Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КАФЕДРА «Регионоведения и международных отношений» 7 глава




Необходимо помнить, что внешняя политика осуществляется в иных общественных условиях, нежели внутренняя. Международное сообщество имеет свою собственную децентрализованную структуру, составными элементами которой являются суверенные государства. В конечном счете, политические действия на международной арене опираются в большей мере не на нормативные акты, подчиняющие отдельные личности данной государственной власти, а на совместную деятельность людей и их сотрудничество.

1. Специфические черты внешней политики

Можно выделить некоторые специфические и базовые черты внешней политики.

1) Одной из ее важнейших черт является выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности. Конечно, формулирование программ и организация политических действий всегда обусловлены конкретной ситуацией на международной арене. Например, успехи советской внешней политики времен перестройки во многом связаны с провозглашенным принципом деидеологизации внешней политики.

2) Еще одной из черт, характеризующих внешнеполитическую деятельность государства, как уже отмечалось, является способность этого государства поддерживать политическую стабильность на должном уровне внутри государства. Взаимосвязи и взаимозависимости внутренней и внешней политики распространяются практически на все сферы общественной жизни, будь то экономика, культура, наука. Поэтому очевидна и обратная связь воздействия внутренней политики на внешнюю. Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутренней политики. Внутренняя политика каждого государства не только определяет направления, но и обеспечивает средства реализации внешней политики. Последняя не только служит целям внутренней политики, но и осуществляет ее корректировку в соответствии с международным условиями. Следует помнить при этом, что первенство внутренней политики над внешней является следствием примата внутренних функций государства над его внешними функциями.

Сущность внешнеполитической деятельности государства нельзя рассматривать в отрыве от характера международных отношений. Особенности характера международных отношений, в которых осуществляется внешнеполитическая деятельность государств, могут выглядеть следующим образом.

Международные отношения охватывают весьма широкую, а поэтому трудную для понимания область явлений и процессов, полное познание которых, теоретическое упорядочение и анализ их взаимосвязей при нынешнем состоянии знаний и несовершенстве научного аппарата почти невозможны.

3) В международной жизни – в отличие от других проявлений общественной жизни – нет центрального ядра власти и управления, а наличествует полицентризм и полииерархия, в рамках которой весьма большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Какие-либо закономерности или повторяемость трудноуловимы.

У исследователя международных отношений нет полного доступа к широкой и объективной информации, особенно в области политической и стратегической, в которых большую роль играют соображения безопасности и тайна дипломатии.

4) В международной жизни – в отличие от внутренней жизни государств – выступает перевес гетерогенных факторов над факторами объединяющими, что в итоге затрудняет систематическое описание и обобщение международных явлений и процессов и выяснение причинно-следственной деятельности государств.

В сфере действий факторов (действующих единиц) международных отношений очень большую роль играют одновременность многих интеракций (взаимодействий) и случайные события, что, вместе взятое, затрудняет анализ и оценку целевых действий и предвидение их последствий.

2. Виды внешней политики. Реализация внутренних функций государства приобретает различные форма в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Можно выделить некоторые виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях.

1. Одним из таких видов является пассивная внешняя политика, которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре.

2. Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства. Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.

3. Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав. В качестве примера можно привести действия Великобритании в ответ на аргентинское вторжение в 1984 г. на Фолькленды-Мальвины [kgl].

 

[gl] Тема 12. Политические проблемы суверенного Казахстана [:]

Цель: раскрыть особенности формирования и развития суверенного Казахстана как политической реальности. Показать основные этапы становления суверенитета и демократии в Казахстане. Объяснить специфику политической модернизации современного казахстанского общества, проблемы разработки национальной идеи и государственной идеологии, пути формирования плюралистической демократии в РК.

Структура:

1. Формирование и развитие суверенного Казахстана как политической реальности. Республика Казахстан как светское, правовое, социальное, демократическое государство и как субъект международных отношений.

2. Этапы становления суверенитета и демократии в Казахстане: проблемы и трудности. Конституция суверенной Республики Казахстан. Национальная программа разгосударствления и приватизации. Введение национальной валюты - тенге. Создание кредитно-финансовой системы. Казахстан на пути к рыночной экономике. Начало складывания многоукладной экономики. Либерализация цен и их многократное повышение. Трудности на пути к рынку и меры по их преодолению: реструктуризация экономики, создание социально - ориентированного рынка.

3. Межнациональные отношения. Создание национально-культурных центров. Всемирные курултаи казахов. Ассамблея народов Казахстана.

1/2. 16 декабря 1991 года является моментом, с которого Казахстан начал независимое развитие. За последние 17 лет Республика претерпела множество изменений во всех сферах жизнедеятельности. Реформы коснулись в первую очередь политической системы Казахстана. Казахстан выбрал путь, направленный на строительство суверенного, демократического, правового государства. Год за годом, воплощая в жизнь необходимые изменения, наша страна двигалась к своей цели. Переход к демократии начался в сложных условиях: страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция, резкое снижение уровня жизни населения. В силу этого процесс политических изменений принял характер поэтапного реформирования политической системы страны.

На первом этапе (1990 - 1993) основные изменения были направлены не столько на создание новой системы, сколько на разрушение существовавшей. В то время произошел полный демонтаж прежней партийно-советской системы управления, ликвидирована политическая монополия коммунистической партии, введена многопартийность. Существенно расширились права и свободы граждан. Своевременным шагом по становлению подлинной независимости республики и выходу молодого государства из-под ведомственного и партийного диктата Центра явилось введение поста Президента Республики Казахстан и авторитет ее первого Президента Н.А.Назарбаева. Об этом наглядно свидетельствуют указы Президента по разгосударствлению и приватизации, по закрытию Семипалатинского ядерного полигона, меры по передаче союзной собственности в республиканскую и т.д. На данном этапе в стране произошло становление парламентско-президентской формы правления.

На втором этапе (1993 - 1995) происходил процесс поиска модели политической системы Казахстана, учитывающей политические, экономические, социокультурные, психологические, геополитические и национальные особенности страны. Изменения в политической системе общества были закреплены в принятой первой Конституции 1993 г. Был закреплен принцип разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные органы были впервые определены как самостоятельные ветви государственной власти. Впервые проведены альтернативные выборы в Парламент страны, сформированы новые органы представительной власти на местах – Маслихаты.

На третьем этапе (1995 - 1998) наблюдался процесс создания архитектуры политической системы страны. Развитие политической системы Казахстана стало определяться положениями принятой на референдуме Конституции 1995 г., которая юридически закрепила переход к президентской форме правления. В стране был создан профессиональный двухпалатный Парламент. Обширность территории, многонациональный состав населения, еще не сформировавшееся гражданское общество, становление и развитие политической культуры и партий явились вескими аргументами в пользу президентской формы правления в Казахстане.

Нынешний этап развития (с сентября 1998) характеризуется усилением и ростом демократической составляющей политической системы страны. Он начинается с обнародования Послания Президента страны народу Казахстана и внесения осенью 1998 г. изменений в Конституцию и другие законодательные акты, расширившие полномочия Парламента. Для создания полноценного демократического государства обязательным условием является учет интересов всего общества. С этой целью в Казахстане наблюдалось постепенное строительство парламентаризма, основанного на многопартийности. Рассмотрим подробнее путь, который прошел Казахстан от государства с централизованной командно-административной системой власти до современного демократического государства. Современный казахстанский парламент сменил однопалатный орган представительной власти – Верховный совет, который впервые был сформирован на основе Конституции Казахской ССР 1937 года, а затем – конституций образца 1978-го и 1993 года. За время своего существования Верховный совет избирался тринадцать раз. Первые выборы в него были проведены 24 июня 1938 года. С тех пор, вплоть до начала 90-х годов, формирование депутатского корпуса проходило на безальтернативной основе под жестким контролем Коммунистической партии. Кандидаты в депутаты подбирались по классовому, партийному, национальному, половозрастному и другим квотам, установленным партийными организациями. Высшие чиновники государственных органов, руководители партийных, комсомольских и профсоюзных органов выдвигались кандидатами в депутаты согласно занимаемой должности. В связи с этим выборы были фактически формальными. Поэтому их советский вариант был изначально ущербным. Принципиальные перемены начались с 1990 года, в марте которого состоялись выборы в ВС двенадцатого созыва. Это были первые наиболее демократичные выборы в высший законодательный орган республики в условиях еще достаточного влияния командно-административной системы. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов участвовало более 2 тысяч претендентов. И хотя эти выборы проходили при отсутствии полноценных политических партий, они придали необратимость процессам трансформации тоталитарной системы. Верховный совет двенадцатого созыва сыграл особую роль в становлении парламентаризма в Казахстане.

Во-первых, Верховный совет принял закон, согласно которому в стране был учрежден пост президента. Первым главой государства всенародным голосованием был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Во-вторых, Верховный совет принял декларацию «О государственном суверенитете Казахской ССР», в которой впервые была закреплена неделимость и неприкосновенность территории республики, а страна определена как субъект международного права, введены институт гражданства и равноправие форм собственности.

28 января 1993 года Верховный совет РК принял первую постсоветскую Конституцию Казахстана, завершившую становление суверенитета республики и продолжившую утверждение подлинной демократии и конституционализма. Конституция 1993 года открыла простор для положительной динамики развития казахстанского общества, отказавшись от однопартийного политического правления, монопольной экономической системы, идеологии исторического насилия.

Однако в Конституции 1993 года, как и в прежней, Верховный совет был наделен весьма широкими полномочиями, что затрудняло осуществление принципа разделения власти и создание системы сдержек и противовесов. Неработающие механизмы сдержек и противовесов позволяли ВС вмешиваться в деятельность правительства или подменять его, что привело к досрочному прекращению деятельности представительного органа республики – его самороспуску. Выборы, прошедшие 7 марта 1994 года, способствовали становлению многопартийности в республике. В выборах приняли участие 73,84 % избирателей. Всего же на 135 одномандатных округов было выдвинуто 910 человек, из которых были зарегистрированы 692 кандидата. В итоге за один депутатский мандат боролись в среднем по республике пять претендентов.

Верховный совет тринадцатого созыва стал первым профессиональным парламентом Казахстана, в котором депутаты работали на постоянной основе. Однако его судьба оказалась драматичной. Он вступил в свои права в наиболее сложный период состояния экономики и государственного строительства, когда не был доведен до логического завершения механизм разделения ветвей власти. Тем не менее, ВС тринадцатого созыва заложил предпосылки дальнейшего развития парламентаризма в Казахстане. В результате референдума, проведенного 30 августа 1995 года, была принята новая Конституция Казахстана, устранившая недостатки прежнего государственного устройства. 30 августа 1995 года 81,9 процента населения, принявшего участие в референдуме, высказалось за принятие нового Основного закона. Он провозгласил принцип разделения власти и закрепил систему сдержек и противовесов, а также утвердил в качестве высших ценностей человека его жизнь, права и свободы. В соответствии с законодательством Казахстана на выборах в сентябре 1999 и октябре 2002 года была обновлена половина состава сената (верхняя палата парламента). Осенью 1999 года в соответствии с внесенными конституционными изменениями впервые в Центральной Азии состоялись выборы в мажилис (нижняя палата парламента) по смешанной схеме, которая предоставила политическим партиям возможность избираться в парламент по партийным спискам на основе пропорционального представительства. Выборы в мажилис парламента РК третьего созыва состоялись в сентябре 2004 года. В выборах принимали участие 12 политических партий, из них четыре – в составе двух избирательных блоков. В результате выборов в мажилис было избрано 77 депутатов, 59 из которых были выдвинуты политическими партиями. Как известно, в 2007 году парламент внес в Конституцию РК принципиальные изменения и дополнения, инициированные президентом Н. Назарбаевым. Эти корректировки существенно расширили права высшего законодательного органа власти страны и укрепили полномочия главы государства.

Новации оказались настолько серьезными, что нижняя палата парламента в интересах ускорения демократических реформ пришла к выводу о необходимости досрочного роспуска мажилиса и назначения внеочередных выборов в него, о чем мажилисмены ходатайствовали перед президентом. Нурсултан Назарбаев поддержал эту инициативу, результатом чего и стало назначение внеочередных выборов в мажилис по принципиально новой для Казахстана схеме на 18 августа 2007 года. Главная особенность данной кампании по формированию законодательной власти состоит в том, что если выборы в местные представительные органы прошли по уже известной казахстанцам схеме, то в нижнюю палату парламента – по принципиально новой. 18 августа впервые в истории республики ее жители голосовали не за конкретных кандидатов в депутаты мажилиса, а за ту или другую из семи партий, которые претендуют на места в нижней палате парламента. Это открыло новую страницу в истории казахстанской демократии и парламентаризма.

В настоящее время в Казахстане официально функционируют 9 партий: Народно-демократическая партия «Нур Отан», Коммунистическая партия Казахстана, Партия патриотов Казахстана, Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл», Демократическая партия Казахстана «Ак Жол», Партия «Руханият», Демократическая партия «Əдiлет», Коммунистическая Народная партия Казахстана, Общенациональная социал-демократическая партия «Азат». Несмотря на то, что лидирующее место в парламенте Республики заняла партия «Нур Отан», остальные партии продолжают действовать. Их основными целями являются повышение уровня экономики, решение социальных вопросов, развитие высоконравственного и духовно богатого общества.

3. Развитие государственно-правовой системы в Казахстане обусловлено многочисленными факторами, важнейшим из которых является межэтническое согласие в основных вопросах общественной жизни. В Стратегии Ассамблеи народа Казахстана, отмечается, что на исторической земле казахов накоплен богатый и уникальный опыт мирного сосуществования народов, цивилизаций, культур и различных вероисповеданий в одном государстве. Это наследие определяет корни нашего единства и помогает яснее увидеть свое будущее. Внутриполитическая обстановка в Казахстане на сегодняшний день характеризуется в целом как стабильная. Различные этнические группы оценивают межэтнические отношения в регионах их проживания как положительные и доброжелательные. Как и само казахстанское общество, межэтническое взаимодействие в стране за последние годы претерпело значительные изменения. В ходе проведения экономических и политических реформ сформированы новые социальные группы, в обществе утверждаются свободомыслие и толерантность. Демократизация общества обеспечила условия для возрождения и развития культуры и языков народов Казахстана. Это развитие происходит на основе гражданской общности всех казахстанских этносов, что способствует гармонизации межэтнических отношений. Все это является результатом исторического развития. Межнациональное согласие формируется в первую очередь в основных социальных институтах. По мере их развития межэтнические отношения выходят на новый уровень, который должен выступить в качестве историко-политической основы современного гражданского общества. Начавшиеся в конце 1980-х и начале 1990-х годов коренные реформы в экономической, социальной и политической сферах стимулировали создание общественных объединений для защиты прав и интересов различных социальных групп. Были заложены основы межэтнических отношений в условиях формирования гражданского общества и правового государства. Активное развитие получили национальные культурные центры, объединившиеся в Ассамблею народов Казахстана. Межэтническое согласие стало тем фундаментом, который позволяет обеспечить проведение реформ в стране. Вместе с тем, отмечается в Стратегии Ассамблеи народа Казахстана, имеется ряд объективных факторов, отрицательно влияющих на состояние межэтнических отношений: невысокий уровень жизни, безработица и наличие преступности, недостаточная правовая культура, проявление тенденции этнической самоизоляции. В современном мире идет противоречивый процесс взаимного общения народов, расширяются контакты между ними. Вместе с тем в отдельных регионах мира имеет место неприятие иных культурных и цивилизационных критериев. Ни один прогрессивно настроенный и стремящийся к справедливости человек не может быть удовлетворен таким положением.

В последнее время появились и такие новые внешние факторы, влияющие на состояние межэтнических отношений, как: вероятность геополитического раскола по этноконфессиональному признаку, а также снижение толерантности массового сознания; возникновение угрозы военно-политической дестабилизации в регионе, возможности гуманитарных катастроф и появление неконтролируемого потока беженцев; противоправная деятельность экстремистских, террористических и радикальных групп под прикрытием религиозных идей; распространение масс-культуры и чуждых казахстанскому менталитету нравов через зарубежные средства массовой информации, религиозные объединения, не соблюдающие законодательство страны; рост транснациональной преступности; политизация конфессий и этноориентированных организаций. Указанные факторы могут оказать дестабилизирующее влияние на состояние межэтнических отношений. Таким образом, вышеназванные факторы являются предметом деятельности государственных органов.

Целенаправленную и упреждающую работу необходимо проводить всем государственным органам в непосредственном сотрудничестве с институтами гражданского общества. Эта работа должна осуществляться по следующим направлениям: формирование и укрепление казахстанской идентичности на основе гражданской общности, казахстанского патриотизма, духовно-культурного взаимодействия и гармонизации межэтнических отношений; вовлечение и активизация всех слоев общества в процесс поэтапной и последовательной демократизации, становления и развития гражданского общества; нейтрализация воздействия внешних угроз и влияния на состояние межэтнических отношений в Казахстане. Следует обратить внимание на то, что только тесное сотрудничество государственных органов с институтами гражданского общества может привести к позитивным результатам. В этом сотрудничестве ключевым фактором является единство достижения поставленных перед ними целей, посредством использования различных методов воздействия на общественные отношения.

В Казахстане признано идеологическое и политическое многообразие. Это, по сути, отказ от монополии на истину и от идейного единообразия. Важно исходить из того, что идеология ни одного общественного объединения не должна претендовать на статус общегосударственной. Поскольку любое общественное объединение выражает интересы только части граждан, то основными идеями государства должны стать единство народа, гражданский мир, социальная стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие, компромисс и терпимость. В обществе должны утвердиться духовные ценности, основанные на общечеловеческих нормах морали, национальных традициях, воспитывающие гражданскую ответственность и патриотизм. Именно общечеловеческими ценностями, а не идеологическими догмами, являются принципы невмешательства во внутренние дела других государств, мирного разрешения международных споров, территориальной целостности, права на жизнь, свободу слова, совести, мирных шествий и собраний, неприкосновенности личной жизни и жилища, толерантности, преемственности духовной и культурной жизни, нравственной чистоты. Отражение этих общечеловеческих ценностей нашло в Конституции Республики Казахстан, в которой закрепляется, что основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. Таким образом, межнациональное согласие обеспечивается как политическими, так и правовыми документами, закрепляющими принципы межнационального согласия в политической и юридической форме. Совокупность политико-правовых источников призвана стать основой для политической и правоприменительной деятельности, направленной на реализацию конституционных норм в сфере межнационального согласия.

Представляется необходимым рассматривать вопросы межнационального согласия в тесной взаимосвязи с воспитанием патриотизма. Следует развивать идеи патриотизма на основе идей межнационального, межконфессионального согласия. В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» отмечается, что в казахстанском обществе сложились: толерантный менталитет казахстанцев; духовная открытость как доминирующая черта менталитета казахстанцев; смелость по отношению к нововведениям, историческим доказательством чего стали кардинальные экономические реформы, успешно проведенные в Казахстане после обретения суверенитета; межнациональное согласие и дружба, политическая стабильность; устойчивый и динамичный экономический рост страны, как залог гарантированного преодоления бедности для большинства населения, обусловливающий оптимизм и веру в будущее. Все эти факторы должны стать основой межнационального согласия как важнейшего фактора формирования казахстанского патриотизма. Как отмечает Н.А. Назарбаев: «Мы обладаем неиссякаемым духовным богатством. Самая главная его ценность – любовь к Родине, казахстанский патриотизм. А самое главное измерение – согласие, мир, стабильность. И в этом смысле Казахстан также счастлив в своем богатстве: населяющие казахскую землю свыше 120 наций и народностей, представители 46 конфессий и деноминаций всецело поддерживают проводимый в стране курс на политическую стабильность и межэтническое согласие. В этом отношении казахи XXI века верны завету гениального Абая: «Люби все человечество как брата своего», и намерены и впредь придерживаться этого принципа». Таким образом, не только закрепление в юридической форме является основной гарантией межнационального согласия, но и закрепление принципов межнационального согласия в политико-программных документах. Эти факторы являются определяющими для дальнейшего развития Республики Казахстан, признания государственных институтов в качестве успешно развивающейся государственно-правовой системы, отражающей интересы казахстанского гражданского общества на международной арене. Развитие гражданского общества, защита и обеспечение прав человека в значительной мере способствуют закреплению межнационального согласия. Следует отметить, что гуманитарный блок вопросов связывается с деятельностью ОБСЕ в обеспечении демократизации, прав человека. Вместе с тем межконфессиональное и межнациональное согласие является краеугольным камнем всеобъемлющей безопасности, стабильности, поступательного экономического и политического развития стран. Опыт Казахстана как нельзя лучше свидетельствует об этом. Именно поэтому наша страна как активный участник ОБСЕ считает своим долгом внести свой вклад в дело укрепления опыта и практических знаний, которые могут быть использованы в формате сотрудничества всех участников Организации в целях укрепления безопасности в условиях этнического и культурного многообразия и поликонфессиональности. Следует обратить внимание на то, что гуманитарное измерение оказывает непосредственное влияние на экономическую ситуацию в стране. Президент Республики Казахстан на 18-ом пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте отмечал, что основной целью международного сотрудничества Казахстана с другими странами является объединение европейского и азиатского процессов перехода к устойчивому развитию в единый евразийский процесс. Астана предлагается в качестве места для размещения секретариата такого процесса. Это открывает возможность выйти с инициативой о проведении III Саммита Земли в городе Астана в 2012 году. Астана – столица независимого Казахстана – может достойно представить континент Евразия и показать, что для решения вопросов устойчивого развития самое главное – это мир и межнациональное согласие. Таким образом, межнациональное согласие становится ключевым фактором внутренней и внешней политики Казахстана, которое получило свое закрепление в программно-политических документах и правовых актах. Межнациональное согласие должно рассматривать в качестве одного из основных принципов права и правового государства в современных условиях. Этот принцип должен стать базовым в управленческой деятельности государственных органов современного правового государства, а также основополагающим началом деятельности всех институтов гражданского общества [kgl].

 

[gl] Тема 13. Новый Казахстан в новом мире [:]

Цель: объяснить студентам основные тенденции развития суверенного Казахстана на современном этапе: формирования рыночной экономики, становление основных демократических принципов в политической сфере государства, формирование высокого международного авторитета страны на основе гуманистской и либеральной политики РК.

Структура:

1. Направления реформирования экономики Казахстана на современном этапе - кластерный принцип развития экономики, индустриально-инновационные технологии, инвестиционная, налоговая, аграрно-индустриальная политика, развитие инфраструктуры. Подготовка вступления Казахстана в ВТО. Н.А. Назарбаев: "Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии". Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентно-способных стран мира. Государственная программа формирования "электронного правительства" в РК. Образование единого экономического пространства. Заполнение нефтепровода КТК. Присвоение Казахстану статуса страны с рыночной экономикой. Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества в Москве.

2. Съезд мировых и традиционно-национальных религий в Астане.

3. Государственная программа формирования и развития национальной информационной инфраструктуры страны.

4. Развитие внешнеполитических и внешнеэкономических связей Казахстана.

5. Перестройка отношений Казахстана с республиками СНГ на принципах равенства. Идея создания Евразийского союза. Становление качественно новых взаимовыгодных отношений со странами центрально-азиатского региона. Шанхайская организация сотрудничества. Декларация государств-членов ШОС.

6. Участие Казахстана в международных экономических и финансовых органах и организациях. Председательство в ОБСЕ. Председательство в ОИК. Участие республики в международных форумах [kgl].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...