Отчетная документация. 5. Эксплуатация воздушных судов
Отчетная документация Отчетная документация по состоянию АТ направляется в вышестоящие органы в сроки и по формам, которые утверждаются ФАВТ МТ РФ. В отчетах о деятельности Организации по ТО АТ отражается наличие и движение АТ, исправность и использование ВС, надежность АТ и сведения о досрочно снятых авиадвигателях, ( рис. 17). Рисунок 17. Структура и периодичность представления отчетной документации о деятельности организации по техническому обслуживанию АТ
К числу основных форм отчетности относятся: Сведения о прибывших, убывших и списанных самолётах и вертолётах и авиадвигателях по Форме № 8-ОАСУ (3-М). -Представляется в Отдел поддержания летной годности гражданских воздушных судов Межрегионального территориального управления (МТУ) ВТ Росавиации до третьего числа, следующего за отчетным месяца; Сведения по досрочно снятым с эксплуатации двигателям по Форме - ДСД в соответствии с Указанием ГС ГА МТ РФ № 24. 6-29ГА от 02. 04. 2002 г. -Представляется до 15-го числа следующего за отчетным месяца в Отдел поддержания летной годности гражданских воздушных судов МТУ ВТ Росавиации; 5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ Техническая эксплуатация ВС. Основным назначением технической эксплуатации является сохранение характеристик ВС, их функциональных систем и изделий на протяжении установленных ресурсов и сроков службы в тех допусках, которые определены Нормами летной годности (НЛГС). Техническая эксплуатация обеспечивает также эффективность использования ВС при экономных затратах трудовых, материальных и топливно-энергетических ресурсов. Техническая эксплуатация включает в себя такие виды деятельности, как:
-подготовка ВС к полетам; -управление работой двигателей и функциональных систем в полете; - управление работой средств обеспечения полетов; -техническое обслуживание и ремонт; - хранение, транспортирование и списание ВС и средств обеспечения полетов. Техническую эксплуатацию структурно можно представить состоящей из трех блоков (рис. 18): 1) техническая эксплуатация в полете; 2) техническое обслуживание и ремонт; 3) хранение, транспортирование и списание техники. Техническая эксплуатация как система является по своей сути планово предупредительной и строится на основе следующих принципов: - соблюдение плановости при проведении форм ТОиР, в том числе при хранении; - своевременное предупреждение появления отказов функциональных систем и их наиболее важных изделий; - обеспечение экономичности технической эксплуатации.
Рисунок 18. Структура технической эксплуатации ВС Под принципом плановости понимается строгое соблюдение установленной НТД периодичности отхода ВС на ТОиР, а также выполнение регламентных операций в объемах, связанных, прежде всего, с сохранением летной годности ВС. Предупредительный характер воздействий при технической эксплуатации обеспечивается за счет организации постоянного наблюдения за уровнями надежности, а в ряде случаев и техническим состоянием функциональных систем и отдельных изделий с целью своевременного выявления предотказного состояния последних. Экономичность технической эксплуатации достигается за счет применения наивыгоднейших режимов работы двигателей в полете, а также наиболее полного использования индивидуальных возможностей каждого конкретного изделия в отношении его работоспособности. Основное требование, предъявляемое к системе технической эксплуатации ВС в целом, состоит в том, чтобы при ограниченных затратах времени, труда и материальных средств обеспечить наибольшую вероятность того, что в необходимый момент времени ВС окажется работоспособным и выполнит поставленную задачу.
Процессы технической эксплуатации ВС, в отличие от промышленного производства, имеют ряд особенностей, которые обуславливают специфический характер деятельности специалиста ИАС: - повышенная ответственность, связанная с решением задач поддержания летной годности ВС и обеспечения безопасности полетов в соответствии с требованиями нормативной документации; - опосредованное, как правило, восприятие информации о техническом состоянии ВС (через замечания экипажа, ранее обработанные статистические данные), что требует накопления специально упорядоченного значительного объема информации, последующего ее анализа и использования по назначению в соответствии с действующей нормативно-технической документацией; -ограниченный лимит времени для принятия решений в соответствии с требованиями эксплуатационной документации; - специфическое влияние фактора случайности на протекающие процессы и интенсивность эксплуатации ВС; -непрерывная и непосредственная связь специалиста с процессами технической эксплуатации (ТО, комплексной подготовкой ВС к полету, простоями ВС по различным причинам), которые носят динамичный во времени характер и требуют одновременной реализации различных организационно-технических и технологических функций. Кроме того, инженерно-авиационная служба ГА несет ответственность за техническое состояние, сохранность, рациональное использование сложной и дорогостоящей авиационной техники, комплекса наземных средств и авиационно-технического имущества. На ИАС ГА возлагается широкий круг задач по учету наличия и состояния АТ и материальных средств, учету их перемещения и расходования, учету наличия и контроля за уровнем обученности авиационного персонала по подготовке подразделений ИАС к сертификации и другие функции и задачи. В целях регламентации и документационного сопровождения всей деятельности ИАС в ГА введена нормативно-правовая и нормативно-техническая эксплуатационная и ремонтная документация (нормативная база).
Конечным результатом функционирования системы технической эксплуатации является: - обеспечение требуемых уровней летной годности ВС, включая безотказность, долговечность, работоспособность функциональных систем ВС и их изделий; - обеспечение потребных уровней исправности парков ВС; - обеспечение требуемых уровней надежности вылетов по расписанию; - обеспечение требуемых уровней технико-экономических показателей процесса технической эксплуатации. Эксплуатационные характеристики включают в себя показатели надежности, контроле - и ремонтопригодности. Надежность – это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность является сложным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения состоит из сочетания свойств: безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. Объект – это изделие АТ, агрегат, весь ЛА в целом. Ремонтопригодность– это свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов. Характеризуется ремонтопригодность вероятностью того, что время восстановления работоспособного состояния изделия АТ или ЛА в целом не превысит заданного. Сохраняемость – это свойство объекта сохранять показатели безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и (или) транспортирования. Контролепригодность - важное свойство конструкции для проведения объективного контроля параметров функциональных систем (ФС) и изделий АТ ВС различными средствами и методами.
Это свойство особенно важно для сложных систем ВС, у которых более 50% времени текущего ремонта (т. е. работ по восстановлению исправного состояния) уходит на определение места и характера отказа или повреждения. Значение проблемы контролепригодности изделий АТ и конструкции ВС в первую очередь определяется требованиями обеспечения их надежной работы. Обеспечение приспособленности конструкций к проведению проверок исправности АТ теми или иными методами и средствами контроля неизбежно связано с дополнительными затратами. Однако это затраты окупаются за счет повышения надежности, более эффективного использования ЛА и сокращения расходов на проведения ТОиР. Контролепригодность оказывает решающее влияние на внедрение в практику новых, более эффективных методов выполнения ТОиР и, в частности, метода технического облуживания и замены агрегатов и изделий по фактическому техническому состоянию. Составной частью системы технической эксплуатации (СТЭ) конкретной АТ являются предусмотренные для данного типа авиационной техники: - наземные сооружения, ангары, производственные здания; - техническое оборудование, средства наземного обслуживания; - материальные ресурсы, имущество. Эксплуатация авиационной техники – совокупность процессов подготовки объекта к использованию, использования по назначению, различных видов технического обслуживания и ремонта, хранения, транспортирования, а также управления летным и инженерно-техническим составом авиационных предприятий. Эксплуатация авиационной техники (АТ) включает в себя: -техническую эксплуатацию, -летную эксплуатацию, -ремонт на авиационных ремонтных заводах. Техническая эксплуатация представляет собой производственную деятельность авиапредприятий по инженерно-авиационному обеспечению полетов для: - достижения безопасности и регулярности полетов, - высокой надежности и исправности АТ, - высокого качества и своевременности подготовки техники к полетам, -правильной эксплуатации ее на земле и в воздухе (сохранении заданных нормами летной годности характеристик на протяжении установленных ресурсов и сроков службы). Летная эксплуатация – система действий экипажа по непосредственному использованию АТ в полете, заключающаяся в управлении оборудованием воздушного судна с целью обеспечения оптимальных режимов работы этого оборудования. Техническое обслуживание АТ представляет собой комплекс технологических операций, выполняемых инженерно-техническим и рабочим составом инженерно-авиационной службы на АТ для поддержания работоспособности или исправности изделия при использовании его по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.
Техническое обслуживание АТ включает в себя: -организацию и выполнение работ, определяемых Регламентом технического обслуживания соответствующего типа воздушного судна; -выполнение дополнительных к Регламенту работ по устранению отказов и неисправностей, выявленных в полете и в процессе обслуживания АТ; -проведение доработок АТ, выполнение специальных осмотров, замену выработавших ресурс агрегатов и блоков. Организационное обеспечение технического обслуживания представляет собой систему мероприятий инженерно-авиационной службы по организации технического обслуживания АТ (планирование обслуживания и использования АТ; -планирование и распределение инженерно-технического и рабочего состава; -планирование и распределение средств технического обслуживания; контроль качества и сроков технического обслуживания и т. п. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|