Ресурсы авиационной техники
Ресурс и срок службы самолета являются характеристиками долговечности. Долговечность — одно из свойств надежности. Ограничение величин ресурса и сроков службы связано с затратами на восстановительный ремонт, Если затраты, приходящиеся на час полета, в результате восстановления оказываются выше, чем соответствующие затраты для нового самолета, то увеличивать ресурс и сроки службы экономически нецелесообразно. Ресурс самолета выражается в единицах наработки. Сроки службы — в календарных годах эксплуатации. В настоящее время требуемые величины ресурсов самолета до списания составляют 30 000…60 000 летных часов, 10 000…30 000 полетов. Календарные сроки эксплуатации — от 20 до 30 лет. Кроме того, устанавливаются ресурсы до 1-го ремонта (межремонтные) 5000… 10 000 летных часов, 3000… 10 000 полетов и соответственно сроки службы до 1-го ремонта (межремонтные) — 5…8 лет В процессе эксплуатации происходит износ подвижных элементов и старение материалов, накопление усталостных явлений в изделиях АТ. Следствие этого – возрастание интенсивности отказов изделий, поэтому изделиям авиационной техники устанавливаются ресурсы и сроки службы. При эксплуатации АТ используют следующие определения ее ресурсов (сроков службы): а) гарантийный ресурс (гарантийный срок службы — календарный период эксплуатации в годах, месяцах)— наработка изделия в часах, посадках, циклах или в других единицах измерения, до завершения которой (в течение срока службы) завод-изготовитель гарантирует и обеспечивает выполнение определенных требований к изделию, при условии соблюдения эксплуатирующей организацией правил эксплуатации в соответствии с согласованными РЭ и регламентами ТОиР, в том числе правил хранения и транспортирования;
б) межремонтный ресурс (срок службы) — наработка изделия (календарный период эксплуатации) между двумя последовательными ремонтами, до завершения которой (в течение срока службы) ремонтное предприятие гарантирует и обеспечивает выполнение определенных требований к изделию при соблюдении правил, установленных эксплуатационной документацией; в) назначенный ресурс — суммарная наработка изделия, при достижении которой его эксплуатация должна быть прекращена независимо от состояния изделия; г) общий срок службы — суммарный календарный период эксплуатации изделия до определенного состояния, при котором дальнейший ремонт изделия технически невозможен или экономически нецелесообразен. Каждому изделию АТ устанавливаются гарантийные ресурсы и срок службы предприятием изготовителем. Гарантийный ресурс и срок службы устанавливаются специальным соглашением между Департаментом авиационной промышленности и Департаментом гражданской авиации для каждого конкретного ВС и типа авиационной техники. Этот ресурс имеет как юридическое, так и финансовое значение. В период действия гарантийного ресурса завод-изготовитель обязан бесплатно восстановить отказавшее изделие. Гарантия изготовителя прекращается после окончания хотя бы одного из этих периодов. Так, например, пусть агрегату установлены гарантийный ресурс (наработка) 1000 ч и гарантийный срок службы 3 года. Если агрегат наработал 1000 ч за 1, 5 года или за 3 года он наработал 500 ч, то в обоих случаях гарантия на агрегат прекращается. В настоящее время гарантийный срок службы изделий АТ устанавливается, как правило, в пределах 3 - 5 лет. Комплектующие изделия АТ, ресурс которых не определен, эксплуатируют в пределах ресурса (срока службы) того типа ВС (двигателя), на котором они установлены.
Ресурсы и сроки службы АТ устанавливаются организациями, ответственными за разработку и изготовление авиационной техники, и ГОУВТ — на основании результатов соответствующих работ, а также опыта эксплуатации АТ конкретного типа, в порядке, определяемом совместным решением сторон. В расход ресурса засчитывается: — для самолетов — наработка (налет, посадки); — для вертолетов — наработка в полете и одна пятая часть от работы их несущих винтов и трансмиссий на земле; — для двигателей, их изделий и воздушных винтов самолетов и вертолетов наработка в полете и одна пятая часть от их работы на земле; — для отдельных изделий, работающих периодически, — их наработка (срок службы) в полете и на земле. Некоторые изделия бортовых систем имеют специальные счетчики (часы) их наработки. Для приборов, агрегатов, блоков, у которых не ведется специальный учет их наработки, принимается, что их наработка равна времени налета ВС. Учет наработки АТ с ограниченным ресурсом является обязательным элементом ее ТЭ и осуществляется авиапредприятием на основе данных первичной регистрации расхода ресурса при работе АТ и параметров ее функционирования. Указанный учет ведут в карточках учета ресурса и формулярах изделий (в разделе - Учет работы), а при использовании компьютерных технологий учета — на машинных носителях информации. Организация работ по учету расхода ресурса АТ, включая распределение функций учета между подразделениями и работниками ИАС, ведение соответствующих разделов формуляров изделий для различных вариантов учета в условиях базового и временного аэродрома — определяется авиапредприятием. К полетам допускаются только исправные ВС, отвечающие техническим условиям (ТУ), прошедшие проверку и подготовку в соответствии с Наставлением по технической эксплуатации и ремонту АТ. Исправным считается ВС при одновременном выполнении следующих условий: - планер, двигатели и их оборудование имеют остаток ресурса и срока службы, полностью укомплектованы согласно ТУ; - на ВС выполнены все работы в объеме, предусмотренном регламентом технического обслуживания и ведомостью дополнительных работ; - устранены все неисправности, записанные в бортовом журнале ВС, а также обнаруженные в процессе подготовки к полету; оформлена производственно-техническая и пономерная документация; исправность ВС подтверждена в карте-наряде подписями соответствующих должностных лиц.
Готовым к полету считается исправное ВС, если: - работы по обеспечению вылета выполнены и записаны в карте-наряде на подготовку к полету; - системы ВС заправлены горюче-смазочными материалами (ГСМ), спецжидкостями и газами в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации, задания на полет и регламента технического обслуживания данного типа воздушного судна; - ресурсы бортовых изделий и всего ВС достаточны для выполнения полета в соответствии с заданием; - ВС укомплектовано всей необходимой документацией, осмотрен и принят экипажем от ответственного лица инженерно-авиационной службы (ИАС), что подтверждено подписью бортинженера (бортмеханика) или командира экипажа в карте-наряде на подготовку ВС к полету. В ряде случаев ВС может быть готовым к полету и при наличии в его системах неисправностей, отказов. Однако эти отказы и неисправности не должны снижать уровень безопасности полетов. Для каждого типа ВС установлен Перечень допустимых неисправностей для вылета с не базовых аэропортов. Для самолетов (Ту-204, Ил-96-300 и др. ), где обеспечивается достаточное резервирование, предусматривается неисправностей в отдельных резервированных системах при очередных периодических формах технического обслуживания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|