Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое НЕвечные муки?




Обе означенные эсхатологические концепции не имеют окончательного богословского завершения. У каждой из них свои уязвимые места. Однане снимает логического противоречия между двумя исходными посылками: любовью Бога и вечными мучениями грешников. Ссылка при этом на свободу человека не разрешает вопроса, поскольку речь идет не о человеке, а о Боге: мог ли Бог, если Он любовь и зная, что человек, изберет путь греха, сотворить его для бесконечных мучений?

Второй эсхатологический взгляд, говорящий о конечности ада, сталкивается с не менее серьезной проблемой. Если по завершении истории Бог будет все во всем (1 Кор. 15:28), то не обесценивается ли этим сама христианская религия со всеми ее истинами, заповедями и духовно-нравственными ценностями? Ибо, если все спасутся, то не всё ли равно, как верить и жить? Эти недоумения могут явиться серьезным соблазном для человека.

На эти недоумения Православие отвечает, прежде всего, тем, что показывает верующему, какие блага дает оно ему уже здесь, в земной жизни (см. главу «Что дает Православие человеку»). Во-вторых, учение Церкви определенно говорит, с чем встретится там душа человека, жившего по страстям.

Первое. Церковь предупреждает, что когда душа входит в мир вечности, там обнажается всё явное и тайное, сделанное человеком: не только его поступки и скрытые постыдные дела (2 Кор.4:2), но и мысли, намерения, чувства, желания, всё немилосердное, бессовестное, несправедливое. И это произойдет не в каком-то темном уголке вселенной, но при полном свете перед своей совестью и Богом, перед лицом ангелов, святых, своих близких и т.д. Понятно, какой стыд и срам придется перенести нашему «я», перед каким позором оно окажется! И от этой пытки никто, никуда скрыться не сможет.

Отец Никон (Воробьев) однажды в своей проповеди привел такой пример. Представьте себе площадь, наполненную вашими родными, членами вашей семьи, друзьями и недругами, знакомыми и коллегами, а вы стоите перед ними на высоком помосте, рядом с которым находится грязная, зловонная яма. И вот вдруг сдергивается завеса непроницаемости с вашей души и перед всеми открываются все её тайники: лицемерие, ложь, обман, зависть, похоть, неверность и проч. Не броситесь ли вы тогда в эту зловонную яму, лишь бы скрыться от позора?!

Вот, что станет наказанием, действительной геенной для тех, кто пока жив, не раскается во всей этой грязи. И пусть не убеждают и не утешают себя «умные страусы», прячущиеся от своей совести в песок пустого отрицания этого неминуемо грядущего события в их жизни, ибо эта реальность подтверждена опытом множества тех, которые пережили на себе такую пытку.

Второе. Свт. Григорий Нисский писал: «… не тело причина страстей, но свободная воля, производящая страсти»[136], то есть источником их является не тело, а душа. И даже самые грубые телесные страсти коренятся в душе. Поэтому со смертью тела они не исчезают. С ними входит человек в мир вечности. Но что ожидает душу, порабощенную страстям? Там «с трасти в тысячу раз более сильные, чем на земле, будут, как огнем, палить без какой-либо возможности утолить их»[137].

Почему там они сильнее в тысячу раз? Это не трудно понять. Пока душа в теле, страсти не имеют полной свободы для своего проявления. Мешают люди, обстоятельства, состояние здоровья… Да, просто заснул человек – и всё утихло. Прикрытые телесностью, они действуют, как правило, не в полную силу. А вот, освободившись от тела, они обнаруживают всю жестокость своей природы. Их действию уже ничто не мешает: там нет ни сна, ни развлечений.

Третье, о чем заблаговременно предупреждает Православие. Стра́стная душа является особенно уязвимой для действия злых духов, которые разжигают и усиливают действие страстей. И поскольку со смертью тела у души отнимается воля, то у нее не остаетсяникакой возможности ни утолитьстрасти, ни противостоять бесам. Трудно даже представить себе, какие страдания наступают тогда для бедной души в мире Вечности! Опыт подвижников, соприкасавшихся с бесами, говорит, что сами бесы непередаваемо гнусны, ужасны, тошнотворны. Игумен Никон (Воробьев) писал, что «от одного взгляда на них можно сойти с ума»[138]. Церковь заранее предупреждает человека об этом.

Четвертое. Православие указывает на еще одну серьезную причину того, почему не всё равно как жить, хотя бы, в конечном счете, человек и спасся. Апостол Павел писал: Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор. 3:13–15).

Что значит спастись из огня? Только тот, кто сам никогда не испытывал ожогов и не видел сильно обожженных, может легкомысленно относиться к этому состоянию. Тяжелейшие страдания испытывают такие люди! И никто из них ни за какие блага не согласился бы вновь подвергнуться этому. Сожжение всегда было одной из самых страшных казней. Апостол и приводит этот образ, чтобы показать весь ужас страданий, которые придется перенести человеку, построившему дом своей жизни из дерева, сена, соломы - страстей и пороков. Хотя сам и спасется, но так, как бы из огня!

Если бы эта мысль дошла до сознания человека, то, без сомнения, он стал бы совсем по-иному относиться к самообману здесь пожить - а там, ведь не вечные мучения.

Пятое. Как может чувствовать себя человек, оказавшийся перед лицом того, кто пошел за него в руки палачей на казнь, а он в ответ предал его? Трудно даже представить себе его стыд и позор. Не то же ли самое испытает человек, когда там откроются ему те страдания, которые перенес Христос, спасая его от вечных мучений, а он отверг Его?

Все эти соображения, которые вытекают из православного учения о посмертной жизни человека, показывают, насколько серьезное значение имеет его земная жизнь. Перед лицом каких тяжелых испытаний вдруг! окажется после смерти тот, кто надеялся на временные муки и легкое спасение. Легкомысленное отношение к посмертным страданиям есть не что иное, как невежество и глупость. За какие блага согласился бы такой «смельчак» попасть хотя бы временно в руки садистов или в полыхающее пламя огня? Не отдаст ли он всё, что имеет, только бы избавиться от нестерпимых страданий?!

Так что не всё равно, как верить и как жить, если и все спасутся. Но и само спасение может быть очень разным. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин приводит слова аввы Херемона: «большое различие между теми, которые получат помилование, и теми, которые удостоятся наслаждаться славным видением Бог а»[139].

Православие, будучи религией любви, напоминает человеку: «Внезапно Судья придет и каждого дела обнажатся» (утренняя молитва). Поэтому пока не поздно, пока есть время, приложи все силы к тому, чтобы здесь жить по совести, здесь омыться покаянием и таким образом избавиться там от неминуемых страданий.

Святой Исаак Сирин и предупреждает: «Остережемся в душах наших, возлюбленные, и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания – степень страдания в ней» [140].

 

Заключение

Христианствосвоим учением о Боге открыло новую страницу в религиозной истории человечества. Те характеристики Бога, которые находим в Евангелии, носят беспрецедентный характер. Они принципиально изменили представление о Нем и Его отношении к человеку, обусловили совершенно иные условия его спасения, открыли иное понимание смысла жизни.

Если очень схематично указать на то новое, что христианство открыло в понимании Бога, то можно, прежде всего, отметить, что Бог это:

1. Любовь, совершенная, святая, премудрая, всеобъемлющая, неизменяемая;

2. Творец мира и человека, наделенного полнотой нравственной свободы; вездесущий; постоянно действующий с благой целью; доступный, как Отец, каждому человеку, к Нему обращающемуся;

3. Один в Своей сущности, но не замкнутая в Себе монада, триипостасный во внутрибожественной жизни: Отец, Сын (Слово-Логос) и Святой Дух;

4. Вочеловечившийся Сын Божий - Христос, Крестом и Воскресением принесший спасение миру;

5. Всё во всем (1 Кор. 15:28).

Эти новые характеристики Бога особенно подчеркиваются на фоне тех представлений о Боге, которые порождались человеческой фантазией и усилиями философской мысли. Христианство заявило, что Бог это:

1. не холодная, бесстрастная Справедливость, лишь нелицеприятно определяющая людям награды и наказания;

2. не Царь, который властвует над миром, не считаясь с человеческой свободой;

3. не человекоподобное стра́стное Существо, проявляющее себя во множестве божественных образов и сил, участвующих во всех сферах человеческой жизни (политеизм);

4. не Творец, создавший мир и не участвующий в его жизни;

5. не безличная оккультная Сила, проникнув в мир которой и познав ее законы, можно приобрести неограниченную власть над людьми, природой и всем миром;

6. не Дух, который осознает себя в человеке;

7. не безликий океан духа, в котором человеческая личность растворяется как соляная кукла.

 


[1] Фарисеи – ревностные иудеи, которые давали обет строгого исполнения закона Божьего (наподобие монашества). Отличались, как правило, самомнением, притворной набожностью, лицемерием, тщеславием.

[2] Наставления прп. Антония Великого. Добротолюбие. Т. 1. §150.

[3] Ломоносов М. Стихотворения // «Советский писатель», М., 1948. С. 7.

[4] М.В. Ломоносов. Сб. статей под ред. В.В. Сиповского. СПб. 1911. С.17.

[5] Цит. по: Васильев Л. Внушение на расстоянии. М., 1962. С. 18.

[6] В католическом средневековье боролись не религия с наукой, а старые научные представления и представители с новыми, используя псевдоцерковные теории.

[7]Например, каноник Н. Коперник (†1543); св. митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) (†1879); Г. Мендель (†1884) – августинский монах; П. Флоренский (†1937) – священник, богослов, ученый-энциклопедист; этнограф патер В. Шмидт (†1954); архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (†1961); аббат Леметр (†1966), иеромонах Серафим (Роуз,+1982), Джон Полкинхорн (р. 1930).

[8] Шахнович М.И. Ленин и проблемы атеизма. М.-Л., 1961. С. 185.

[9]Здесь достаточно привести имена лишь некоторых всемирно известных верующих ученых: И. Кеплер, Б. Паскаль, И. Ньютон, М. Ломоносов, Л. Гальвани, А. Ампер, А. Вольта, Л. Пастер, А. Попов, С. Ковалевская, Д. Менделеев, И. Павлов, М. Борн, М. Планк, В. Гейзенберг, К. Ф. фон Вейцзекер, П. Иордан, Э. Шрёдингер, Б. Филатов, Ч. Таунс, и многие другие.

[10] Булгаков С. Свет Невечерний. – Серг. Посад, 1917.

[11] Беседа с академиком Г. Нааном. О диалектике познания. // Наука и религия. 1968. №12, с. 23.

[12] Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству. – М. 1999. – С. 33-46.

[13] Девис П. Суперсила. – М., 1989. – С. 265.

[14] Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии. 1991. № 2, С. 39–40, 42.

[15] Девис П. Суперсила. – М., 1989. – С. 261.

[16] Населенный космос. / Под ред. В.Д. Пенелиса. – М., 1972. – С. 77.

[17] Бен Хобринк. Эволюция. Яйцо без курицы. – М., 1993. – С. 66.

[18] Цицерон. О природе богов. Цит. по: Кудрявцев В. Начальные основания философии. Серг. Посад, 1910. С. 176–177.

[19] Цит. по: Рождественский Н.П. Христианская апологетика. СПб. 1893, с.238.

[20] См. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. СПб. 1893, с.238.

[21] Клячко В. Наука познает мир // Наука и религия. 1967. № 1. – С. 72.

[22] Булгаков С. Свет невечерний. – Серг. Посад, 1917. – С. 6–7.

[23]Там же.С. 12.

[24] Исаак Сириянин, св. Слова подвижнические. – Москва. 1858. Сл.21. §120

[25] Крупный исследователь религии Тейлор (XIX в.) писал: «Верование в бытие вышечувственного мира составляет минимум религии, без которого немыслима никакая религия». Цит. по: Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Т. 1. – СПб., 1893. – С. 141.

[26] Часто упоминаемая в церковной литературе дата 5508 (9) лет от сотворения мира (и человека) до Рождества Христова не имеет под собой никаких библейских оснований. Эта цифра носит чисто символический характер. См., напр., труд проф. Московской духовной академии С. С. Глаголева «Прошлое человека». Сергиев Посад, 1917.

[27]Дубинин Н. П. Социальное и биологическое в современной проблеме человека // Вопросы философии. 1972. № 10. С. 53.

[28] Курьер. 1972. № 819, С. 12. См. также: Человек // БСЭ. 3-е изд. Т. 29. – М., 1978. – С. 50–54.

[29] Происхождение религии // Краткий научно-атеистический словарь. 2-е изд. – М., 1969. – С. 565.

[30] Титов В. Е. Православие. – М., 1967. – С. 301.

[31] Зыбковец В. Ф. Человек без религии. – М., 1967. – С. 161.

[32] Зыбковец В.Ф. Человек без религии. М., 1967. С. 78.

[33] Там же. С. 110.

[34] См., напр.: Покровский А. И. Библейское учение о первобытной религии. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Хрисанф (Ретивцев), архим. Религии древнего мира в их отношении к христианству. Т. I – II. – СПб., 1873; 1875. Светлов Э. Магизм и единобожие. – Брюссель, 1971. (См.: Примечания и Краткая библиография.) Наиболее основательное исследование у этнографа В.Шмидта в его 12-томном труде «Der Ursprung der Gottesidee (Происхождение идеи Бога)». Münster., 1912-1955.

[35] См.: Зубов А. Б. Победа над последним врагом // Богословский вестник. 1993. №1.

[36] См., напр., Керам К. Боги, гробницы, ученые. – М., 1960; Вулли Л. Ур халдеев. – М., 1961; Церен Э. Библейские холмы. – М., 1966.

[37] Цицерон. О природе богов. Цит. по: Кудрявцев В. Начальные основания философии. – Серг. Посад, 1910. С. 176–177.

[38] Возникший на ее почве иудаизм – новая религия, об образе Бога в которой говорить сложно из за принципиальной противоречивости его в различных течениях иудаизма.

[39] Маркс К., Энгельс Ф. О религии. – М., 1955. – С. 160.

[40] Барниколь Эрнст. Жизнь Иисуса в плане истории нашего спасения, – Галле, 1958. – С. 72. См. также: Аверинцев С. С. Стоическая житейская мудрость глазами образованного сирийца предхристианской эпохи (увещательное послание Мары Бар-Серапиона к сыну) // Античная культура и современная наука: сб. – М.: Наука, 1985. – С. 67–75.

[41] Письма Плиния младшего. М. -Л. Академия Наук СССР, 1950. Кн. X, письмо 96, С. 343–345.

[42] Тацит П. Анналы. – Л., 1969. – Кн. 15. С. 298.

[43] Светоний Г. Жизнь двенадцати цезарей. – М., 1966. – Кн. 5. С. 140.

[44] При Понтии Пилате.

[45] Флавий И. Иудейские древности. – СПб., 1900. – Кн. 18. С. 300.

[46] См. «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме… Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян., гл. 8-9). См. также свящ. Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви // Богословские труды. №6. М., 1971.

[47] Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви, Т. II.

[48] Иустин Мученик. Апология, 1, 96.

[49] Тертуллиан. Апология, 24.

[50] Игумен Никон (Воробьев).Письма о духовной жизни. – М.: Благовест, 2013.

[51] Мысли Маркса и Энгельса о религии. – М.: Атеист, 1955. – С. 60.

[52] Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М. 1858. Сл.34.

[53] Прп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. – Сергиев Посад, 1917. – С. 272.

[54] Деизм (от лат. Deus – Бог) признает бытие Бога, но рассматривает Его лишь как Творца мира и его законов, исключая возможность какого-либо общения человека и мира с Богом.

[55] Пантеизм (от греч. pan – всё; Θεóς – Бог) - учение, отождествляющее, по существу, Бога с космосом (природой, человеком).

[56] Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Пс.VI.2 // Творения. Т. V. Кн.1. – СПб., 1899. – С. 49.

[57] Свт. Григорий Нисский. Против Евномия // Творения. Ч. VI. Кн. II. – М., 1864. – С. 428–429.

[58] Прп. Кассиан. Добротолюбие. Т. 2. – С.-Т. Сергиева лавра, 1993. – С.55.

[59] Преп. Максим исповедник. Книга 1.С.257. См. Добр. Т.3. О любви 3-я сотница. §25-27.

[60] Богословские Труды. №17.С.193.

[61] Свт. Игнатий Брянчанинов. Об образе и подобии. // Сочинения. Т. 2. – СПб., 1905. – С.128.

[62] Там же. С. 61.

[63] Ранович А. Источники по изучению социальных корней христианства. Воинств. атеист. 1931, декабрь, С. 178.

[64] Прп. Максим Исповедник. Т.1, С. 238.

[65] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 1.

[66] Когда папа выступает как верховный пастырь церкви.

[67] Антонио Сикари. Портреты святых. – Милан, 1991. – С. 11.

[68] Огицкий Д. П., свящ. Максим Козлов. Православие и западное христианство. – М., 1999. – С. 69–70.

[69] Епифанович Л. Записки по Обличительному богословию. – Новочеркасск, 1904. – С. 6–98.

[70] Лодыженский М. В. Свет Незримый. – Прг., 1915. – С. 109.

[71] А.А.Кирпиченко. //Психиатрия. Минск. “Вышайшая школа”.1989.

[72] Откровения блаженной Анжелы. – М., 1918. – С. 95–117.

[73] Там же.

[74] Подобная же сверхспособность проявилась у оккультистки Елены Рерих, которой диктовал некто сверху.

[75] Антонио Сикари. Портреты святых. Т. II. – Милан, 1991. – С. 11–14.

[76] Мережковский Д. С. Испанские мистики. – Брюссель, 1988. – С. 69–88.

[77] Джеймс В. Многообразие религиозного опыта /Пер. с англ. – М., 1910. – С. 337.

[78] Там же.

[79] Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М. 1858. Сл. 55.

[80] Преподобного отца нашего Исаака Сирина Слова подвижнические. – Москва. 1858. Слово №90.

[81] Там же. Сл. 48, с. 299, 300.

[82] Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М. 1858. Слово 71, с.519-520.

[83] Юнг К. Психология бессознательного. – М., 2003. (См. с. 24–34).

[84] Иером. Дамаскин Христенсен. Не от мира сего. М. 1995. С. 867.

[85] Свт. Григорий Палама. Триады… М. Изд. «Канон». 1995. С. 8.

[86] Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна. – Клин. 2004. – С. 206.

[87] Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 334.

[88] Там же.

[89] Преп. Петр Дамаскин. Творения. Кн. 1. Киев. 1902. С. 33.

[90] Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. – М., 1858. – Слово №61.

[91] Там же. - Слово №83.

[92] Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. – М., 1858. - Слово №55.

[93] Там же. - Слово №48.

[94]Там же. Слово №55.

[95] См., напр., свт. Игнатий (Брянчанинов). О прелести. Слово о страхе Божием и о любви Божией. О любви к Богу. Творения. М. 2014. Т.1.

[96] Прп. Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. М. 1858. Сл.5. С.190.

[97] Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. Слово 55.

[98] Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Гл. 21-я, кн. 4-я.

[99] Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 1 – М., 1843 – С. 33.

[100] Прп. Макарий Египетский. Духовные слова и послания. – М.: Индрик, 2002. – Слово 18, 6 (1). – С. 590.

[101] Прп. Максим Исповедник. О любви вторая сотница. № 34 // Добротолюбие. Т. 3 – М., 1888 – С. 94.

[102] Свт. Феофан. Толкование на св. ап. Павла.

[103]Там же.

[104] Там же.

[105] Там же.

[106] Там же.

[107] Там же.

[108] PL 17, 200. Цит. по: игумен Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. – М., 2003. – С. 135.

[109] Игумен Иларион (Алфеев). Христос победитель ада. – СПб., 2001. – С. 84.

[110] Свт. Афанасий Великий. Творения. Т. 3. – М., 1994. – С. 464.

[111] Свт. Василий Великий. К епископу Оптиму. Творения. Т. 3. Изд. Сойкина. 1911, с. 324.

[112] Свт. Григорий Богослов. Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе. Св.-Тр. Сергиева Лавра. 1994. Т.1. С.433.

[113] Свт. Григорий Нисский. Творения. Ч. 7. – М., 1865. – С. 530.

[114] Прп. Епифаний Кипрский. Творения. Ч. 1. – М., 1863. – С. 140.

[115] Свт. Игнатий (Брянчанинов). О любви к ближнему. Творения. Т. 1. – СПб.. 1905. – С. 127.

[116]Прп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 8. – Сергиев Посад, 1914. – С. 312.

[117] Прп. Иоанн Синайский. Лествица. Сл. 1: 3.

[118] Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 90. – М., 1858. – С. 615.

[119] Исаак Сирин, св. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М.: 1998. Беседа 39; § 2,6.

[120] Цит. по: Brian E. Daley sj. Апокатастасис и «благое молчание» в эсхатологии св. Максима Исповедника.

[121] Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан Афонский. – М., 1996. – С. 110.

[122] Там же. С. 23.

[123] См. основательное исследование этого вопроса в работе игумена (ныне митрополита) Илариона (Алфеева) «Христос – победитель ада». СПб. 2001.

[124] Понятие вечности не означает ни бесконечности во времени, ни, тем более, какой-то остановки жизни. Как отмечал Владимир Лосский, «если движение, перемена, переход от одного состояния в другое суть категории времени, то им нельзя противопоставлять одно за другим понятия: неподвижность, неизменность, непреходящесть некой статичной вечности; это была бы вечность умозрительного мира Платона, но не вечность Бога Живого. Если Бог живет в вечности, эта живая вечность должна превосходить противопоставление движущегося времени и неподвижной вечности»(Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 233). См. также: свящ. П. Флоренский. Столп и утверждение истины, письмо «Геенна»; митр. Макарий (Оксиюк). Эсхатология свт. Григория Нисского. М. 1999.

Иногда утверждают, что если вечная жизни в Боге бесконечна, то бесконечны и муки ада. Но эта логика ошибочна. Ведь, если вечна любовь, которая есть Сам Бог, это не означает же и вечность зла? Даже в отношении Бога находим логически необратимые умозаключния. Например, хотя Божественные энергии - это Бог, но Бог – это не энергии (свт. Григорий Палама́).

[125] Прп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. – Сергиев Посад, 1917. – С. 272.

[126] Свт. Феофан Затворник. Письма к разным лицам. Киев, 2009. С. 20.

[127] Наставления прп. Антония Великого. Добротолюбие. Т.1. §150.

[128] Прп. Иоанн Касс­иан Римлянин. С­обеседование ­ ХI, §6.

[129] Свт. Григорий Нисский. Против Евномия. Творения. Ч. VI. Кн. II. – М., 1864. – С. 428–429.

[130] Прп. Ефрем Сирин. Псалтирь. – М., 1874. – Пс. № 134. С. 194.

[131] Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Увещание к Феодору падшему. Т. 1. Кн. 1. – СПб., 1895. – С. 13.

[132] Свт. Феофан. Толкование первого послания св. ап. Павла к Коринфянам. – М.: Репринт, 1893. – С. 549.

[133] Ориген учил, что человек был создан чистым бесплотным духом (умом), который за согрешение был заключен в тело. Поэтому Ориген спасение понимал как восстановление (греч.- apokat£stasij), прежде всего, человека в первозданном состоянии чистого ума, и восстановление всего творения, включая демонов.

[134] Иером. Иларион (Алфеев). Мир Исаака Сирина. М. 1998. С. 308, прим. 72.

[135] Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. – Париж, 1931. – С. 241.

[136] Творения. Ч. 7. – М., 1865. – С. 521.

[137] Игумен Никон (Воробьев). Письма духовным детям. – С.-Т. Сергиева лавра, 1998. – С. 81.

[138] Игумен Никон (Воробьев).Письма духовным детям. – С.-Т. Сергиева лавра, 1998. – С. 29.

[139] Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. 11-е Собеседование – аввы Херемона. Гл. 12. С. 378. М. 1892.

[140] Прп. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. – М., 1998. – Беседа 41. С. 216.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...