Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая теория Дж. Р. Хикса 15 глава




Падение цены какиго-либо фактора приведет тогда к типичным последствиям: предложение продуктов увели­чится и спрос на другие факторы также возрастет. Но каждое из этих общих правил допускает, возможно, неко­торые исключения, если роль заданных возможностей достаточно велика; некоторые факторы могут оказаться заменителями данного фактора; отношение между некото­рыми продуктами и этим фактором могут характеризо­ваться регрессией; спрос на факторы-заменители и разме­ры предложения продуктов, отношения между которыми характеризуются регрессией, сократятся.

(2) Если цена некоторого продукта Х растет, тогда как цены прочих продуктов неизменны, то предложение Х должно увеличиться. Это увеличение может быть обуслов­лено только расширением использования факторов, или сокращением производства других продуктов, или тем и другим. Есть такие же, по сути дела, причины ожидать, что дополняемость окажется главным отношением среди продуктов; есть также основания полагать, что она будет главным отношением среди факторов (все продукты дол­жны быть взаимодополняемыми, если использование в про­изводстве заданных возможностей предпринимателя пренебрежимо мало). Таким образом, хотя и возможны исклю­чения, вероятно, что выпуск большинства прочих, кроме данных, продуктов возрастет. Общее возрастание выпуска должно сопровождаться общим увеличением количества применяемых факторов (хотя опять-таки этого нельзя ут­верждать наверняка в отношении каждого из факторов).

Типично, что повышение цены одного из продуктов приводит к расширению предложения прочих продуктов и увеличению спроса на производственные факторы. Воз­можно лишь ограниченное появление продуктов-замени­телей и факторов, отношения между которыми характе­ризуются регрессией.

Таковы принципы, которые управляют поведением фирмы на рынке. Они отличаются от принципов, управ­ляющих поведением отдельных индивидов, в двух важных отношениях: во-первых, отсутствует эффект дохода, во-вторых, между продуктами, производимыми совместно одной фирмой, и между факторами, применяемыми сов­местно одной фирмой, существует тенденция находиться в отношении дополняемости. Хотя продукты-заменители и факторы-заменители возможны, маловероятно, чтобы они преобладали.

 

 

Дж. Р. Хикс. "Стоимость и капитал" > Часть II. Общее равновесие - Глава VIII. Общее равновесие производства

 

1. Теперь мы можем предпринять попытку осущест­вить задуманный синтез теории. Мы видели (см. гл. I- III), что определяет равновесное состояние частного лица и что можно предположить относительно его реакции на изменения в уровне цен. В гл. IV и гл. V мы использо­вали полученные принципы, чтобы прояснить функцио­нирование экономической системы, которая состоит ис­ключительно из таких частных лиц, так что единственно возможная экономическая активность представляла собой обмен товарами и услугами. Наконец, в двух последних главах мы ввели в анализ экономическую единицу нового типа - фирму; далее, мы исследовали принципы, определяющие поведение фирмы на рынке. Следовательно, мы, наконец, подошли к тому, чтобы изучать функционирова­ние экономической системы, включающей единицы обоих типов-частных лиц и фирмы; получается, что система цен регулирует не только обмен - она регулирует также производство.

Уже того простого факта, что анализ системы цен подразумевает все-таки исследование производства, доста­точно, чтобы говорить об Общем Равновесии Производст­ва. Этим мы и займемся в настоящей главе - гипотезой, которая имеет гораздо более широкое применение, чем Общее Равновесие Обмена. Вопросы, связанные с общим равновесием производства, - это уже достаточно хорошо разработанная теоретическая система, она включает такое количество экономических проблем, что многие теорети­ческие системы, применяемые экономистами в течение последнего столетия, оказываются охваченными этой системой, и их следует рассматривать в качестве ее упро­щенных вариантов. Как я лично считаю, она вполне под­ходит для анализа очень многих проблем, особенно проблем долгосрочного характера, в таких областях, как распределение и международная торговля, поэтому приме­нение данной теоретической системы вполне оправданно. Однако существуют и такие области исследования, где использование ее в высшей степени рискованно; на самом деле, неверное использование этой системы служит одной из самых распространенных причин ошибок в экономиче­ской теории. Ведь она предполагает-таки абстрагирование от некоторых наиболее важных сторон экономической жизни и не позволяет плодотворно изучать все, что связа­но с этими сторонами.

Главные недостатки данной системы можно, видимо, разделить на три группы. Первое. Она не предполагает анализа монополии и несовершенной конкуренции. Как пояснялось, я не считал, что следует преувеличивать зна­чение этого недостатка. Второе. Она абстрагируется от экономической деятельности государства. Это очень важ­но, но государство представляет собой такую экономиче­скую единицу, деятельность которой крайне сложно учи­тывать, так что пределы вмешательства государства, допустимые с точки зрения экономической теории, в из­вестном смысле ограничены. (Это, конечно же, свидетель­ство несовершенства экономической теории в целом и экономической теории как таковой.) Наконец, данная система не принимает во внимание движения капитала и процента, сбережений и инвестиций, а также всех тех видов деятельности, которые в прежде подготовленной главе я назвал «Спекуляция». Это существенный недоста­ток, и мы должны предпринять попытку в последней час­ти настоящей книги исправить его. Однако потом окажет­ся, что мы и в этой главе не свернули, по сути дела, со своего пути.

2. Теперь нам необходимо рассмотреть систему, состоя­щую из индивидов, объединяемых в две группы-в груп­пу частных лиц* и в группу предпринимателей. Такое разделение осуществляется следующим образом. Каждый индивид обладает одним или двумя видами ресурсов: (1) факторы производства, которые могут быть проданы на рынке; (2) ресурсы предпринимателей, с которыми нельзя поступить таким образом, но которые можно ис­пользовать, объединив с факторами прочих видов для про­изводства продуктов на продажу. При заданном наборе рыночных цен на факторы и продукты всякий, кто владе­ет предпринимательскими ресурсами, будет в состоянии определить, окажется ли прибыльным использование этих ресурсов в производстве. Если да, то он станет предпри­нимателем. Будучи таковым, он должен решить, как организовать производство, чтобы получать максимальную прибыль. При заданном уровне цен такая обеспечивающая наивысшую прибыль организация определяется техническим состоянием предприятия и величиной предпринима­тельских ресурсов; следовательно, определен спрос предпринимателя на факторы и предложение продуктов (отра­женный на счете предприятия), соответственно определены и размеры получаемой им прибыли. Теперь эта при­быль становится частью дохода предпринимателя, отражаемого его личным счетом (той частью счета, которая свидетельствует о его действиях как частного лица).

Индивид, владеющий лишь ресурсами первого вида, или индивид, который не находит стоящим использовать свои предпринимательские ресурсы, должен решить: (1) какое количество из находящихся в его распоряжении факторов он продает на рынке и (2) какую часть дохода от этой продажи он потратит на товар каждого вида [Я говорю «товар», а не «продукт», чтобы допустить возможность для предпринимателя предъявить спрос непосредственно на факторы (услуги).]. При заданных системе цен и шкале предпочтений это решение должно быть однозначным. Таким образом, мы определим предложение факторов и спрос на товары со стороны частного лица.

Предприниматель, владеющий предпринимательскими ресурсами, а также (или только лишь) факторами, которые можно продать, должен принимать подобные же ре­шения, отражаемые на его личном счете. Доход ему обеспечивает получаемая им прибыль, а также запас факторов; при заданных ценах обе эти величины имеют определенное значение; следовательно, можно определить доход предпринимателя, а тем самым и его спрос на товары.

Рассматривая предпринимателей и частных лиц сов­местно, можно установить размеры спроса и предложения для товаров всех видов, раз уже задана система цен. Строго говоря, мы должны различать четыре вида рынков: (1) рынки продуктов, на которых спрос связан с частны­ми потребностями (потребностями частных лиц и пред­принимателей), а предложение обеспечивается деятельностью предпринимателей (иначе говоря, фирмами); (2) рынки факторов, на которые спрос предъявляется фирмами, а предложение обеспечивается частными лица­ми и предпринимателями; (3) рынки прямых услуг, на которых как спрос, так и предложение связаны с частны­ми лицами и предпринимателями; (4) рынки промежуточ­ных продуктов, которые являются продуктами для одной фирмы и факторами производства для другой, так что и предложение, и спрос обеспечиваются фирмами. Однако на рынках всех видов при заданной системе цен можно определить размеры предложения и спроса.

Как только речь заходит о количестве уравнений, возникает та же самая небольшая трудность, что и в теории обмена. Один товар должен приниматься за стандартный, поэтому необходимо определить, при предположении, что все количество товаров составляет n, только n-1 значение цены. Очевидно, что при этом есть п уравнений, но одно уравнение выводится из остальных. Даже если рынки не находятся в состоянии равновесия, потребности рыночных агентов (частных лиц вместе с предпринимате­лями и фирм) должны уравновеситься; это значит, что если n-1 рынок находятся в состоянии равновесия, еще один рынок также должен быть в состоянии равновесия.

3. До сих пор мы продвигались по пути, проложенно­му Вальрасом и Парето, лишь немного приспосабливая их доводы к развитию современных идей, связанных с рав­новесием фирмы. Но с переходом к обсуждению стабиль­ности системы и ее функционирования мы перестаем ими руководствоваться. Стабильность равновесия производства следует изучать таи же, как мы изучали стабильность равновесия обмена в гл. V. Для нас, к счастью, нет необходимости снова заниматься подобным сложным и довольно утомительным анализом. Ведь в данном разделе мы пока заняты обсуж­дением стабильности рынков; можно, таким образом, учесть формальные результаты проведенного нами иссле­дования и применить их к решению рассматриваемых про­блем. Сохраняет справедливость утверждение, что неста­бильность может порождаться действием только двух причин: асимметричный эффект дохода и взаимодополняе­мость. Все, что нужно нам сейчас сделать,-так это ис­следовать вопрос о вероятности возникновения таких условий, опираясь в значительной степени на нашу новую гипотезу.

Когда спрос и предложение какого-либо товара обеспе­чиваются частными лицами и предпринимателями, резуль­татом изменения цены может быть, как мы и утверждали раньше, возникновение эффекта дохода или эффекта заме­щения. Но когда спрос или предложение обусловлены дея­тельностью фирм, не наблюдается, как мы видели в пре­дыдущей главе, ничего подобного эффекту дохода; един­ственным результатом изменения цены будет нечто похожее на эффект замещения [В предыдущей главе мы обсуждали только, строго говоря, влияние изменения цены на спрос и предложение отдельной фирмы. Здесь же нам нужно разобраться в воздействии изменения цены на спрос и предложение со стороны группы фирм. Это можно в значительной степени выяснить путем агрегирования эффектов, производимых деятельностью отдельных фирм (так же мы посту­пали при анализе групп из индивидов - ведь поведение группы фирм должно подчиняться тем же законам, что и поведение отдельной фирмы. Этот вывод, по существу, не нарушается, когда мы допускаем, что фирмы могут внедряться в «отрасль» или покидать ее. Повышение цены продукта Х может стимулировать его произ­водство новой в отрасли фирмой, поскольку становится прибыль­ным использовать ресурсы предпринимателя, которые прежде не использовались, а также поскольку повышение цены поощряет использование для производства продукта Х тех предпринимательских ресурсов, которые прежде применялись в производстве иных, чем X, продуктов. И в этих вопросах следует применять прежние принципы. С появлением в отрасли новых фирм производство продукта Х должно в связи с этим увеличиться, и должен обязательно повыситься спрос на некоторые факторы. Предложение тех или иных продуктов, а также спрос на те или иные производственные факторы могут сокращаться только в том случае, когда меняется направление использования новых предпринимательских ресурсов, а это должно означать, что редкость предпринимательских ресурсов является важным фактором, ограничивающим масштабы производства.].

Чтобы исследовать нестабильность, обусловленную не­симметричностью эффекта дохода, необходимо, следова­тельно, провести различие между четырьмя типами рын­ков.

(1) На рынках продуктов падение цены приводит к улучшению положения покупателей и ухудшению положе­ния продавцов; здесь, таким образом, наблюдается эффект дохода для обеих сторон рынка, и он действует точно так же, как мы отмечали в теории обмена. Действие этого эффекта будет способствовать нестабильности системы, вероятно, только в том случае, когда продукт является худшим или когда этот продукт в значительной степени потребляется предпринимателями, производящими его.

Однако следует помнить, что даже этого недостаточно, чтобы возникновение чистого эффекта дохода способствовало нестабильности. Рынок будет нестабильным только в том случае, если над чистым эффектом дохода, способ­ствующим нестабильности, не будет преобладать эффект замещения. Здесь стабилизирующее воздействие оказыва­ет не только эффект замещения между данным продуктом II прочими товарами в бюджете потребителя (как это было справедливо в теории обмена), но и влияние изменения цен на производство, которое, как мы видели, приводит к тем же последствиям, что и эффект замещения, а следо­вательно, способствует стабильности.

(2) В случае, когда речь идет о рынках производст­венных факторов, падение цены приводит к ухудшению по­ложения поставщиков факторов и к улучшению положения предпринимателей. Поскольку существует специализация поставщиков производственных факторов определенных видов (так что, к примеру, наемные работники обычно не поставляют на рынок такие виды труда, как их нанима­тели), постольку особенно вероятно, что направление дей­ствия чистого эффекта доход будет нежелательным. И вновь стабилизирующими факторами станут как замещение (например, между свободным временем и потреб­лением) благ в бюджете потребителя, так и эффект про­изводства.

(3) Рынки прямых услуг-производство не играет здесь какой-либо роли - функционируют совершенно так, как это описано в нашем исследовании обмена.

(4) Рынки промежуточных продуктов, на которых и спрос, и предложение обеспечиваются фирмами, не испытывают влияния эффекта дохода со стороны покупателей или со стороны продавцов, и поэтому они в любом случае стабильны [Конечно, положение на рынке предпринимателей, представля­ющих продавцов, ухудшается, а представляющих покупателей - улучшается. Это допущение необходимо делать при рассмотрении общих последствий изменения цены; однако эти изменения обыч­но не сказываются непосредственно на размерах спроса или пред­ложения промежуточного продукта, который ex hypothesi потребляется непосредственно.].

Как можно заключить из всего сказанного в отноше­нии нестабильности, обусловленной несимметричным эффектом дохода, равновесное состояние производства очень похоже на состояние производства в условиях равновесия обмена. Однако мы можем наблюдать действие одной очень сильной причины (речь идет об отсутствии эффекта дохода у фирм, действующих на рынке), которая способствует стабильности. В то же время стало очевид­ным, что опасность нарушения стабильности связана в особенности с функционированием рынков производствен­ных факторов.

Что же касается взаимодополняемости, то, как мы видели, существует определенная тенденция к формированию на стадии производства дополняемости между сов­местными продуктами, произведенными одной и той же фирмой, и (что еще более важно) между факторами, на которые предъявляется совместный спрос. Это, конечно же, способствует нарушению стабильности. И тем не менее есть три причины, препятствующие действию этого дестабилизирующего фактора. Прежде всего, дополняе­мость этого следует понимать как дополняемость на рын­ке в целом, иначе говоря, как дополняемость со стороны продавцов и покупателей вместе, со стороны производства и потребления вместе. Дополняемость возникает вследствие того, что изменение цены продукта Х сказывается на условиях равновесия рынка продукта Y, т. е. вследствие воздействия на различие между предложением У и спросом на него (при заданной цене). Далее, помимо действия эффекта дохода, повышение цены Х вызовет лишь сокра­щение спроса на У по сравнению с его предложением, если Х и У взаимодополняемы, с точки зрения либо продавцов, либо покупателей, и если отношения дополняе­мости на одной стороне достаточно сильны, чтобы «пода­вить» отношения заменяемости на другой стороне. Имеет значение именно совокупная взаимодополняемость. Те­перь нет особых причин полагать, что те же самые блага, которые взаимодополняемы в сфере производства, должны быть также взаимодополняемы в бюджетах частных лиц; таким образом, степень совокупной дополняемости в дан­ной системе, видимо, в определенной степени непосред­ственно уменьшается благодаря взаимодействию спроса и предложения - двух сторон рынка.

Второе. Дополняемость в производстве характеризует в преобладающей степени отношения между факторами, ко­торые совместно используются на одной и той же фирме, и это подразумевает лишь, что между небольшими груп­пами факторов существует прямая дополняемость. Верно, это также подразумевает, что между одним фактором и прочими факторами (или продуктами), которые являются заменителями прямых дополняющих факторов [См. гл. V.], сущест­вует косвенная дополняемость; однако эта косвенная до­полняемость в обычных случаях окажется довольно слабой - настораживает только крайняя дополняемость.

Третье. Мы должны всегда помнить, что в сфере производства самым важным отношением между факторами и продуктами считается отношение заменяемости, и обык­новенно это сильное отношение. Вероятные значительные изменения в темпах превращения факторов в продукты (в результате довольно малых изменений в уровне отно­сительных цен) оказывают на систему сильное стабилизирующее влияние. И именно это в наибольшей степени дает нам основания полагать, что в обычных обстоятель­ствах общее равновесие производства будет, по большей части, стабильным.

4. Следует, наверное, по вопросу о стабильности ска­зать больше, но для достижения поставленных нами задач этого вполне достаточно. Мы видели (и этого довольно), что гипотеза о совершенно стабильной системе равновесия производства основательна. Теперь предположим, что та­кая система существует, и посмотрим, как она будет функционировать.

Формальные закономерности функционирования систе­мы общего равновесия, в том виде, в каком они установ­лены в гл. V, будут справедливы и здесь. Мы лишь должны толковать их шире.

Поскольку система стабильна, по-прежнему справед­ливо, что расширение спроса на какой-либо товар (озна­чающее, что некоторые люди желают приобрести данного товара больше и предлагают в обмен больше стандартно­го товара) должно привести к повышению его цены, выраженной в стандартном товаре. Точно так же расшире­ние предложения какого-либо товара (при атом некоторые люди предлагают его в большем количестве, чем прежде, и стремятся получить в обмен некоторое количество стан­дартного товара) должно вызвать понижение цены данно­го товара. Эта закономерность действует как в отношении продуктов, так и в отношении факторов.

Как сильно изменится цена товара под влиянием подобных изменений в спросе (или предложении), зависит от степени заменяемости, характеризующей данную систему'. Чем выше заменяемость (или чем ниже дополняемость) между какими-либо двумя продуктами (или факторами), входящими в систему, тем меньше изменения в спросе на тот или иной товар будут определять его цену. Замещение такого рода может наблюдаться как в производстве, так и в бюджетах отдельных потребителей. Здесь вновь отношения заменяемости должны остаться обычными отношениями между фактором и продуктом. Получается, что, чем выше эластичность кривой предельной производительности того или иного фактора, выраженного с помощью его продукта, тем меньше изменение в спросе на какой-либо товар (или в его предложении) скажется на цене этого товара.

Воздействие подобных изменений в спросе (или предложении) на уровень цен прочих, кроме данного, товаров зависит главным образом от того, взаимодополняемы или взаимозаменяемы эти товары по отношению к данному. Разумеется, здесь заменяемость или дополняемость должны рассматриваться с точки зрения всей системы в совокупности. (Если два товара являются заменителями для обеих сторон рынка, то они будут обязательно заменителями по отношению ко всей системе в целом; то же справедливо для взаимодополняемых товаров. Если же они для одной стороны рынка - заменители, а для другой - дополняющие, важно, какое отношение преобладает.)

В качестве первого приближения к решению проблемы мы можем утверждать, что повышение цены товара Х будет сопровождаться ростом цены всех тех товаров, которые являются непосредственными заменителями X, и падением цен тех товаров, которые являются дополняющими по отношению к X. В качестве второго шага мы можем оказаться перед необходимостью допустить косвенное воздействие повышения цены товара Х на цены других товаров (здесь закономерность состоит в том, что цены товаров, которые являются заменителями заменителей и дополняющими дополняющих, будут расти; а цены товаров, которые являются заменителями дополняющих и дополняющими заменителей, будут снижаться). Если некоторое благо носит такой характер, что является в одно и то же время непосредственным заменителем товара Х я дополняющим заменителя, то прямое и косвенное воздействие на цену прочих, кроме X, товаров будут разнонаправленны.

Третьим шагом может стать необходимость допустить эффект дохода. Одних людей изменение цен сделает бога­че, других - беднее, в результате этого спрос на товары и их предложение могут не сравняться. Очень трудно ска­зать что-либо вообще о таком эффекте дохода: в некото­рых случаях можно догадываться о характере его действия, но довольно часто существование этого эффекта мож­но лишь расценивать как источник возможных ошибок.

5. Теперь стало возможным привести несколько про­стых аналитических примеров.

Сначала предположим, что спрос на определенный продукт Х увеличивается. Цена Х будет расти, и это обу­словит тенденцию к росту цен во всей системе (хотя, конечно, если Х не играет очень большой роли в потреб­лении, этот рост цен будет ощутим лишь по отношению к тесно взаимосвязанным товарам). К тесно взаимосвя­занным товарам относятся производственные факторы, применяемые при изготовлении товара X, их цены в обыч­ном случае будут расти. Будет наблюдаться снижение цен только тех товаров, которые прямо или косвенно дополня­ют товар X. Товары, которые являются прямыми допол­няющими по отношению к товару X, можно разделить на следующие группы [См.гл. V.].

(1) Товары, дополняющие по отношению к товару X. С ростом цены товара Х спрос на эти товары будет осла­бевать, а их цена начнет понижаться [В изложении до конца настоящей главы я пренебрегаю эффектом дохода.]. (Такой эффект в действительности может нередко скрываться за одновре­менным расширением спроса на данные взаимодополняе­мые товары.)

(2) Продукты, дополняющие Х в процессе производ­ства. Как мы видели, к этой группе, весьма вероятно, относятся всякие товары, произведенные совместно с X. С расширением предложения товара Х предложение этих дополняющих по отношению к Х товаров также возрас­тет, а их цена начнет падать. (Это знакомый из учебни­ков пример с шерстью и бараниной.)

(3) Факторы, регрессивные по отношению к X. По­скольку какие-либо из совместных продуктов являются в производственном процессе заменителями, их производ­ство будет сокращаться; также может сократиться и спрос на те или иные факторы, особо необходимые в создании этих продуктов-заменителей. Товары, косвенно дополняющие X, являются либо заменителями непосредственно до­полняющих этот товар, либо дополняющими его прямых заменителей. В первую из обозначенных выше групп должны бы войти, например, факторы, необходимые для производства товаров, которые в сфере потребления явля­ются дополняющими товара X, а также продукты, произ­водство которых поощряется падением цен на эти факто­ры. Ко второй группе могли бы относиться блага, взаимо­дополняемые в сфере потребления с продуктами, иными, чем X,- продуктами, цены которых возросли по той причине, что их производство потребовало некоторых факторов, подобных тем, которых требовало производство про­дукта X.

Однако, когда речь идет о таких косвенно дополняю­щих благах, нет большой вероятности того, что их цены в конечном счете упадут. Ведь если они являются косвен­но дополняющими в соответствии с одним направлением использования, то они могут нередко оказываться косвен­ными заменителями в соответствии с другим направлени­ем. Так как обычно в системе, рассматриваемой как целое, преобладают отношения заменяемости, отношения косвен­ной дополняемости во многом окажутся скрытыми.

6. Теперь рассмотрим противоположный пример - расширение предложения фактора А. Ясно, что цена А должна упасть. Характер изменения цен прочих факторов можно определить так же, как мы делали выше. Однако здесь наблюдается эффект особого рода, который пред­ставляет определенный интерес. Как изменится пена дру­гого фактора - фактора В, применяемого в той же отрас­ли (отраслях), что и А? Если В дополняет А (а допол­няемость, как мы видели, является, вероятно, преоблада­ющим отношением среди производственных факторов, применяемых совместно, так что факторы А и В будут, видимо, взаимодополняемы, по крайней мере в процессе производства), то прямым следствием этого станет рост цены В. Однако необходимо также допустить возможность по крайней мере одного косвенного результата, связанного с расширением предложения фактора А,-косвенное воздействие на цену фактора В через цену продукта (или продуктов). Во всяком случае, в процессе производства продукт данных факторов должен, видимо, считаться близ­ким «заменителем» как фактора А, так и фактора В. Следовательно, цена В (а этот фактор является замените­лем заменителя) должна, вероятно, начать снижаться. Следовательно, в движении цены В будут действовать две противоположные тенденции - рост ее как прямой ре­зультат данных изменений и ее возможное снижение как их косвенный эффект, и каждая из этих тенденций может возобладать. Но если фактор В является в процессе про­изводства заменителем фактора А, то действие обеих тен­денций приведет, вероятно, к снижению цены В [См. также: Дж. Робинсон. Экономическая теория несовершенной конкуренции, с. 346-347. Г-жа Робинсон (которая, как и мы, имея здесь дело со случаем совершенной конкуренции, рас­сматривает лишь процесс производства) предполагает, что исполь­зуются только два фактора, отсутствуют предпринимательские ре­сурсы и нет экономии, связанной с расширением масштабов производства. Отсюда следует, что издержки постоянны. Эти допущения позволяют ей рассматривать результаты данных изменений раздельно. Она выделяет: (1) влияние этих изменений на спрос на фактор В, при условии, что задан объем производства (единственного) продукта; (2) последствия изменений, приводящих к колебаниям объема производства. Наши выводы в полной мере согласуются между собой. В то время как подход г-жи Робинсон дает ей преимущества в достижении поставленных целей, мой собственный подход можно легче приспособить к решению проблем, связанных с функционированием всей экономической системы.]. Цены взаимодополняемых факторов, как никаких других това­ров, будут, вероятно, с расширением предложения некото­рого фактора расти, и все-таки они будут расти в дейст­вительности только тогда, когда при этом не изменяются цены продуктов, производимых с помощью данных факто­ров; иначе говоря, цены взаимодополняемых факторов бу­дут расти, если спрос на продукты довольно эластичен или если эти продукты являются полноценными заменителями прочих товаров.

7. В соответствии с нашим обычным подходом можно сказать, что расширение предложения фактора А (см. предыдущий параграф) представляет собой расширение предложения фактора, выраженного в стандартном това­ре; предполагалось, что количество фактора А, предлагае­мого на рынке по заданным ценам, возросло, а его обла­дателям требовалось в обмен не что иное, как сколько-то стандартного товара. Когда стандартный товар - деньги, считается, что владельцы факторов откладывают все доходы, получаемые от продажи новых единиц фактора. В рассмотренном выше примере точно так же неявно предполагалось, что вновь образованный спрос есть спрос, выраженный в стандартном товаре. Таким образом, если стандартный товар - деньги, то спрос образуется за счет расходования сбережений, а не за счет экономного расхо­дования тех или иных товаров. При условии, что подоб­ные допущения несправедливы (так что возрастание пред­ложения фактора А сопровождается возрастанием спроса на соответствующие продукты, или возрастание спроса на продукт Х сопровождается уменьшением спроса на дру­гие продукты), все равно необходимо предполагать существование эффектов, обусловленных рассмотренными взаи­мосвязями. Естественно, последние окажутся на общем уровне цен и направление их движения будет противопо­ложным направлению первоначального воздействия, так что в результате расширения спроса цены лишь станут в целом расти; они будут снижаться вследствие расширения предложения при условии, что в первом случае наблюда­ется расходование сбережений, а во втором - накопление денег [Как станет ясно в ходе анализа, нам не следует предпола­гать, что подобные изменения общего характера отражаются в дви­жении какого бы то ни было индекса цен. ].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...