Движущие силы перемен
Движущие силы организационных изменений существуют как внутри организации, так и вне ее. ВНЕШНИЕ СИЛЫ. В гл. 3 и 4 мы упоминали, что внешние, воздействующие на организацию силы формируются во всех секторах внешней среды (потребители, конкуренты, технологии, национальная экономика, международная сфера). К примеру, глобальная конкуренция время от времени «выбивает из седла» ту или иную североамериканскую компанию. Рассмотрим случай с новым заводом General Electric (производство микроволновых печей). Имевшие информацию о планах по организации нового производства глобальных конкурентов инженеры южно корейской компании Samsung работали по 80 часов в неделю над усовершенствованием своих «микровол-новок». К моменту запуска завода конкуренты начали поставки в США модернизированных печей, цена которых была в три раза меньше стоимости «микроволновок» GE. Сегодня Samsung принадлежит 25 % этого сектора американского рынка, a GE — один из лучших ее покупателей. Американская компания была вынуждена закрыть свой завод и предпочла закупать более дешевые печи Samsungvi перепродавать их под маркой «General Electric». Или другой пример: приступив к производству домашних компьютеров, специалисты корпорации Ensonig столкнулись с ограниченностью -проса на свою продукцию. Чтобы исправить ситуацию, они перестроили производство и начали выпуск новейших, доступных по цене и отвечающих современным требованиям, электронных клавиатур. Кроме того, в ответ на требования рынка knsonig освоила производство слуховых аппаратов «Sound Selection» с режимом Индивидуального программирования. Часть 4. Организация Глава 12. Организационные изменения и развитие
ВНУТРЕННИЕ СИЛЫ. Внутренние движущие силы перемен возникают из деятельности самой организации и принимаемых в ней управленческих решений. Если высшее руководство выбирает стратегию роста, внутренняя деятельность организации должна быть перестроена и переориентирована на достижение поставленной цели (создаются новые отделы, внедряются новые технологии). К примеру, обеспокоенный низкой внутренней эффективностью высший менеджмент General Motors принял решение об инвестициях в новое производственное предприятие Saturn. В качестве внутренних, побуждающих к организационным изменениям сил могут выступать требования работников, профсоюзов, низкие показатели производительности.
НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ Итак, под воздействием внутренних и внешних сил менеджмент осознает необходимость перемен внутри организации (см. рис. 12.1). Как правило, инициирует этот процесс разрыв в результатах между планируемыми и реальными показателями деятельности организации. Непосредственными причинами разрыва выступают несоответствие текущих процедур стандартам или появление новых идей или технологий, которые могли бы существенно улучшить текущие результаты. В гл. 8 мы упоминали об обязанности менеджмента идентифицировать как угрозы внешней среды, так и благоприятные возможности, выявлять потенциальные конкурентные преимущества и недостатки самой организации. Полученные данные позволяют определиться с необходимостью организационных изменений. Осознание менеджментом потребности в переменах — фундамент, на котором основываются все последующие шаги по созданию нового продукта или технологии. Очевидно, что с обнаружением крупных проблем каких-либо трудностей не возникает. Но если менеджмент считает, что дела в компании идут отлично (весьма распространенное заблуждение), следует прибегнуть к специальным системам контроля. Особую опасность для организации представляет медленное изменение внешней среды, так как руководство может «прозевать» момент, когда наступает пора отреагировать на перемены. Отсутствие реакции (в форме запланированного изменения) на, казалось бы, «мелочные», незначительные требования внешней среды нередко заканчивается весьма печально.
Если вы попробуете бросить десяток лягушек в ведро с кипящей водой, они постараются как можно быстрее выбраться из него — они стремятся всеми силами уклониться от встречи со смертью. Но если вы поместите их в сосуд с холодной водой, и будете медленно нагревать его, в конце концов лягушки сварятся заживо. Инициирование изменении Осознание менеджментом потребности в изменениях означает начало следующег поистине решающего этапа управления переменами — их инициирования. Имен на этом этапе разрабатываются планы ответа организации на требования внешней среды, что предполагает поиск новых подходов и идей. ПОИСК Процесс поиска включает в себя изучение ситуации внутри и вне организации. Полученные в ходе поиска данные способствуют подготовке адекватного ответа на новые требования внешней среды. Менеджеры обсуждают проблемы с друзьями и коллегами, черпают сведения из профессиональных отчетов или специализированных журналов, других средств массовой информации, обращаются к консультантам. Многие возникающие управленческие проблемы не поддаются оперативному устранению с использованием имеющихся знаний, и в этих случаях организация разрабатывает собственный план действий. Одно из основных условий качественной подготовки подобных планов — креативная организационная атмосфера, поощрение инновационной деятельности или создание венчурных отделов. КРЕАТИВНОСТЬ Под креативностью (творчеством) понимается разработка новых подходов к решению возникающих проблем4. Креативные индивиды разрабатывают идеи, которые, будучи приняты «на вооружение» организацией, служат импульсом к ее ускоренному развитию. Эдвин Ланд, изобретатель фотоаппарата «Polaroid» (моментальные фотографии), основатель Federal Express Фредерик Смит (идея доставки почты к утру о ^яяяттяа.,< НаУ(ЬРеННеЙ культуре творческих организаций, таких как Nike, присущи элементы игры.
Ротографии мы видим «офис» дизайнера детской обуви Дэвида Хофта, получившего Рт-бланш на творчество Часть 4. Организация Глава 12. Организационные изменения и развитие
Таблица 12.1. Характеристики креативных индивидов и организаций
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|