Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая теория Дж. Р. Хикса 13 глава




Я, однако, не считаю, что эта возможность имеет в действительности большое значение. И все-таки в ее существовании можно усмотреть причины исключений из тех правил, которые мы сформулируем в следующем раз­деле.

Теперь обобщим мало что дающие, но все-таки обнаде­живающие выводы, которые мы сделали в ходе обсужде­ния вопроса о стабильности. Без сомнения, существова­ние стабильных систем множественного обмена полно­стью согласуется с законами спроса. И все-таки нельзя a priori* доказать, что система множественного обмена обя­зательно стабильна. Но условия стабильности легко достижимы, поэтому есть достаточные основания предполагать, что им может удовлетворять практически всякая система, которая способна представить для нас интерес. Неста­бильность системы может возникать только по двум при­чинам - из-за сильно асимметричных эффектов дохода и крайне высокой дополняемости. Незначительной заме­няемости, характерной для определенного набора това­ров, будет достаточно, чтобы помешать определяющему воздействию названных причин.

Далее, если система множественного обмена стабиль­на вообще, она, вероятно, будет совершенно стабильной. Следовательно, вполне правомерно приступить, что мы сейчас и сделаем, к исследованию вопроса о том, как со­вершенно стабильная система множественного обмена будет отвечать на изменение основных факторов, опреде­ляющих движение цен. Ведь «экономические законы». проявляющиеся при этом, суть принципы, которые, как мы надеемся обнаружить, действуют в реальной жизни и которые, во всяком случае, можно свести к системе множественного обмена в условиях совершенной конку­ренции.

6. Самый верный способ вывести экономические законы из анализа условий стабильности состоит в следую­щем. Предположим, что предпочтения нескольких веду­щих торговлю лиц определенным образом изменились. Самое удобное с точки зрения настоящего исследования - рассмотреть их усилившееся желание приобрести какой-либо определенный товар, желание, которое они приго­товились удовлетворить путем расширения предложения (или сокращения спроса) стандартного товара при усло­вии, что спрос на все прочие товары и их предложение неизменны. Как в таком случае изменятся цены? Изменение цен непременно будет таким, что станет способст­вовать избыточному предложению продукции других тор­говцев, - предложению, достаточному, чтобы удовлетво­рить возросший спрос первых торговцев. Итак, условия стабильности уже позволили нам судить о том, какие изменения цен приведут к возникновению избыточного спроса на рынке товара X, в то время как на рынках про­чих товаров равновесие, как и следовало ожидать, сохра­нится. Таким образом, изучение условий стабильности позволяет нам заключить, каковы последствия подобного расширения спроса [Если смотреть на дело с этой стороны, становится очевидным, что подобные рассуждения могут пригодиться при изучении по­следствий роста числа ведущих торговлю лиц. Спрос на одни товары и предложение других увеличиваются благодаря появлению на рынке новичков. Тем самым уровень цен должен измениться настолько, чтобы появилась возможность для образования соот­ветствующего избыточного предложения и избыточного спроса, обеспечиваемых прежней системой.].

Прежде всего должна быть повышена цена самого то­вара X. Это условие обязательно, даже если допустить всяческие вторичные воздействия рынков прочих това­ров. Система может вообще быть стабильной (даже не­совершенно стабильной) только тогда, когда рост цены товара Х (при условии, что учитываются все вторичные воздействия) обусловливает превышение предложения этого товара над спросом на него.

Далее, кое-что можно сказать о влиянии данного рас­ширения спроса на цены прочих, кроме X, товаров. Соот­ветствующие правила можно вывести в строгой форме, если в конечном счете пренебрегать эффектом дохода. Поскольку же такое условие вряд ли, видимо, в полной мере выполнимо, необходимо считать, что верность эти правила сохраняют в известных пределах. Однако в це­лях удобства изложения можно исследовать их, прене­брегая эффектом дохода.

Если бы мы могли предположить, что воздействия на рынки всех, кроме X, товаров можно свести к воздействию на один определенный рынок, например рынок товара У (и при этом изменение цен всех, кроме Х и У, товаров пре­небрежимо мало), то цена товара У изменится так, как это следует из изложения в § 4. Цена товара У повысится, если товары Y и У являются заменителями, и упадет, если эти товары взаимодополняемы. Ведь только благо­даря изменениям такого рода на рынке товара У будет поддерживаться равновесие.

Если изменяется цена не одного, а нескольких това­ров, то нам необходимо рассмотреть вопрос о том, каким образом рынки прочих, кроме У, товаров, т. е. товаров X, Z и т. д., будут воздействовать один на другой. Изменение в результате этого цены товара У можно проанализиро­вать следующим образом. Прежде всего, при том, что то­вар У служит заменителем товара X, цена товара У будет стремиться к повышению. Цена товара У может оказать­ся затронутой не только в результате этого непосредственно, но также косвенно, вследствие изменения цены товара Z. Если товар Z служит заменителем товара X, то цена товара Z возрастет, если же товар У также является заменителем товара Z, то повысится в свою очередь цена товара У. Таким образом, косвенным следствием этих из­менений будет стремление к повышению цены товара У. Аналогичным образом, если товар Z является дополняе­мым по отношению к товару У, цена его понизится, но это опять-таки будет способствовать росту цены товара У. В то же время если товар Z и товар Х взаимодополняе­мы и товар Z и товар У также взаимодополняемы, то воз­действие рынка товара Z выразится в снижении цены товара У.

Следовательно, косвенное воздействие рынков тре­тьих товаров подчиняется закономерности, согласно ко­торой возросший спрос на товар Х вызовет рост цен тех товаров, которые являются по отношению к товару Х за­менителями заменителей или дополняющими дополняю­щих; при этом понижаются цены тех товаров, которые суть дополняющие заменителей или заменители допол­няющих.

Для тех случаев, когда затрагиваются цены несколь­ких товаров, может оказаться необходимым допустить су­ществование нескольких видов воздействия такого рода, а также прямого воздействия. Иногда (может быть, и не­редко) все эти воздействия имеют одно и то же направление. Х и У могут относиться к группе товаров, каждый из которых служит заменителем всех других. Тогда с ро­стом цены товара Х цена товара У повысится как потому, что между товарами существуют отношения прямой за­меняемости, так и потому, что между прочими, входящими в данную группу товарами существуют отношения кос­венной заменяемости. Если же товары Х и У входят в группу взаимодополняемых товаров, дело обстоит не так просто. Прямым эффектом будет в таком случае пони­жение цены товара У, в то время как спрос на товар Х возрастет; однако благодаря некоторым косвенным эф­фектам цена товара У увеличится - ведь он дополняю­щий к дополняющим товарам. Следовательно, конечный результат изменений остается неопределенным.

Система множественного обмена, в которой совсем нет отношений дополняемости, подчиняется, видимо, простым закономерностям. Как бы много косвенных эффек­тов ни допускалось, все они будут действовать в одном и том же направлении. Как только увеличивался бы спрос на товар X, его цена тоже бы возрастала; цены всех про­чих товаров также бы повышались. Далее, можно пока­зать, что цены всех остальных товаров возрастали бы в меньшей степени, чем цена товара Х [Это сразу станет очевидным, если предположить, что можно-считать стандартным товаром (на данный момент времени) товар" Х и тем самым рассматривать возросший спрос на него как воз­росшее предложение нашего прежнего стандартного товара М. Тог­да ясно, что при отсутствии дополняемости цены всех прочих товаров должны упасть относительно цены товара X. ].

Конечно же, полное отсутствие дополняемости, таким образом, далеко не вероятно [Интересным примером приблизительного соблюдения такого условия служит рынок иностранных валют. С точки зрения действующих на этом рынке маклеров, все счета в различных валютах являются, вероятно, заменителями один другого. Таким образом, как мы наблюдаем в действительности, если происходит бегство от франка к доллару, то курс доллара по отношению к курсу фран­ка возрастет; курсы всех других валют также возрастут, но меньше, чем курс доллара.]. И тем не менее есть ряд причин, по которым, как мы можем полагать, ситуация на рынке, способная выразиться в полном отсутствии дополняемости, на деле отразит такое состояние во мно­гих случаях лишь приблизительно. (1) Есть известные уже нам основания полагать, что на рынке отношения между парами взятых наугад товаров будут характеризоваться главным образом их взаимной заменяемостью, взаимодополняемость же останется явлением случайным. (2) Как известно, косвенные эффекты, наблюдаемые в отношении группы взаимозаменяемых товаров, дейст­вуют в том же направлении, что и прямые эффекты; в то же время косвенные эффекты в отношении группы до­полняемых товаров могут способствовать нейтрализации прямых эффектов. (3) До сих пор мы исходили из пред­положения, что возрастание спроса на товар Х затраги­вает только этот товар, но не товары, дополняемые по от­ношению к нему. В действительности же спрос на каж­дый из взаимодополняемых товаров будет зачастую воз­растать одновременно.

Если принять все это во внимание, окажется-таки, что расширение спроса на определенный товар (или группу товаров) приведет в целом, вероятнее всего, к повышению цен. Разумеется, товар (или товары), спрос на который увеличивается, должен, для того чтобы эта повышатель­ная тенденция в движении цены вообще распространи­лась, представлять для покупателей значительный инте­рес. Но всегда сохраняется вероятность того, что окажет­ся ряд определенных товаров, прямо или косвенно допол­няющих по отношению к данному товару, и цены их в действительности упадут.

7. Вот, как я полагаю, и все, что можно сказать о движении цен прочих, кроме данного, товаров. Имеет смысл, однако, добавить еще одно соображение, чтобы завершить рассмотрение законов обмена.

Мы видели, что с возрастанием спроса на товар Х цена его должна повыситься. Что определяет границы этого повышения? Можно показать, что данное расширение спроса тем меньше скажется на уровне цены товара X, чем выше степень заменяемости или чем ниже степень дополняемости, характерная для пары тех или иных вхо­дящих в систему товаров [Это утверждение опять-таки свободно от исключений толь­ко в том случае, когда эффектом дохода можно пренебречь.].

При множестве полноценных заменителей товара Х стало бы гораздо проще удовлетворить возросший спрос па этот товар без сколько-нибудь значительного повыше­ния его цены. Цена самих товаров-заменителей будет все-таки стремиться к росту, однако это повышение цены распределится понемногу на многие товары и поэтому лишь слегка коснется каждого (включая и товар X) из них. Если же существует множество дополняющих Х то­варов, спрос на которые не увеличился, цена этих товаров будет иметь тенденцию к снижению (лица, которые обес­печивают необходимое дополнительное предложение то­вара X, будут стремиться сбыть дополняющие Х товары). Такое падение цены взаимодополняемых товаров приве­дет в свою очередь к увеличению спроса на них (и, сле­довательно, спроса на товар X); чтобы уравновесить от­меченные тенденции, потребуется дальнейшее повыше­ние цены товара X.

Теперь, в качестве следующего шага, эти принципы можно применить к исследованию самих товаров - заме­нителей товара Х и дополняющих по отношению к нему товаров. Если у первых в свою очередь есть свои полно­ценные заменители, цены их, при росте цены товара X, окажутся затронутыми сравнительно слабо, а это в свою очередь смягчит изменение цены товара X. Но если же речь идет о наборе взаимодополняемых товаров, их цены будут, с ростом цены товара X, колебаться все сильнее и соответственно сильнее будет колебаться и цена това­ра X.

Таким образом, следует рассматривать дополняемость, подобно не совершенной заменяемости, как свидетельство жесткости системы, - жесткости, которая понижает эластичность предложения всякого определенного товара. Конечно, если бы мы аналогичным образом начали ис­следование с предположения об увеличении предложения товара X, мы бы обнаружили, что те же самые факторы способствуют уменьшению эластичности спроса.

8. Этим завершается все, что я должен сказать по вопросам, связанным с теорией обмена. И я сомневаюсь, что можно добавить к сказанному еще что-либо на дан­ном уровне обобщения. Мы можем, следовательно, сразу перейти к практическому приложению теории. Памятуя о том, в какой большой степени традиционная теория международной торговли, например, основана на анализе двух товаров, мы не должны слишком стесняться в при­менении нашей теории, имеющей гораздо более общий характер.

Я, однако, не намерен следовать таким путем - как потому, что в настоящей книге экономический анализ в основ­ном не сосредоточен на отдельных проблемах, так и глав­ным образом потому, что я не считаю хоть сколько-нибудь необходимым упускать из виду многочисленные аспекты реального мира (а это мы должны были бы сделать, если бы попытались в рамках чистой теории обмена уделить меньше внимания действительным проблемам).

И по совершенно иной причине хорошо, что так много времени потрачено на теорию обмена. Когда в последую­щих главах мы продолжим анализ производства и даже когда в части IV перейдем к исследованию проблем ди­намики, то обнаружим, что возникают почти такие же вопросы, как те, которые мы анализировали здесь. На первый взгляд они покажутся несколько более сложны­ми, но их можно будет поставить в сравнительно знако­мой нам форме, и, таким образом, окажется, что ответ нам уже известен. Вот почему теория обмена составляет существенную часть исследования экономической систе­мы в целом.

 

 

Дж. Р. Хикс. "Стоимость и капитал" > Часть II. Общее равновесие - Глава VI. Равновесие фирмы

 

1. В отличие от теории равновесия, имеющей дело с отдельным индивидом, теория равновесия фирмы обсуж­дается в современной литературе практически ad nauseam [См. например: Дж. Робинсон. Экономическая теория не­совершенной конкуренции. М., «Прогресс», 1986.]. В некотором смысле я мало что могу добавить к этим исследованиям. И все-таки нам необходимо повтор­но рассмотреть соответствующие вопросы, чтобы выявить определенный параллелизм, который характерен для слу­чая отдельной фирмы и случая отдельного индивида. Именно этот параллелизм позволит нам придать законам рыночного поведения фирмы вид, похожий на тот, что уже знаком нам по рассмотренному случаю, и в конеч­ном счете расширить сформулированную в предыдущей главе теорию, чтобы охватить также и производство.

Удобнее всего перейти от теории стоимости к теории производства следующим образом. До сих пор мы пред­полагали, что ведущие торговлю индивиды приходят на рынок с определенными товарами или услугами и что они могут получить другие товары единственным путем - путем обмена. Теперь же мы должны считаться с тем фактом, что иногда они в состоянии получать новые то­вары иным путем - путем технических преобразований или путем производства. Ясно, что эти индивиды не пой­дут по такому пути до тех пор, пока он не окажется более предпочтительным, чем простой обмен; значит, такой путь будет обладать преимуществами в превращении посредством производства одного набора «обменоспособных» благ в другой набор благ только тогда, когда получающий­ся в результате набор благ имеет более высокую рыноч­ную стоимость, чем исходный. Следовательно, в различ­ных рыночных условиях для производства открываются различные выгодные возможности; и эти возможности могут открываться перед разными людьми. Тем самым состав группы лиц, которые получают товары посредством технических преобразований, а не путем простой прода­жи своих услуг (т. е. класс предпринимателей), может изменяться.

Для предпринимателя в дальнейшем будет, как пра­вило, характерно то, что он приобретает некие услуги (факторы производства) не потому, что испытывает непо­средственное желание их иметь, а потому, что нуждается в них для полного использования своих производственных возможностей. Можно считать, что количество фак­торов производства, которые он применяет, полностью зависит от характера обеспечиваемого ими производства; следовательно, предприятием (осуществляющим превра­щение факторов в продукты) можно называть обособлен­ную экономическую единицу, функционирование которой не связано с личными потребностями предпринимателя. Оно приобретает производственные факторы и продает продукты; цель предприятия состоит в максимизации разницы в стоимости факторов и продуктов [Кроме факторов производства, приобретаемых на рывке, предприятие может также использовать факторы, которые предо­ставляет сам предприниматель. Если эти факторы таковы, что их можно было бы продать (а не применить в производстве), то из­держки предприятия возрастут на величину, равную рыночной цене этих факторов. Если же данные факторы могут быть исполь­зованы разве что в производстве, их применение не станет способствовать росту издержек предприятия, и не следует (да и нельзя) считать, что они увеличивают поступления фирмы.].

2. Мы можем начать с анализа, который будет в точ­ности походить на наше исследование теории полезности. Предположим, что существует отдельное предприятие и что ему противостоит рынок, характеризующийся усло­виями совершенной конкуренции. Каковы необходимые условия равновесия для такого предприятия?

Возьмем сначала простейший случай. Перед отдель­ным предприятием открываются технические возможно­сти превратить единичный фактор А в единичный про­дукт X. На рынке установились цены как на 4, так и на X; следовательно, предприятию выгодно развертыва­ние производства, пока совокупная стоимость получае­мого в результате продукта больше, чем совокупная стоимость примененного фактора. Кроме того, предприятию выгодно производить продукт в таком количестве, чтобы эта разница была как можно больше. Изобразим все это графи­чески. Если отложить коли­чество фактора А по гори­зонтальной оси, а количества продукта Х - по вертикальной, то можно получить кри­вую, показывающую, какое максимальное количество продукта получается при трансформации каждого данного количества фактора. Од­нако пока мы не будем делать особых предположений от­носительно формы полученной кривой производства (pro­duction curve) (см. рис. 18).

Теперь предположим, что применяется количество фактора, равное ON, а количество получаемого продукта составляет соответственно PN. Пусть отрезок ОМ равен отрезку PN, а МК - столько продукта, что его рыночная стоимость равна стоимости ON производственного факто­ра. Тогда ОК суть добавочный продукт, который достает­ся предприятию. Стоимость продукта ОК равна превы­шению поступлений над затратами.

Условия равновесия заключаются в том, что ОК мак­симально и выражается положительной величиной.

На изображенном нами графике (см. рис. 18) первое из этих условий не выполняется. Если точка Р будет пе­ремещаться вдоль по кривой, то линия РК сместится вверх (смещаясь, она будет оставаться параллельной сама себе, поскольку ее наклон, выражаемый отношением МК/РМ, будет равен соотношению цен фактора и продук­та, которое задано условиями рынка). Линия РК будет продолжать смещаться вверх, так что отрезок ОК станет увеличиваться, пока РК не превратится в касательную к кривой производства (см. рис. 19). Таким образом, ус­ловия равновесия могут быть сформулированы следую­щим образом.

(1) Линия РК должна касаться кривой производст­ва. Иначе говоря, наклон кривой производства в точке равновесия должен равняться отношению цены фактора к цене продукта. Тогда наклон кривой производства ра­вен приращению продукта, вызванного небольшим приращением фактора; иными словами, речь идет о пре­дельном продукте. Таким об­разом, данное условие равно­весия в привычной форме можно выразить двояко: це­на фактора равна стоимости его предельного продукта и цена продукта равна пре­дельным издержкам его про­изводства.

(2) Наибольшего, а не наименьшего значения ОК достигает тогда, когда кри­вая производства будет в точке касания выпукла вверх. При этом подразумева­ется, что в точке равновесия предельный продукт дол­жен сокращаться или предельные издержки - возрас­тать.

Как следует заметить, эти два условия внешне почти совпадают с условиями, к которым мы пришли в своей теории субъективной стоимости. Кривая производства в том виде, в каком мы ее здесь изобразили, весьма напо­минает по своим свойствам кривую безразличия. Там речь шла о равенстве соотношения цен и предельной нормы замещения, здесь же мы наблюдаем равенство между со­отношением цен и предельным продуктом (последний при желании можно рассматривать как предельную нор­му трансформации). Что же касается условий стабильно­сти, вместо падения предельной нормы замещения рас­сматривается уменьшение предельного продукта. Следовательно, эти два условия по сути одинаковы; они помо­гут нам построить теорию поведения фирмы, весьма напоминающую нашу теорию поведения отдельного ин­дивида.

(3) Однако теория производства предполагает третье условие равновесия, не находящее соответствия в теории субъективной полезности. Значение добавочного продукта ОК должно быть положительным. Теперь же ОК может быть положительным только в том случае, когда наклон ОР уменьшается при смещении точки Р вправо. Наклон ОР измеряет отношение между количеством продукта и количеством фактора, иначе говоря, измеряет средний продукт. Третье условие равновесия состоит, таким обра­зом, в том, что средний продукт должен уменьшаться, или средние издержки должны возрастать [В то же время мы можем рассуждать следующим образом. Если добавочный продукт выражается положительной величиной, цена его должна превышать средние издержки. Но цена равна предельным издержкам. Следовательно, предельные издержки должны быть больше средних. Итак, производство дополнительной единицы продукции должно вести к повышению средних издер­жек, а тем самым средние издержки должны возрастать.].

Таким образом, условия равновесия можно выразить в двух взаимоисключающих формах:

1. Цена фактора равна стоимости продукта 1. Цена продукта равна предельным издержкам
2. Предельный продукт уменьшается 2. Предельные издержки увеличиваются
3. Средний продукт уменьшается 3. Средние издержки увеличиваются

3. До сих пор мы опирались на графические методы. Теперь же необходимо задаться вопросом: действительно ли правдоподобны выведенные благодаря этим методам условия равновесия? Второе и третье условия связаны со свойствами кривой производства; может ли быть на самом деле, чтобы соотношение между фактором и продуктом характеризовалось этими свойствами? Когда в аналогич­ном случае речь шла об отдельном индивиде, мы не виде­ли оснований сомневаться в правдоподобности условия, согласно которому предельная норма замещения умень­шается. Однако теперь мы должны рассматривать не од­но, а два условия и, кроме того, ответить на более серьез­ные, чем прежде, вопросы.

Критический анализ только что рассмотренных усло­вий равновесия требует принять во внимание два сообра­жения. Первое: нередко сами предприниматели убеждены в том, что действуют в условиях снижения средних издер­жек. Второе соображение носит в большей мере теоретический характер и обусловлено толкованием «законов убывающей и возрастающей доходности», которое распро­странено среди современных авторов. Тенденция к возрас­танию доходности (в более широком смысле слова - к снижению издержек) вызвана как экономией, связанной с расширением масштабов производства, так и особенно неделимостью единиц соответствующих факторов и неделимостыо соответствующих производственных процессов. Тенденция к убыванию доходности (возрастанию издер­жек) возникает, если увеличивается количество ресурсов определенного вида, используемых при изготовлении про­дукта, в то время как количество ресурсов другого вида (или видов) остается неизменным или увеличивается срав­нительно медленно. Когда фирма вынуждена действовать в условиях роста средних издержек, это значит, что пре­обладает вторая из двух отмеченных тенденций, иначе говоря, будет неизбежно наблюдаться не просто использование редких ресурсов определенного вида, но использование ресурсов достаточно редких, чтобы воспрепятство­вать всякой возможной экономии, обусловленной расши­рением масштабов производства [См. Дж. Робинсон. Цит. соч. Приложение. ].

Таким образом, ситуация, которая показана на наших рисунках, может возникнуть только в том случае, когда фактор А объединяется с определенными ресурсами, ко­торыми фирма обладает лишь в ограниченном количестве и которые не позволяют ей завоевать еще большую часть рынка. При обсуждении краткосрочных проблем здесь речь как раз может идти о принадлежащих фирме произ­водственном оборудовании или станках, которые были изготовлены в прошлом и являются, вероятно, в извест­ном смысле единственными в своем роде. При обсужде­нии же долгосрочных проблем нам необходимо принять во внимание только конечный контроль, осуществляемый самим предпринимателем. Единственная причина, по ко­торой должны возрастать предельные издержки, состоит в том, что по мере расширения масштабов производства увеличиваются и трудности, связанные с контролем дея­тельности предприятия [См., однако, ниже, гл. XV.].

Однако необходимо помнить, что мы имеем дело с двоякого рода условиями: возрастанием предельных из­держек и возрастанием средних издержек производства. Предельные издержки должны расти по мере увеличения размеров фирмы, обеспечивая на каком-то этапе остановку этого процесса. Однако рост предельных издержек не слу­жит достаточным условием равновесия. Вовсе нельзя утверждать, будто невозможно такое положение дел, при котором предельные издержки немного увеличиваются из-за трудностей, связанных с контролем фирмы, размер которой растет. Я все-таки полагаю, что такие условия деятельности фирмы, надо ожидать, встречаются чаще всего. Однако, если предельные издержки лишь немного превышают их минимальное значение, они будут, вероятно, меньше средних издержек (когда предельные издерж­ки минимальны, средние будут их обязательно превы­шать). Следовательно, если фирма продает продукцию по цене, равной ее предельным издержкам, она продает не­пременно «в убыток».

4. Можно, видимо, согласиться с тем, что при анализе подобной рыночной ситуации необходимо отвергнуть до­пущение о совершенной конкуренции. Если мы предпола­гаем, что типичная фирма (во всяком случае, в тех отрас­лях, где наблюдается значительная экономия, обусловлен­ная расширением масштабов производства) в некоторой степени определяет уровень цен, по которым продает свою продукцию (и тем самым является в некоторой степени монополистом), то указанные выше трудности анализа перестают существовать. Цена, по которой продает про­дукцию монополист, уже не равна предельным издержкам, а превышает их на величину, зависящую от эластичности спроса на данную продукцию. Следовательно, цена может превышать средние издержки, даже если предельные из­держки меньше средних.

Пока все хорошо. И все-таки необходимо признать, что полностью отбросить допущение о совершенной конкурен­ции и для всех случаев принять предположение о моно­подии - значит обязательно вызвать весьма «разруши­тельные» последствия для экономической теории. При монополии условия стабильности теряют определенность и, следовательно, разрушается основа, которая позволяет вывести экономические законы. Условиям монополии соот­ветствует не только снижение средних издержек - ей также соответствует снижение предельных издержек. Должно же все-таки существовать нечто, способное поло­жить конец расширению фирмы; это расширение также может быть остановлено путем ограничения рынка рос­том предельных издержек, хотя, конечно, возрастание как предельных, так и средних издержек может наблюдаться одновременно.

Ситуацию, которая складывается на рынке, можно проиллюстрировать примером, когда увеличился спрос на продукцию монополиста (этот рынок рассматривается теперь изолированно от других; вторичные воздействия на него не принимаются во внимание). Возрастание спроса на продукт фирмы может привести к повышению или к понижению его цены; все, что мы знаем, так это то, что цена должна превышать предельные издержки на некото­рую величину, и величину незаданную. Результат возрас­тания спроса - дважды неопределенный: упомянутая величина может колебаться и предельные издержки могут с увеличением выпуска расти или снижаться. (На самом деле даже нельзя с уверенностью сказать, что выпуск будет расти, - если эластичность спроса, по мере его рас­ширения, уменьшается, то выпуск может и сократить­ся [Наше внимание к этому примеру может, видимо, вызвать возражения: если последствия расширения спроса неопределенны, то уж последствия повышения (предельных) издержек вполне ясны. Однако эффект такого повышения издержек приобретает опреде­ленность только благодаря предположению о совершенной конку­ренции на рынках производственных факторов; определенный ха­рактер эффекта, вызываемого ростом издержек, есть просто отра­жение тех экономических законов, которые, таким образом, пока еще действуют в отношении этих рынков. ].)

Есть лишь одна возможность, я полагаю, спасти хоть что-то от этого крушения (и нужно не забывать, что под угрозой крушения находится экономическая теория в сво­ей большей части). Для этого нужно предположить, что интересующие нас условия рынка, в которых оказывается большинство фирм, не так уж сильно отличаются от усло­вий рынка при совершенной конкуренции; нужно, далее, допустить, что разница между ценами и предельными издержками не велика и в то же время не сильно колеб­лется, а также допустить (а это в значительной мере следствие первого предположения), что предельные издержки все-таки растут, когда выпуск продукции нахо­дится в состоянии равновесия (снижение предельных из­держек наблюдается редко). Тогда характер управляющих экономической системой законов, которые действуют в условиях совершенной конкуренции, заметным образом не изменится при условии, что система будет включать в себя многие элементы монополии [В общем случае, когда фирма применяет несколько факторов, мы должны принимать во внимание возможность как «монопсонистической» эксплуатации факторов, так и монополистических действий со стороны фирмы при продаже продукта. Нам, возможно, следует представлять себе фирму, которая включает в свою прибыль (возможно, необходимую) средства, выжимаемые из покупа­телей продукции фирмы, с одной стороны, и из поставщиков производственных факторов - с другой.]. В конце концов, стоит попытаться именно так и найти выход из положения [Имеет смысл заметить, что Курно, первый из экономистов, который дал четкое определение совершенной конкуренции, пред­ставил его точно в таком же виде. Безусловно, Курно не считал, что на деле конкуренция обычно совершенна, - понятие совершен­ной конкуренции в огромной степени упрощало приближение к действительности.].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...