Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
Стр 1 из 8Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемых и выпускаемых товаров. Одним из таких критериев служит конкурентоспособность продукции, а затем и конкурентоспособность предприятия. Конкуренция – одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать его эффективное развитие, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, о положении на них конкурентов и своей конкурентоспособности. Конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов. Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается удовлетворенностью и готовностью потребителей повторно приобрести продукцию этой фирмы, отсутствием претензий к предприятию со стороны общества, акционеров, партнеров, престижностью работы на данном предприятии. Анализ конкурентоспособности организации дает возможность определить сильные и слабые стороны предприятия, помогает достаточно уверенно идентифицировать возможности и угрозы и принять верные управленческие решения, иными словами, достигнуть конечной цели любого предприятия – победить в конкурентной борьбе. Лишь конкурентоспособная организация способна выжить, «остаться на плаву» во времена становления рыночных отношений в России, сохранить свой товарооборот на постоянном уровне или постепенно наращивать его. Исходя из этого, основным смыслом развития экономики в стране, главной идеей нашего вхождения в мировое сообщество должно стать повышение уровня конкурентоспособности российской экономики, предприятий, фирм.
Объект исследования – ООО «Актуаль». Предмет исследования – управление конкурентоспособностью организации ООО «Актуаль». Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать конкурентоспособность предприятия ООО «Актуаль» и предложить мероприятия по ее повышению. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия в рыночных условиях; - проанализировать и оценить конкурентоспособность предприятия на примере ООО «Актуаль»; - предложить мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях на примере ООО «Актуаль». Методами исследования в работе являются: метод системного анализа, методы стратегического анализа – SWOT – анализ, исследования операций, статистический метод, метод обобщений. Источниками информации для написания выпускной квалификационной работы послужили: статистические материалы, бухгалтерская отчетность за 2012 – 2014 годы по организации ООО «Актуаль», устав предприятия, труды ведущих отечественных авторов таких как Вахрин П.И., Винокуров В.А., Виханский, О.С., Наумов А.Н., статьи, опубликованные в периодических изданиях. Структура работы состоит из введения, трех глав, которые включают параграфы, заключения, библиографического списка и приложения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
В настоящее время возникает потребность в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемых и выпускаемых продуктов. Одним из этих критериев служит конкурентоспособность продукции, а после этого и конкурентоспособность компании. Проведенное исследование указывает на неоднозначность в толковании понятий, связанных с конкурентоспособностью фирмы, присутствие разных трактовок в зависимости от освещения поставленных в них вопросов. В теории и на практике содержание термина «конкурентоспособность компании» еще не устоялось [15, с.132]. В общем случае термин «конкурентоспособность компании» увязывается с термином «конкурентоспособность» как способность конкурировать, то есть бороться, либо противостоять чему–то. В. Баринов считает, что конкурентоспособность объектов формируется из конкурентоспособности его частей и их организованности для достижения цели. В.Я. Захаров считает, что под конкурентоспособностью фирмы понимается способность создавать такое преимущества над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей [24, с.165]. А.С. Головачев считает, что конкурентоспособность компании – комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, которые необходимы обществу, либо отдельным его членам, устойчивым экономическим состоянием, возможностью к инновациям, успешным применением ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем компании [13, с.165]. А вот Л.М. Калашникова считает, что конкурентоспособность предприятия – комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы. С учетом вышеприведенных определение был сформулирован возможный вариант исследуемого определения. Абстрагируясь от конкурентоспособности внешней среды предприятия и качества управления, можно заключить, что если товары предприятия конкурентоспособны, то и предприятие конкурентоспособно.
Следовательно, конкурентоспособность фирмы – это его способность длительное время выпускать конкурентоспособную продукцию с показателями хозяйственно–финансовой деятельности не ниже средних по отрасли. Сущность управления конкурентоспособностью проистекает из характера самой конкуренции. Однако до сих пор встречается слишком узкий и пессимистический взгляд на конкуренцию. Хотя иногда от руководителей компаний можно слышать противоположные утверждения, интенсивную конкуренцию в отрасли нельзя рассматривать ни как случайное стечение обстоятельств, ни как неудачу. Сущность конкурентоспособности организации - совокупность трудового и научно-производственного потенциала организации, способного создавать и производить продукцию определённого уровня конкурентоспособности. На снижение конкурентоспособности организации в современных условиях оказывают влияние следующие факторы: неразвитость рыночной инфраструктуры, неконкурентоспособность многих видов отечественной продукции, изношенность (физическая и моральная) основных фондов, а так же относительно высокая ресурсоёмкость выпускаемой продукции, убыточность производства продукции, субъективность в ценовой и налоговой политике, неуправляемость конкурентностью продукции организации со стороны компании, отраслей и регионов, усиление конкурентности со стороны ведущих зарубежных фирм. Понятию конкурентоспособности предприятий всегда уделялось большое внимание. Определенный вклад в развитие теории управления конкурентоспособностью также внесли К. Бери, Д. Дей, Ж.-Ж. Ламбен, М. Портер, А. Пулфорд, Дж. Эткинсон. Вопросы конкурентоспособности занимают значительное место в трудах таких зарубежных ученых, как И. Ансофф, А. Дайан, П. Дру- кер, Б.Карлофф, Ф.Котлер, М. Мескон, Ф. Роджерс, Р. Уотерман, А. Уотерман, Й. Шумпетер. В общем случае термин «конкурентоспособность предприятия» увязывается с термином «конкурентоспособность» как способность конкурировать, т. е. бороться или противостоять чему-то.
Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия-производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Целью управления конкурентоспособностью предприятия является обеспечение жизнеспособности и постоянного функционирования предприятия при любых экономических, политических, социальных и других изменениях в его внешней среде. Управление конкурентоспособностью предприятия должно быть направленным на: - нейтрализацию (преодоление) или ограничение количества негативных (деструктивных) факторов влияния на уровень конкурентоспособности предприятия путем формирования защиты против них; - использование позитивных внешних факторов влияния для наращивания и реализации конкурентных преимуществ предприятия; - обеспечение гибкости управленческих действий и решений - их синхронизации с динамикой действия негативных и позитивных факторов конкуренции на определенном рынке. Объектом управления конкурентоспособностью предприятия является уровень конкурентоспособности, необходимый и достаточный для обеспечения жизнеспособности предприятия как субъекта экономической конкуренции. С позиции процессного подхода управление конкурентоспособностью предприятия представляет собой процесс реализации определенной совокупности управленческих функций - целеполагание, планирования, организации, мотивации и контроля деятельности по формированию конкурентных преимуществ и обеспечению жизнедеятельности предприятия как субъекта экономической деятельности. Таким образом, конкурентоспособность предприятия – это его способность длительное время выпускать конкурентоспособную продукцию с показателями хозяйственно-финансовой деятельности не ниже средних по отрасли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|