Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Две эсхатологические концепции.




Священное Писание и Предание Церкви в лице святых отцов и ее литургического наследия отвечают на этот вопрос двояко: с одной стороны, утверждается, что эту жизнь во всем ее совершенстве получат только праведно живущие и только в Православной Церкви, а все грешные её члены и все неправославные будут вечно, бесконечно мучиться в аду; с другой – благодаря Жертве Христовой, и грешники, и весь род человеческий, перенеся соответствующие грехам страдания, по освобождении от страстей также наследуют жизнь вечную.

В богословской литературе, рассматривающей эту тему, как правило, приводятся свидетельства Священного Писания и творений святых отцов, говорящие только о вечности мучений, и совсем не рассматриваются свидетельства противоположные. Однако такой подход может вызывать только недоумение.

Основной вопрос, который стоит перед первой точкой зрения, очевиден: если Бог есть любовь, то мог ли Он дать бытие тому множеству людей, о которых знал, что они изберут грех и пойдут в ад на нескончаемые мучения? Не подрывается ли таким предположением основная христианская истина о Боге?

Известна единичная попытка ответа, принадлежащая прп. Иоанну Дамаскину, который писал: «Если же имевшим существовать в будущем по причине благости Божией то обстоятельство, что они имели оказаться злыми по своему собственному произволению, попрепятствовало бы, чтоб они произошли, то зло побеждало бы Божию бла­гость "[98]. Но этот ответ не только не дает объяснения, но и порождает очевидные недоумения. Во-первых, сама благость Бога по отношению к человеку осуществилась, оказывается, в том, Бог дал бытие тем, которые пойдут в нескончаемые мучения. Более того, если бы Он не дал им бытия для вечных мук, то зло побеждало бы Божию бла­гость. Во-вторых, Бог ставится здесь в странную зависимость от несотворенных злых существ.

Бескомпромиссный ответ на этот вопрос дал один из вождей протестантской реформации XVI века Кальвин, который утверждал: поскольку Бог, зная, кто как использует свою свободу, дал жизнь и добрым, и злым, следовательно, Он изначала предопределил одних людей к спасению, а других к вечной гибели.

Однако Церковь отвергла кальвинистское учение, поскольку оно явилось искажением основополагающей христианской истины о Боге-любви и прямым обвинением Его в страшной участи всего человечества, за исключением ничтожного числа правильно верующих.

Каково же святоотеческое, то есть Церкви, понимание Писания? Оно парадоксально. Святые писали и о вечности мучений, и о всеобщем спасении! При этом часто такое встречается у одного и того же Отца! Из этого факта можно сделать лишь один вывод: вопрос о вечной участи человека является той тайной, которую Бог не открыл миру.

В качестве свидетельства об этой тайне необходимо привести соответствующие тексты Священного Писания и святых отцов.

 

Поскольку обоснование взгляда о вечности мучений, широко известно, то здесь в качестве иллюстрации достаточно привести лишь несколько высказываний из Евангелия и Отцов.

Евангелие. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его………... И пойдут сии в муку вечную (Мф. 25: 41,46).

Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению (Мк. 3:29).

Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3:36).

Святые отцы. Свт. Григорий Богослов: «Но нам, когда мы в опасности утратить спасение души, души блаженной и бессмертной, которая будет вечно или наказываема за порочность, или прославляема за добродетель, – какой предлежит подвиг?» [99].

Прп. Макарий Египетский: «… так и зачавшие в своем сердце грех и породившие чад беззакония не могут в оный [судный] день избежать страшного и всепожирающего огня, но и души и тела их будут вместе осуждены» [100].

Прп. Максим Исповедник: «Мзду за подвиги в добродетели составляют бесстрастие и ведение. Ибо они виновниками бывают для нас Царствия Небесного, как страсти и неведение – муки вечной» [101].

И множество других.

 

Поскольку свидетельства второго взглядав богословской литературе, как правило, не приводятся, то их необходимо осветить более подробно.

Новый Завет. Ап. Петр: Христос... находящимся в темнице... сойдя, проповедал некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, погибшим при потопе во дни Ноя (1 Петр. 3:19-20), мертвым (1 Петр. 4:6). Здесь речь идет о грешниках.

Ап. Иоанн Богослов: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2:2).

На утрени слышим: «Днесь спасение миру бысть»!

Ап. Павел: Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою Одного всем человекам оправдание к жизни (Рим. 5:18).

Блаженный Феофилакт объясняет это место: «… чрез оправдание единого Христа на всех людей излилась благодать, дающая им и оправдание, вместо греха, и жизнь, вместо смерти» [102].

Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим.11:32-34)

Блаженный Феофилакт истолковывает эти слова: «… когда же спасены язычники, спасутся, соревнуя им, и иудеи и, таким образом, все будут помилованы»[103].

Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... Последний же враг истребится – смерть …... Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем (1 Кор. 15:22–28).

Блж. Феодорит объясняет: «Обратите внимание на основание рода, и увидите, что за прародителем последовали и потомки, и все стали смертными; потому что он приял смертность. Так все естество человеческое последует за Владыкою Христом и приобщится воскресения». Блаж. Феофилакт: «Некоторые же говорят, что этим, то есть покорностью всего означается прекращение зла. Ибо когда не будет греха, очевидно, что Бог будет все во всех… все будем богоподобны, все будем вмещать в себе Бога, и только Его»[104].

Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? (1 Кор. 15: 54, 55).

Свт. Феофан: «Когда тление, таким образом, изгнано будет из всех областей бытия и всюду воцарится бессмертная жизнь, тогда всё преисполнено будет радостью жизни» [105].

Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения (2 Кор. 5:19).

Блж. Феофилакт объясняет: «Отец примирил нас с Собою… и показавший такую близость к людям, что не только не наказал их, но и примирился с ними, и не только простил их, но и не вменил им грехов. Ибо если бы Он захотел требовать отчета, то все погибли бы».

Свт. Феофан: «Как же Он примирил? – Оставив им согрешения. Ибо иначе бы не был друг. Потому апостол и сказал далее: не вменяя им прегрешений их. А если бы Он захотел требовать отчета во грехах наших, то все мы погибли бы. Но при таком множестве грехов наших, Он не только не потребовал нам наказания, но и примирился с нами; не только оставил грехи наши, но и не вменил нам»[106].

... Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол. 2:14–15).

Блаж. Феофилакт: «Ибо все мы были повинны греху и наказанию, но Он… на кресте разрушил грех и наказание» [107].

Об этом возглашал еще пророк Исаия: И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это (Ис. 40:5).

Так понималиприведенные тексты Священного Писания ОтцыЦеркви.

Можно указать и на многие другие свидетельства Отцов, говорящие о спасении всех людей.

Так, во всех литургийных текстах Православной Церкви, особенно в воскресных, в прочих творениях святых Отцов постоянно повторяется мысль, что ад разрушен, смерть, поразившая человека в грехопадении, уничтожена Жертвою и Воскресением Христовым, врата рая открылись для всех. Эти свидетельства, естественно, совсем не говорят о том, что заповеди Божии потеряли свое значение, что теперь верить и жить можно как угодно, что раны от грехов не принесут человеку страданий. Нет, как в земной жизни, так и в посмертной нераскаянные грехи остаются кровоточащими ранами, вызывая страдания, пока душа не очистится от страстей.

Вот несколько примеров из огромного количества богослужебных текстов, говорящих о спасении всех людей Жертвой Христовой.

В последовании Утрени страстной Пятницы слышим: «Рукописание наше [грехов] на Кресте растерзал еси, Господи, и вменився в мертвых, тамошнего мучителя связал еси, избавль всех от уз смертныхвоскресением Твоим» (Блаженны Триоди постной).

В Великую Субботу: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим» (тропарь 6-й песни канона).

Особенно торжественно возглашается эта истина на Светлое Христово Воскресение: Христос, «умертвивый смерть», «смертию смерть поправ», «смертное жилище разори».

В пасхальном каноне она звучит непрерывно. На 7-й песни, например (русифицируя текст): «Смерти празднуем умерщвление, ада разрушение, иной, вечной жизни начало, и радостно прославляем Совершившего это - Единого благословенного и препрославленного Бога Отцов» - Христа.

В воскресных тропарях и стихирах множество раз повторяется всё та же мысль: «Егда воскресл еси, Христе Боже, тогда ад умертвил еси блистанием Божества …» (воскресный тропарь 2-го гласа). И т. д.

Об окончательной победе Христа над адом и смертью пишет в своих творениях целый ряд святителей.

Амвросий Медиоланский: «Грешник по смерти пройдет через страдание огня, дабы быв очищен огнем, он спасся и не мучился непрестанно»[108].

Амфилохий Иконийский: «Когда явился аду, Он разорил гробницы его и опустошил хранилища… все были отпущены … воссиял свет и рассеялась тьма»[109].

Афанасий Великий: «Он Тот, Который древле вывел народ из Египта, а напоследок всех нас, или, лучше сказать, весь род человеческий искупил от смерти и возвел из ада»[110].

Василий Великий: «Ибо Господу надлежало вкусить смерть за всякого и, став умилостивительною жертвою за мир, всех оправдать Своею кровью»[111].

Григорий Богослов: «Будет же Бог всяческая во всех (1 Кор. 15:28) во время устроения (apokat£stasewj p£ntwn восстановления всего - Деян. 3:21) … когда и мы, которые теперь по своим движениям и страстям, или вовсе не имеем в себе Бога, или мало имеем, перестанем быть многим, но сделаемся всецело богоподобными, вмещающими в себе всецелого Бога и Его единого. Вот то совершенство, к которому мы поспешаем! И о нем-то особенно намекает сам Павел: … Нет ни эллина, ни иудея……...… но все и во всем Христос(Кол. 3:11) » [112].

Григорий Нисский: «… и по совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота, по образу которой были мы созданы в начале»[113].

Епифаний Кипрский: «За нас Пострадавший … снисшедши в преисподнюю сломить адамантовые запоры… вывел пленные души, и ад соделал пустым » [114].

Игнатий (Брянчанинов) писал: «Лишённые славы христианства, не лишены другой славы, полученной при создании: они - образ Божий»[115]. Святитель, призывая с любовью относиться к нехристианам, тем самым тонко затрагивает другой очень глубокий вопрос. В Церкви нет учения о лишении славы образа Божия кого-либо, даже самого грешного человека. Но в таком случае возможна ли вечная гибель образа Божия?

Иоанн Златоуст в Слове на Утрени святой Пасхи: Христос «опустошил ад, сошедши во ад; адупразднися… умертвися … низложися…. связася… Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони... Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе».

Блаженный Феодорит в толковании на слова ап. Павла: да будет Бог все во всем (1 Кор 15:22–28) писал: «Так все естество человеческое последует за Владыкою Христом и приобщится воскресения». «Так, наконец, будет Бог всяческая во всех, когда все избавлены будут от грехопадений ик Нему обратятся, и не будут уже принимать в себя наклонности к худшему».

Свт. Феофан (Говоров), объясняет слова ап. Павла «Христос за всех умер (2 Кор. 5:15): «Апостол разумеет не верующих только, но всех людей живущих во всякое время». «Всех людей, говорит, понимаем мы теперь не как плоть и кровь: родился, жил и умер, - а как лица, предназаначенные восприять в себя начала божественной жизни, в залог воскресения и преславной жизни в нетлении …Дело жизни о Христе Иисусе, или духовногов Нем оживления человечества только началось при апостолах; в массу человечества положена только закваска и проникла лишь ближайшие слои, но как она предназначена была проникнуть всё, то св. Павел в этом начатке оживления человечества мог созерцать уже оживленным и всё его».

Такое же понимание этого вопроса находим и у преподобных.

Ефрем Сирин не сомневается, что «во гласе Господа [при сошествии в ад] ад получил предуведомление приготовиться к последующему Его гласу [во Втором Пришествии], который совершенно упразднит его»[116].

Иоанн Лествичник: «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных … нет бо лицеприятия у Бога» (Рим. 2:11)[117].

Исаак Сирин: «Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?.. Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость – воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости – привести нас в бытие, когда мы не существовали»[118].

«Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними[грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там —такой человек думает невыразимо богохульно о Боге...Такой... клевещет на Него». «Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби — тех, о ком Он знал прежде их создания во что они превратятся после сотворения, и которых Он все-таки сотворил»[119].

Максим Исповедник: «Тогда же поврежденные силы души с течением времени сбросят память о зле, укорененном в душе, и приближаясь к пределу всех веков и не находя места покоя, душа придет к Богу, у Которого нет предела; и таким образом благодаря знанию, а не соделанному добру, душа воспримет свои силы обратно и будет восстановлена (apokatasthnai) в своем изначальном состоянии, и тогда станет ясно, что Создатель никогда не был причастен к греху»[120].

Силуан Афонский: «Мы должны иметь только эту мысль – чтобы все спаслись»[121]. Однажды к прп. Силуану пришел некий монах-пустынник, который говорил: «Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне». Пустыннику эта идея доставляла нескрываемое удовольствие. Но старец Силуан ответил с душевным волнением: «Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?» – «А что поделаешь, сами виноваты», – ответил пустынник. Тогда старец сказал со скорбью: «Любовь не может этого понести... Надо молиться за всех»[122].

Таковы святоотеческие свидетельства.

Невозможно предположить, чтобы апостолы, святители, преподобные, достигшие вершин богове́дения, не понимали Евангелия или, что уже «невыразимо богохульно», сознательно противились Христу, уча о конечности мучений непокорных и духовно мертвых, и спасении всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных. Но в таком случае вновь тот же вопрос? Каково же учение Церкви?

Все эти свидетельства «за» и «против» показывают, что мы стоим перед лицом очевидной тайны того мира – тайны вечности, которую невозможно объяснить сознанию, ограниченному рамками земного бытия[123].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...