и у самых мудрых и ученых людей того времени не было даже намека на подобные мысли. Кроме Иисуса Назорея других источников этих идей в ту эпоху никто не называет. В таком случае, кто же Он?

Рассмотрим самые основные из них, относящихся к главной истине религии – учению о Боге.

 

Кто есть Бог

 

1. Общие замечания

Когда я говорю о Боге, слова мои

подобны льву ослепшему, который

ищет водного источника в пустыне.

Максимилиан Волошин

 

У великого древнегреческого философа Платона (†347 до н. э.) есть такая мысль: «Простые вещи не поддаются определению». Действительно, сложную вещь можно как-то определить, называя составляющие ее свойства. Простую же можно понять, только увидев её. Как, например, можно объяснить человеку, что такое красный цвет или сладкий вкус, если он никогда с ними не соприкасался? Очевидно, что способ один – он должен увидеть, попробовать, ибо никакие слова здесь не помогут.

Христианская религия учит о Боге как первичной Простоте, Он пр ó стое Существо. Поэтому любое слово о Нем, любое Его определение будет недостаточным. И все те имена и качества Бога, которые называются в Священном Писании и в богословской литературе, являются ничем иным, как лишь некими земными аналогами Его свойств. Ибо Он есть Дух, а не какое-то Существо из тончайшей материи, и потому не может быть описан языком и понятиями нашего обычного опыта. Один из святых прп. Симеон Новый Богослов (X в.) писал: «Я... оплакивал род человеческий, так как, ища необычайных доказательств, люди приводят человеческие понятия и вещи, и слова и думают, что изображают Божественное естество, то естество, которого никто из ангелов, ни из людей не мог ни увидеть, ни наименовать»[53].

Но при всей невозможности дать адекватное описание свойств Бога, Его образ необходим, поскольку они, в конечном счете, являются безусловным ориентиром всей нравственной и духовной жизни верующего. Такие положительные Его характеристики, как Любовь, Разум, Личность, Справедливость, Святость говорят о том, что Бог не зло, не неправда, не ненависть, и таким образом человеку открывается возможность четко различать между добром и злом. Без этого теряются все нравственные ориентиры в жизни и можно придти к тому, о чем писал Д. Мережковский:

И зло, и благо – два пути,

Ведут к единой цели оба,

И всё равно куда идти.

Христианство своим учением о Боге утверждает: не всё равно, куда идти.

У одного из святых – Григория Паламы́ (X1V в.) – есть замечательное высказывание, которое в кратких и емких словах раскрывает еще одну из сторон христианского учения о Боге и характере Его связи с миром. Свт. Григорий писал: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям». Эта мысль подчеркивает две важные характеристики Бога.

Первая – Бог неотделим и не отчужден от природы мира и человека, ибо всё существует в силу причастности Ему. Вторая – эта причастность мира Богу не означает однако его единоприродности, единосущности с Богом. Отсюда становится понятным, почему христианство не приемлет деизма[54], полностью отделяющего и отчуждающего Бога от мира, и делающего окружающий мир бездушным объектом потребительских интересов человека. Оно отвергает и пантеизм[55], сливающий Бога с миром, исключающий в Нем личность и открывающий простор для развития разных видов шаманизма, колдовства, магии, оккультизма, претендующих на возможность покорения человеком скрытых (оккультных) сил того мира и использования их в своих целях.

Вторая – Христианство, отвергая всё это, открывает, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4:16), чем не просто принципиально отличает Его образ от всех прежних о Нем представлений, но и возводит Его понимание на высшую для человеческого сознания ступень. Бог не просто высший Разум, Творец, справедливый Судья. Он не тот абсолютный Властитель, который может делать что угодно. Нет, все действия Его в отношении Своего творения обусловлены исключительно любовью. В Евангелии читаем: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3: 16–17). И добровольный Крест Христов показал всю силу этой любви.

Но в таком случае как понимать постоянно встречающиеся в Священном Писании и у святых Отцов выражения о Боге судящем, гневающимся, наказывающем, милующем и т.д.? Святые отцы отвечают на это. Так, свт. Иоанн Златоуст, у которого в проповедях можно встретить сколько угодно высказываний о гневе, наказаниях и прочих «чувствах» Бога, когда раскрывает догматическое учение о Нем, то прямо говорит: «Когда ты слышишь слова:­ “ярость и гнев”, в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых» [56]. Свт. Григорий Нисский писал: «Ибо что неблагочестиво почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти удовольствия или милости, или гнева, этого никто не будет отрицать даже из мало внимательных к познанию истины Сущего» [57]. Прп. Касс­иан Римлянин даже так говорил: «… без богохульства нельзя приписывать Ему и возмущение гневом и яростью»[58]. И т. д.

Христианское учение о Боге-Любви явилось совершенно новым и противоречащим всеобщим в древнем мире, как иудейским, так и языческим, представлениям о Боге. Как и откуда оно могло возникнуть у плотника Иисуса, остается неразрешимым вопросом, если видеть в Христе лишь плотника Иисуса. Только признание Его образом Бога невидимого (2 Кор. 4,4; Кол. 1,15) отвечает на него.

 

 

2. Один и три

Credo, quia absurdum.

Евангелие говорит о том, что Бог есть Дух (Ин. 4:24), но не безликая Сила и не замкнутая в Себе моноипостасная Монада. Он один, но в трех Ипостасях (Лицах). Это - совершенно новое, непонятное и неестественное для религиозной и философской мысли того времени учение.

Основная мысль его состоит в утверждении, что Бог – это безначальный Отец, предвечно рождающийся от Него Сын (Логос - Слово), и предвечно исходящий от Отца Дух Святой. Три Ипостаси равночестны, имеют одну сущность, единую любовь, единый ум, единую волю, единое действие. Как писал один из святых Отцов, Василий Великий: Бог имеет единотройственную благодать. Это можно было бы еще понять, если бы такое учение вытекало из каких либо известных предпосылок мысли. Но таковых нет. В результате человеческий разум оказывается перед какой-то таинственной и неразрешимой загадкой.

Поэтому лишь некоторое понимание ее возможно только на пути аналогий из нашего естественного мира.

Например, у древнегреческих мыслителей было понятие «атом» (греч. °-tomoj – неделимый), которым они обозначали ту предельно простую, неделимую частицу, которая является кирпичиком в устройстве всех вещей мира. Но в 20-м веке было открыто, что внутри неделимого-атома скрывается свой мир.

Какие неожиданные тайны открываются при более глубоком проникновении в сущность материи. Ни тем ли более такое возможно в познании природы Божества, когда Оно сочтет нужным открыть Себя человеку? Именно это произошло через Иисуса Христа, Которым было открыто, что Бог, будучи один в своей сущности, является Триипостасным. Понятна и причина этого Откровения - чтобы знать, что Иисус Христос это не просто человек, но и Бог – Богочеловек, и что в силу этого Его Крест и Воскресение и Его учение являются спасением человечества.

Учители Церкви, чтобы приблизить понимание нетривиальной истины о единстве Бога и Троичности Лиц в Нем, предлагают разные аналогии. Например, исходя из того, что человек является образом Божьим, они указывают на троичность духовной природы человека и предлагают такую аналогию Троицы-Бога. Так, прп. Максим Исповедник писал: «Слово [Сын Божий] имеет рождающий Его Ум, то есть Отца, и Жизнь, то есть Святой Дух, также сосуществующую с Ним»[59]. Прп. Симеон Новый Богослов: «Собственный твой дух во всем уме твоем, и весь ум твой во всем слове твоем, и все слово твое во всём духе твоем, нераздельно и неслиянно. Это есть образ Божий. Как ум не больше и не меньше души, душа - ума, слово - ума и души, таким же образом не больше и не меньше Отец Сына, Сын - Отца, Святой Дух - Отца и Сына, но собезначальны суть и равночестны»[60]. Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Образ Троицы Бога – троица человек... Ум наш – образ Отца; слово наше – образ Сына; дух – образ Святого Духа... Ум без мысли существовать не может, и мысль без ума. Потому-то всякая мысль имеет свой дух»[61].

Учением о Боге-Троице отвергаются все языческие божественные триады: тритеизм (три бога), триморфизм (три различных проявлений в мире одного Бога) и с емейная триада, в которой в качестве второго лица выступает рождающая богиня-мать. Но в Святой Троице нет ни мужского, ни женского начала. В Ней рождает Отец (а не мать), второй Ипостасью является Сын (а не богиня), третья Ипостась – неизвестный язычеству Дух Святой (а не сын или дочь). При этом, все три Ипостаси, в отличие от семейной триады, равночестны. Поэтому кроме числа три во всех этих триадах нет ничего общего со Святой Троицей.

Христианское учение о Триипостасном Боге является единственным в древнем мире. Его нет ни в религиозной, ни в философской мысли. Это еще один факт, свидетельствующий о неземном происхождении христианского учения, о божественности его источника – Христа.

 

 

3. Христос – Бог и Человек

 

И беспрекословно - великая благочестия

тайна: Бог явился во плоти.

1Тим. 3:16.

 

Критики христианства указывают на религиозную мифологию древних народов как на источник христианского учения о Боговоплощении. Но о каких воплощениях идет речь в политеистических религиях Греции, Рима, Сирии, Финикии, Индии и т. д.?

Прежде всего, необходимо сразу же отметить, что в отличие от полной исторической достоверности Личности Иисуса Христа, в религиях языческих боги не имеет никакой связи с реальной историей. Все они мифы. И говорить о их воплощениях – всё равно, что - о событиях в сказке «Конек-Горбунок». Все их воплощения и перевоплощения являются игрой воображения творцов этих мифов и поэтому боги у них меняют свои маски как актеры. 3евс, например, превращался в быка, сатира, орла, в золотой дождь. Юпитер – в дракона (крылатого змия) и так без конца. Мифология наделяет богов всеми человеческими страстями, как возвышенно-романтическими, так и самыми постыдными. У Кришны, например, по одному из сказаний, было 8 жен и 16 тысяч наложниц, от которых он имел 180 тысяч сыновей.

И при всей фантастичности вымыслов о богах, не было мысли о том, чтобы они реально воплощались. «Боги, – писал Эпикур (+270 г. до н.э.), – не пойдут на то, чтобы сделаться людьми действительными».

Поэтому даже самые авторитетные идеологи атеизма заявляют, что христианство предложило принципиально новое учение о воплощении Бога, которого не знал древний мир. Так, Ф. Энгельс утверждал, что «последним камнем здания христианства было учение о воплощении сделавшегося человеком Слова в определенной личности и о Его искупительной жертве на кресте для искупления грешного человечества. Каким образом вложен был этот последний камень в стоическо-философские теории, об этом у нас нет действительно достоверных источников»[62]. То же повторяет и один из ведущих советских атеистических идеологов А. Ранович: «Для нас важно восстановить не столько то общее, что есть между христианством и восточными культами, сколько различия между ними, важно установить специфику христианства по сравнению с родственными восточными культами. Эта специфика состоит в учении о воплощении»[63].

Действительно, специфика поразительная:

§ Христианство учит о воплощениине Бога, ноВторой Ипостаси Единосущной Троицы-Бога – Логоса.

§ Христос – в отличие от мифических богов, не имеющих никаких исторических корней, – является реальной исторической личностью, о которой сохранилось множество свидетельств.

§ Христианство исповедует не призрачное, но реальное принятие Сыном Божьим человеческой природы (Ин. 1:1–34). При этом Божественная и человеческая природы во Христе соединены в Нем неслитно (не образовав чего-то третьего, полубога-получеловека), неизменно (без изменения природ), нераздельно (неотделимо в единстве Богочеловека), неразлучно (навечно), чего совершенно не знает языческая мифология.

§ Страдания и смерть Христа не случайны, не бессмысленны, как, например, у Адониса, Аттиса или Осириса, но добровольны, жертвенны и приняты во имя великой цели,«чтобы соделать человеков богами и сынами Божиими»[64].

§ Христос действительно единожды умер и единожды воскрес, и Его воскресение является залогом и началом всеобщего воскресения человечества – в отличие от постоянно, ежегодно весной и осенью умирающих и воскресающих богов, ничего не дающих людям.

§ Христос не аватара другого божества и в свою очередь не имеет никаких аватар.

§ Его образ поражает своим нравственным величием. Он был чистотвсякойстрасти. Такого образа в мифологии не найти.

§ Бог Слово воплощается по любви к человеку (Ин. 3:16), а не для каких-либо земных целей или тем более похотливых развлечений.

Откуда же возник такой образ Богочеловека Иисуса Христа, если ничего подобного до Него не было ни в реальной истории человечества, ни даже в человеческих фантазиях? И этот образ не создан поэтами и философами, но запечатлен свидетелями, обычными рыбаками, просто и искренно описывающими Его подвиг жизни. Это ли не основание, чтобы еще раз убедиться в Божественности Основателя христианской религии?!

 

 

4. Распятый и воскресший Бог-Спаситель

 

Мы проповедуем Христа

распятого, для иудеев соблазн,

а для эллинов безумие.

1 Кор. 1:23

 

Кого обычно называют спасителем? Кто исцеляет неизлечимо больного, дает хлеб умирающему от голода, принимает в лютую стужу замерзающего, освобождает пленного из жестокого рабства... Спасителями являются полководцы и герои, умирающие за свой народ, цари и властители, издающие справедливые законы и искореняющие произвол сильных мира сего, выдающиеся ученые, совершившие великие открытия, спасшие множество людей и способствующие развитию образования, медицины, искусств, – все те, которые дают народу хлеб насущный. На фоне этой несомненной для привычного сознания очевидности выглядит странной и непонятной христианская истина о Спасителе, не только ничего подобного не сделавшего, но и распятого, как тягчайший преступник.

Откуда могло возникнуть подобное убеждение? В истории религий никогда не было учения о Боге, добровольно принявшем казнь и смерть ради спасения грешного, неблагодарного, часто богопротивного человечества. Такое учение и психологически не могло возникнуть в сознании людей, ибо оно просто абсурдно с точки зрения человеческих представлений о всемогуществе Бога. Однако с самого возникновения христианства истина о Христе, Крестом и Воскресением принесшего спасение миру, является самой сущностью всей проповеди. И именно эта истина, прежде всего, несмотря на тяжелейшие гонения и страшные казни, привлекала и привлекает по-прежнему нескончаемый поток людей в лоно Церкви.

Этот странный с психологической точки зрения факт заставляет задуматься: кто же Он, если привлек к Себе миллиарды людей, не обещая им ни хлеба, ни зрелищ на земле?

 

Примечание. Что же дал Христос человечеству своим Крестом и Воскресением, почему Бог не спас человека Своим всемогуществом и др., - см. на сайте alexey-osipov.ru видеолекции «Жертва Христова» (Курс семинарии).

Почему Православие?

Позн а ете истину,

и истина сделает

вас свободными.

Ин. 8:32

 

Христианство в своей истории, как и все мировые религии, претерпело расколы и разделения, которые образовывали новые формации, подчас существенно искажавшие изначальную веру. Наиболее серьезными и известными среди них явились католицизм, отколовшийся от Православных Церквей в XI веке, и протестантизм XVI-го столетия, возникший в Католической Церкви. Церкви Византийской империи (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская), в Грузии, на Балканах и в России традиционно называются Православными.

Что по существу отличает Православие от других христианских конфессий?

 

1. Святоотеческий фундамент

 

Главнейшей характеристикой Православия является его вера, что истинное понимание Священного Писания и любой истины веры и духовной жизни возможно только при условии строгого следования учению святых Отцов. О значении святоотеческого учения для понимания Писания прекрасно сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Не сочти для себя достаточным чтения одного Евангелия, без чтения святых Отцов! Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые Отцы: чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским»[65]. Это положение рассматривается в Православии как основополагающий критерий и в оценке истинности любой церкви, называющей себя христианской. Твердость в сохранении верности святым Отцам дала возможность Православию сохранить неповрежденным изначальное христианство на протяжении двух тысячелетий.

Иная картина наблюдается в инославных исповеданиях.

 

 

2. Католицизм

 

В католичестве с самого его отпадения от Православия и до настоящего времени истиной в последней инстанции являются определения Римского папы ex cathedra[66], которые «сами по себе, а не с согласия церкви неизменны» (то есть истинны). Папа наместник Христа на земле, и несмотря на то, что Христос прямо отказался от какой-либо власти, папы всю историю боролись за политическую власть в Европе, и по настоящее время являются абсолютными монархами в государстве Ватикан. Личность папы по католическому вероучению стоит над всеми: над соборами, над Церковью, и он по своему усмотрению может изменять в ней всё, что угодно.

Ясно, какую огромную опасность таит в себе такой вероучительный догмат, когда любые истины веры, принципы духовной, нравственной и канонической жизни Церкви во всей полноте ее состава определяются, в конечном счете, одним человеком, независимо от его духовного и нравственного состояния. Это уже не святая и соборная Церковь, но светская абсолютистская монархия, которая и породила соответствующие плоды своей омирщённости: материализм и атеизм, приведя Европу в настоящее время к полной дехристианизации и возвращению к язычеству.

Насколько глубоко поразила сознание верующих эта ложная идея непогрешимости папы, можно судить хотя бы по следующим высказываниям.

«Учитель Церкви» (высший разряд святых) Катарина Сиенская (XIV в.), заявляет правителю Милана о папе: «Даже если бы он был дьяволом во плоти, я не должна возносить главу против него»[67].

Знаменитый богослов ХVI века кардинал Баллармин откровенно разъясняет роль папы в Церкви: «Если бы даже папа впал в заблуждение, предписывая пороки и запрещая добродетели, Церковь, если она не желает погрешить против совести, обязана была бы верить, что пороки – добро, а добродетели – зло. Она обязана считать за добро то, что он приказывает, за зло – то, что он запрещает» [68].

Подмена в католицизме верности Отцам верностью папе привело к искажению учения Церкви не только в догмате о папе, но и в целом ряде других важнейших вероучительных истин: в учении о Боге, о Церкви, грехопадении человека, первородном грехе, о Боговоплощении, Искуплении, оправдании, о Деве Марии, сверхдолжных заслугах, чистилище, о всех таинствах[69] и т. д.

Но если эти догматические отступления Католической церкви для многих верующих малопонятны, и потому менее влияют на их духовную жизнь, то искажение католицизмом учения об основах духовной жизни и понимания святости, принесло уже непоправимый вред всем искренним верующим, которые хотят спасения и попадают на путь прелести.

Достаточно несколько примеров из жизни великих католических святых, чтобы увидеть, к чему приводят эти искажения.

Одним из самых почитаемых в католицизме является Франциск Ассизский (XIII в.). Его духовное самосознание хорошо открывается из следующих фактов. Однажды Франциск усиленно молился «о двух милостях»: «Первая — это чтобы я... мог... пережить все те страдания, которые, Ты, Сладчайший Иисусе, испытал в Твоих мучительных страстях. И вторая милость... — это, чтобы... я мог почувствовать... ту неограниченную любовь, которою горел Ты, Сын Божий».

Невольно обращает на себя внимание сам мотив молитвы Франциска. Не чувство своего недостоинства и покаяния, а откровенные претензии на равенство с Христом движут им: все те страдания, ту неограниченную любовь, которою горел Ты, Сын Божий. Закономерен и результат этой молитвы: Франциск «почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса»! Едва ли нужны комментарии по этому поводу. При этом у Франциска появились кровоточащие раны (стигматы) — следы «страданий Иисусовых»[70].

Подобного в более, чем тысячелетней истории Церкви, у величайших святых не было. Само по себе это превращение достаточно свидетельствует об очевидной психической аномалии. О природе же стигмат хорошо известно в психиатрии. «Под влиянием болезненного самовнушения, - пишет психиатр А.А. Кирпиченко, - у религиозных экстатиков, живо переживающих в своем воображении казнь Христа, появлялись кровавые раны на руках, ногах, голове” [71]. Это явление чисто нервно-психического возбуждения, которое с действием благодати никак не связано. И очень печально, что Католическая Церковь принимает стигматы за что-то чудесное и божественное, обманываясь и вводя в заблуждение своих верующих. В таком сострадании (сompassio) Христу нет той истинной любви, о которой Господь сказал: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14, 21).

Подмена заповеданной Спасителем борьбы со своими страстями переживаниями мечтательной любви к Иисусу Христу, «состраданием» к Его мучениям является одной из тяжелейших ошибок в духовной жизни. Такое направление вместо познания своей греховности и покаяния приводила и приводит католических подвижников к самомнению – к прелести, нередко связанной с прямыми психическими расстройствами (ср. проповеди Франциска птицам, волку, горлицам, змеям, цветам, его благоговение перед огнем, камнями, червями).

А вот, что «Дух Святой» говорит блаженной Анжеле (†1309)[72]: «Дочь Моя, сладостная Моя,.. очень Я люблю тебя»: «Был я с апостолами, и видели они Меня очами телесными, но не чувствовали Меня так, как чувствуешь ты». И такое открывает о себе Анжела: «Вижу я во мраке Святую Троицу, и в самой Троице, Которую вижу я во мраке, кажется мне, что стою я и пребываю в середине Ее». Свое отношение к Иисусу Христу она выражает, например, в таких словах: «могла я всю себя ввести внутрь Иисуса Христа». Или: «Я же от сладости Его и от скорби об отшествии Его кричала и хотела умереть» — при этом она так начинала бить себя, что монахини вынуждены были уносить ее из костела[73].

Не менее ярким примером глубокого искажения в католицизме понятия о христианской святости является «Учитель Церкви» Катарина Сиенская (†1380). Вот несколько цитат из ее биографии, говорящих сами за себя. Ей около 20 лет. «Она чувствовала, что в ее жизни должен произойти решающий перелом, и продолжала истово молиться Своему Господу Иисусу, повторяя ту прекрасную, нежнейшую формулу, которая стала для нее привычной: “Сочетайся со мной браком в вере!”»

«Однажды Екатерина увидела видение: ее божественный Жених, обнимая, привлекал ее к Себе, но потом взял из ее груди сердце, чтобы дать ей другое сердце, более похожее на Его собственное». «И смиренная девушка начала рассылать по всему свету свои послания, длинные письма, которые она диктовала с поразительной быстротой, часто по три или по четыре одновременно и по разным поводам, не сбиваясь и опережая секретарей [74].

«В письмах Екатерины бросается в глаза прежде всего частое и настойчивое повторение слов: “Я хочу ”». «Некоторые говорят, что решительные слова “я хочу” она в состоянии экстаза обращала даже ко Христу».

К папе Григорию ХI она пишет: «Говорю вам от имени Христа... Ответьте на зов Святого Духа, к вам обращенный». «А к королю Франции обращается со словами: “Творите волю Божию и мою ”»[75].

Еще одному «Учителю Церкви» Терезе Авильской (XVI в.) «христос» после многочисленных своих явлений говорит: «С этого дня ты будешь супругой Моей... Я отныне не только Творец твой, Бог, но и Супру г». Тереза признается: «Душу зовет Возлюбленный таким пронзительным свистом, что нельзя этого не услышать. Этот зов действует на душу так, что она изнемогает от желания». Перед смертью она восклицает: «О, Бог мой, Супруг мой, наконец-то я Тебя увижу!»[76]. Не случайно, известный американский психолог Вильям Джеймс, оценивая ее мистический опыт, писал: «… ее представления о религии сводились, если можно так выразиться, к бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством»[77].

Яркой иллюстрацией ложного в католицизме представления о христианской любви и святости является ещё один «Учитель Вселенской Церкви» Тереза из Лизье (Тереза Маленькая, или Тереза Младенца Иисуса), скончавшаяся в 23-летнем возрасте. Вот несколько цитат из ее духовной автобиографии «Повесть об одной душе».

«Я неизменно храню дерзновенное упование на то, что стану великой святой... Я думала, что рождена для славы и искала путей к ее достижению. И вот Господь Бог открыл мне, что моя слава не будет явлена смертному взору, и суть ее в том, что я стану великой святой!» «В сердце моей Матери-Церкви я буду Любовью... тогда я буду всем... и через это моя мечта осуществится

Что это за любовь, об этом Тереза говорит откровенно: «Это было лобзание любви. Я чувствовала себя любимой и говорила: “Я люблю Тебя и вверяю Тебе себя навеки”. Не было ни прошений, ни борьбы, ни жертв; уже давно Иисус и маленькая бедная Тереза, взглянув друг на друга, поняли все... Этот день принес не обмен взглядами, а слияние, когда больше не было двух, и Тереза исчезла, словно капля воды, потерявшаяся в океанских глубинах»[78].

Едва ли требуются комментарии к этому сладкому роману бедной девушки – Учителю (!) Католической церкви. Не она, как и ее многочисленные предшественницы, перепутала естественную, влекущую, возникающую безо всякого труда и присущую по природе всем тварям земным любовь с той, которая приобретается подвигом борьбы со страстями, падениями и восстаниями, происходящим отсюда сердечным покаянием и смирением – единственным непогрешимым основанием богоподобной, духовной любви, которая полностью замещает любовь душевно-телесную, биологическую. Как говорили все святые: «Дай кровь и прими дух»!

В этой беде виновата та церковь, которая воспитала ее в таком искаженном понимании высшей христианской добродетели, являющейся только плодом очищения души от всех страстей. Святой Исаак Сирин в таких словах выразил эту мысль Отцов: «Нет способа возбудиться в душе Божественной любви... если она не препобедила страстей… Но скажешь: не говорил я “люблю”, но “возлюбил любовь”. И это не имеет места, если душа не достигла чистоты… и всякий говорит, что желает любить Бога... И слово это всякий произносит, как свое собственное, однако же, при произнесении таких слов движется только язык, душа же не ощущает, что говорит»[79]. Потому свт. Игнатий (Брянчанинов) предупреждал: «Многие подвижники, приняв естественную любовь за Божественную, разгорячили кровь свою, разгорячили и мечтательность... Много было таких подвижников в Западной Церкви с того времени, как она впала в папизм, в котором богохульно приписываются человеку (папе — А.О.) Божеские свойства».

 

 

3. Протестантизм

 

Другую крайность, не менее разрушительную, можно видеть в протестантизме. Отвергнув святоотеческое предание, как безусловное требование сохранения истинного учения Церкви, и провозгласив основным критерием веры только Писание (sola Scriptura), протестантизм вверг себя в хаос беспредельного субъективизма в понимании, как Писания, так и любой христианской истины веры и жизни. Лютер отчетливо выразил этот догмат протестантизма: «Я не возношусь и не считаю себя лучше докторов и соборов, но я ставлю моего Христа выше всякой догмы и собора». Он не увидел, что Библия, предоставленная произвольному толкованию любого отдельного человека или отдельной общины, полностью утратит свою идентичность.

Отвергнув Священное Предание Церкви, то есть учение святых Отцов, и утверждаясь исключительно на личном понимании Писания, протестантизм с самого своего возникновения и до настоящего времени непрерывно распадается на десятки и сотни различных ветвей, каждое из которых ставит своего Христа выше всякой догмы и собора. В результате, видим, как всё чаще протестантские общины доходят до полного отрицания основополагающих истин христианства.

И закономерным следствием этого стало утверждение протестантизмом учения о спасении только верой (sola fide). Лютер, поставив свое истолкование этих слов апостола Павла (Гал. 2:16) выше всякой догмы и собора, открыто провозгласил: «Грехи верующего – настоящие, будущие, а также прошлые, прощаются, потому что покрываются или сокрываются от Бога совершенной праведностью Христа и поэтому не используются против грешника. Бог не хочет вменять, записывать наши грехи на наш счет, а вместо этого рассматривает как нашу собственную праведность праведность Другого, в Которого мы верим», то есть Христа.

Так, протестантская община, созданная спустя 1500 лет после возникновения христианства, исключив, фактически, основную мысль Евангелия: не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф.7:21), полностью утратила основы духовной жизни.

 

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...