Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КАФЕДРА «Регионоведения и международных отношений» 6 глава




В-четвертых, создание благоприятных условий для развития всех этнических групп Казахстана, усиление консолидационных тенденций в этом процессе, сохранение и развитие культурной самобытности, прогрессивных ценностей и традиций жителей всех регионов обеспечат более полное и разнообразное приобщение населения республики к сокровищам национальной и мировой культуры. Развитие национального самосознания личности происходит в условиях разнообразной конкуренции (межэтнической, межконфессиональной, межстратной и т.д.). Именно поэтому нарушение принципов демократизма, дефицит гуманности порождают защитные охранительные механизмы - агрессивность, увеличение социальной дистанции, отчужденность и т.д. На личностном уровне эти проблемы актуализируются в зависимости от интенсивности этнического поля личности, направленности ценностных ориентаций.

В политическом менталитете казахстанского общества особо выделяется ориентация на традицию. По большому счету традиционность выступает стержнем политической культуры любого общества. Она является основой исторического восприятия ментальности. Традиционализм в современном Казахстане нашел свое отображение в обыденном сознании. Многие исследователи ментальности в политике единодушно отмечают роль исторических причин, ставших главными и определяющими современное состояние нации [kgl].

 

[gl] Тема 10. Политические партии и общественные движения [:]

Цель: дать характеристику политических партий, как добровольного политического объединения людей; разъяснить сущность и роль политических партий; раскрыть типологию и классификацию политических партий и партийных систем; охарактеризовать деятельность политических партий в Республике Казахстан.

Структура:

1. Понятие политической партии. Генезис партий и партийных систем. Основные цели, задачи и функции политической партии. Этапы генезиса политических партий: аристократические котерии, политические клубы, массовые партии. Типология партий. Критерии типологизации партий.

2. Понятие партийной системы. Классификация партийных систем. Однопартийность, двухпартийность, многопартийность.

3. Особенности и тенденции развития партийной системы Казахстана. Законодательное регулирование деятельности политических партий в РК.

1. Опыт политического развития показывает, что, несмотря на пессимистические прогнозы, партии остаются наиболее эффективным механизмом, обеспечивающим связь гражданского общества и государства. Во-первых, их сущностью. Партии – явление объективное, они возникают на таком этапе развития общества, когда все его структуры дифференцированы. В то же время их появление связано с активной деятельностью субъектов политики по реализации своих интересов. Являясь элементом гражданского общества, партии в процессе борьбы за власть обретают статус института политической системы. Двойственная природа партий предопределяет их положение: они выступают в роли посредника между гражданским обществом и государством. Пытаясь определить сущность политической партии, известный американский политолог Дж. Ла Паломбара указывает на 4 специфических признака, конституирующих партию:

- Любая партия есть носитель идеологии или, по меньшей мере, особого видения мира и человека.

- Партия – это организация, т.е. достаточно длительное объединение людей на самых разных уровнях политики – от местного до международного.

- Цель партии – завоевание и осуществление власти.

- Каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа – от голосования за нее до активного членства.

Таким образом, политическая партия представляет собой добровольное политическое объединение граждан, связанных идеологической общностью и стремящихся к реализации программных целей посредством борьбы за власть или участия в осуществлении власти. Несмотря на то, что партии стремятся завоевать власть, они не должны властвовать. В демократическом обществе партия, добившись победы на выборах, становится правящей, но не изменяет своей сущности. Она расставляет своих представителей на ключевых государственных должностях, создает парламентскую фракцию, обеспечивает ее взаимодействие с электоратом, посредством кадровой политики оказывает воздействие на политический курс, участвует в формировании правительственной программы. Оппозиционные партии противостоят правящей, с помощью критики выявляют слабые места ее курса, предлагают свои альтернативы, конкурируя с ней на выборах.

При тоталитаризме происходит сращивание партии и государства. Партия получает права и прерогативы государственной власти (властвующая партия), постепенно изменяя свою сущность. В авторитарной системе, где велико значение личности лидера, партии, если их деятельность не запрещена, выполняют декоративную роль, камуфлируя суть режима.

Значение политических партий в жизни общества определяется объемом и характером выполняемых ими функций. Сужение объема функций приводит к снижению влияния партий на все процессы, происходящие в социуме.

2. Многообразие условий привело к образованию партий различного типа и специфических способов их связи с обществом и государством. Так, например РСДП(б) возникла как нелегальная антисистемная партия, отсюда – господство принципа демократического централизма, жесткая внутрипартийная дисциплина, борьба с фракционностью.

Одна из самых первых попыток классифицировать партии была предпринята Давидом Юмом (XVIII в.). Он типологизировал партии по признакам, объединяющим ее членов. Таким образом, ему удалось выделить «партии по интересам», «партии по афоректам» (ориентированных на лидера), «партии по принципам». Юм отдавал предпочтение третьему типу, так как эти партии основаны на общих идеях, которые по сравнению с другими критериями носят долгосрочный и неслучайный характер.

Наиболее признанной в западной политологии является бинарная классификация французского социолога Мориса Дюверже (середина ХХ в.). В ее основу положены 2 организационных критерия:

Кадровые - образуются электорально-парламентским путем. Состав: профессиональные политики, сторонники членство не оформляют. Действуют только во время избирательных кампаний. Существуют на средства спонсоров и государственные дотации.

Массовые -возникают на основе всеобщего избирательного права из массовых общественных движений. Оформляется партийное членство. Работают постоянно, занимаясь воспитанием своих членов и пополнением рядов партии. Самофинансирование на основе уплаты членских взносов и привлечения средств от собственной деятельности.

Различают кадровые и массовые партии с сильной и слабой структурой. В партиях со слабой структурой не прослеживается жесткой зависимости деятельности парламентариев от требований партийной программы. И, наоборот, - в партиях с сильной структурой. Свою типологию М.Дюверже дополнил еще одним признаком – делением по «политическим семьям» (идеологическим принципам), которое искупает недостатки организационной типологии. Ведущую роль в выяснении характера взаимосвязей партий и государства играет рассмотрение особенностей различных типов партийных систем. Партии во взаимодействии друг с другом и другими институтами образуют партийную систему, под которой понимается отражение соотношения и расстановки сил действующих в стране партий.

Партийная система фиксирует степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в государственном управлении. История демонстрирует различные типы партийных систем. Отвлекаясь от их национальных особенностей, по количеству партий, пребывающих у власти, можно выделить следующие: однопартийные, бипартийные, системы «двух с половиной» партий, многопартийные. Некоторые исследователи в последнее время однопартийную систему стали определять как апартийную, поскольку, срастаясь с государством, партия теряет свои сущностные черты.

Суть бипартизма заключается в том, что существуют две сильные партии, чередующиеся у власти. Система «двух с половиной» партий – нечто переходное от бипартизма к многопартийности: победа любой из двух влиятельных партий возможна только в союзе с третьей. В условиях многопартийной системы ни одна партия не может самостоятельно править, поэтому создаются «большие» и «малые» коалиции.

Нельзя сказать, что какая-либо из названных систем более эффективна. Их возникновение зависит от ряда обстоятельств: традиций, исторической ситуации, типа избирательной системы. Но все сходятся на том, что многопартийная конкурентная система более представительная, демократическая и способствует гармоничному согласованию разнородных социальных интересов. Напротив, однопартийная, постепенно закрепляющая монополию одной партии на государственную власть, ослабляет конкуренцию, что приводит к закрытости элиты, снижению ее инновационного потенциала, эффективности функционирования и застойным явлениям во всех сферах жизни.

3. Особенности формирования многопартийности в Казахстане.

1. Партийная система Казахстана в своём развитии прошла пять этапов и находится на шестом: 1) с 1985 по август 1990; 2) с сентября 1990 по март 1995; 3) с апреля 1995 по сентябрь 1998; 4) с сентября 1998 по июнь 2002; 5) с июня 2002 по май 2007; 6) с мая 2007 года по н.в.

2. Первый этап: происходит зарождение многочисленных общественных объединений, независимых от государства и КПСС. К концу этого периода после отменены в марте 1990 года статьи 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС появляются первые протопартии. Они фокусировались на решении этнических вопросов, были малочисленны и малоизвестны.

3. Второй этап: политические партии официально регистрируются, происходит их размежевание по идеологической направленности, по отношению к власти, структурируется политическая оппозиция. Они получают первый опыт участия в выборах депутатов Парламента РК (Верховного Совета).

В целом партии не обеспечивались широкой социальной и электоральной базой, а их популярность зависела от личной активности их лидеров. Отмечались слабая политическая конкурентоспособность партий, сосредоточие их деятельности в центре, отсутствие региональных подразделений, а также законодательной базы деятельности политических партий.

4. Третий этап: произошло окончательное становление многопартийности в РК, превращение его в привычный атрибут жизни; сформирована правовая база многопартийности – конституционно закреплены идеологическое и политическое многообразие в стране (1995), приняты Законы РК «Об общественных объединениях» (май, 1996), «О политических партиях» (июль, 1996).

Политические партии приняли участие в выборах депутатов Парламента РК в декабре 1995 года. Имел место плюрализм без межпартийной борьбы.

Политические партии осуществляют некоторое влияние на политические процессы в стране. В то же время партийные структуры организационно еще очень слабы и неустойчивы, многие не имели реальной политической поддержки среди населения.

5. Четвёртый этап: конституционная реформа 1998 года утвердила смешанную избирательную систему и предоставила партиям монопольное право выдвижения кандидатов на выборах. В результате на выборах в Парламент РК в 1999 году впервые имела место межпартийная борьба.

Наблюдается усиление пропрезидентских сил, появляется партия власти, которая становится победителем на выборах. Раскол в правящей элите приводит к уходу в оппозицию известных харизматических личностей, что приводит к укреплению оппозиционных сил. В целом политические партии становятся влиятельным демократическим институтом в государстве, с которым считаются и на который опираются властные структуры. Дистанцированность казахстанцев от политических структур сменилась дифференциацией по партийным предпочтениям. В результате политические партии получили реальную социальную базу поддержки.

Особенности формирования многопартийности в Казахстане.

1. На пятом этапе формирования многопартийности в Казахстане (с июня 2002 года по май 2007 года) происходит укрупнение политических партий, уход с политической арены незарегистрированных партийных структур, повышение политического веса действующих партий, появление более сильных оппозиционных партийных организаций, ослабление влияния на политическую жизнь общественно-политических движений, институционализация национального диалога политических партий и власти.

В 2002 году принимается новый закон о политических партиях. Он ужесточает требования к регистрации партий, и необходимую перерегистрацию по новому закону проходят только 7, в результате происходит отбор политических партий, действительно имеющих поддержку среди граждан. Тем не менее, появляются и новые политические партии. Партии приняли участие на выборах в маслихаты 2003 года, в Мажилис Парламента 2004 года и в президентской кампании 2005 года. В 2006 году состоялось объединение политических партий пропрезидентского крыла в единую партию власти и правящую партию, доминирующую в партийной системе – Народно-демократическую партию «Нур Отан».

2. На шестом этапе (с мая 2007 года) – повышение роли и статуса политических партий в государстве в соответствии с конституционной реформой. Осуществлён переход на пропорциональную формулу выборов в Мажилис Парламента РК, назначение Премьер-министра Правительства РК стало возможным после согласования Президентом его кандидатуры с партийными фракциями в Парламенте, что повысило роль депутатских фракций партий. Причём Премьер-Министр представляет партию парламентского большинства, а Правительство осуществляет программу победивших на выборах партий: или одной, если Правительство однопартийное, или согласительную программу, если Правительство коалиционное. Должность Президента стала совместимой с работой в партии. Открылось государственное финансирование политических партий. На состоявшихся в 2007 году выборах в Мажилис Парламента победила НДП «Нур Отан», которая заняла все 98 мест в нижней палате. Тем самым этот современный этап развития политических партий РК демонстрирует явную тенденцию формирования в стране многопартийной системы с доминирующей партией. В настоящее время политические партии Казахстана представляют собой устойчивый демократический институт государства, неотъемлемый атрибут общественной жизни, являются одним из важных факторов модернизации политической системы страны, инструментом соблюдения гражданских прав и свобод, выразителем интересов граждан, механизмом их влияния на государственное развитие. Они нашли свою социально-политическую нишу в психологии и сознании казахстанцев, узнаваемы и поддерживаемы на выборах, имеют авторитет в государстве и обществе [kgl].

 

[gl] Тема 11. Мировая политика и международные отношения [:]

Цель: раскрыть понятие и сущность мировой политики, дать представление об основных системах международных отношениях; объяснить основные тенденции развития международных отношений; показать деятельность главных субъектов мировой политики и международных отношений.

Структура:

1. Понятие мировой политики. Система международных отношений как совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, дипломатических, военных, культурных и иных связей между субъектами международных отношений. Субъекты международных отношений (государство, международные организации). Потребности и интересы, нормы и ценности в международных отношениях. Типы и виды международных отношений. Геополитика.

2. Международные политические институты, их виды, цели и особенности их функционирования. Причины международных конфликтов, их виды, последствия, способы предупреждения и разрешения.

3. Внешняя политика РК, ее многовекторный характер.

 

1. Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня - мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений. Международные отношения - это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене. Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные. Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества. Международная или мировая политика является ядром международных отношений. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

Субъекты международных отношений:

- В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.

- Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации. Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

- Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет.

Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести:

- региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.; ШОС, СНГ, СВМДА – Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии;

- организации Экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);

- организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и Т. д.;

- Политико-экономические организации, например: Организация Африканского Единства (ОАЕ);

- профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

- демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

- организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

- военные организации: Организация Северо-Атлантического договора - (НАТО) Тихоокеанский Пакт Безопасности, (АНЗЮС);

- профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная конфедерация Труда (ВКТ);

- различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный ИНСТI1ТУТ Мира;

- религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) Христианская Мирная Конференция (ХМК);

- Международный Красный Крест (МКК) - организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствии,

- экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 государств: что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций. В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношении и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:

- ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

- МОТ (Международная Ассоциация Труда);

- МВФ (Международный Валютный Фонд):

- ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

- МАГАТЭ (Международная организация по Атомной Энергии);

- ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

- Международный суд.

Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения. Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли, и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами. Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации. Чрезвычайно влиятельных субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии, как своих стран, так и мира в целом.

2. Но все же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспече­ния суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают, что государство - единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений. Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире. Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для этого является 1) военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом определяет ее могущество и соответствующее положение на международной арене. Реальное положение государства на мировой арене определяется более широкими показателями. К ним принято относить 2) величину территории, 3) природные и людские ресурсы, 4) структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, 5) умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие. Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой категорией, как «внешняя политика». В конеч­ном итоге международные отношения складываются, прежде все­го, из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются основными участниками международных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-либо организаций.

- Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене.

- Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определенные методы и способы их реализации.

- Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия – это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешнеполитических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижения далеко за свои пределы. Действительными экономическими средствами являются эмбарго (с исп. налож. ареста – запрещен. гос. властью ввоза или вывоза чего либо), или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние; наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средства прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Так, за последние 55 веков человечество жило в мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млдр. чел. Большинство людей на Земле согласно со словами Дж. Бернала, что «война - всегда преступление против человечества, сейчас же она еще и безумие». Однако осознание губительности войн, а тем более ядерных, не означает отсутствия других точек зрения. Например, Гегель считал, что война - двигатель прогресса. А, по мнению Мальтуса: «Война есть естественнонаучный закон борьбы против избыточного населения». В современном обществоведении и публицистике сохраняет влияние течение, по-прежнему рассматривающее войну, включая ядерную, как допустимое средство политики.

К военным средствам относится и гонка вооружений, включающая испытания новых видов оружия, учений, маневры, угрозу применения силы. Например, военные расходы все мира в последнее время составили 1000 млрд. дол. в год, более половины ученых мира работают над созданием новых видов оружия массового поражения. К военным средствам необходимо отнести разведку и шпионаж. Здесь применяются новейшие достижения науки и техники, от многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особое значение в последнее время приобрел промышленный шпионаж.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных СМИ, пропаганды, агитации, которые используются для авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников, возможных партнеров. С помощью СМИ формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, в случае необходимости – антипатии и осуждения по отношению к другим государствам.

3. Понятие и сущность внешней политики государств. По своему содержанию политика представляет собой общественное отношение, прежде всего, по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственной власти, науку и искусство политического маневрирования, его методы и средства, политическую идеологию, включающую разработку целей, задач и принципов политики. В научной литературе проводится различие между терминами "внешняя политика" и "международные отношения". Последние рассматриваются как более широкое понятие, включающее не только политические, но и иные связи между субъектами международных отношений. В истории общественных отношений внешняя политика появилась практически одновременно с возникновением государств. Внешнюю политику государства можно определить как область его деятельности, прежде всего его руководящих органов в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений. Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Иногда она является просто функцией внутренней политики. Каждое государство осуществляет тот или иной курс внешней политики. Необходимость внешней политики вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общества. В этом смысле внешняя политика является продолжением и дополнением внутренней политики, выполняя вспомогательные функции по отношению к внутренним политическим процессам. Особенности внешней политики не следует абсолютизировать. Внутренние и внешние функции политики тесно взаимосвязаны. Одна и та же проблема часто содержит в себе и внутренний аспект, и международный. Отсутствие демократии во внутренней политике с течением времени может привести к тому, что и внешняя политика станет функцией внутренней политики. Каждый политический режим стоит перед необходимостью осуществлять внешнеполитический курс, который бы обслуживал потребности внутренней политики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...