Жизненный цикл авиатехники
Жизненный цикл летательного аппарата — совокупность взаимосвязанных во времени процессов последовательного изменения состояния летательного аппарата, начиная с исследования и обоснования создания летательного аппарата до снятия его с эксплуатации. Основными стадиями жизненного цикла, являются: стадия создания и стадия эксплуатации. Рисунок 19. Каскадная схема стадии жизненного цикла авиационной техники
Жизненный цикл объекта начинается с анализа задачи, решения которой должны удовлетворить возникшие потребности. На этом этапе заказчик разрабатывает концепцию системы (комплекса) ЛА и формирует представляемые к ней тактико-технические требования. Если данных для формирования тактико-технических требований или тактико-технического задания на разработку комплекса ЛА недостаточно для выдачи конкретного задания разработчикам и подготовителям, то и следующем этапом является разработка технического задания на разработку технического предложения (аванпроекта). На этом этапе определяется возможность создания комплекса для решения поставленной задачи и производится сравнение различных вариантов облика создаваемого комплекса или объекта. Разработка технического предложения обычно поручается головным конструкторским бюро и научно-исследовательским институтом, занимающимся проектированием подобных комплексов или объектов. Как правило, аванпроект выполняется параллельно несколькими организациями на конкурсной основе. Рисунок 20. Этапы жизненного цикла авиационной техники
В результате согласования технического задания с конкурсными вариантами технического предложения, принимается решение о создании Комплекса ВС или объекта, на основании которого разрабатывается и утверждается тактико-техническое задание (ТТЗ). Определяется предварительное распределение заказов связанных с проектирование и изготовлением комплекса ВС (всех его составных частей), а также утверждается тематика опытно-конструкторских работ, проводимых на последующих этапах создания комплекса ВС.
Как правило, генеральным конструктором комплекса ЛА является генеральный конструктор самого ВС, а в качестве подрядчиков выступают конструкторы составных частей комплекса ВС. После утверждения ТТЗ наступает этап эскизного проектирования, на котором принимаются окончательные решения об облике ВС. На этой стадии разрабатывается и утверждается единый план создания ВС, а также основные программные документы: программа обеспечения надёжности (ПОН), программа обеспечения безопасности (ПОБ), комплексная программа экспериментальной отработки (КПЭО ВС и других составных частей комплекса ВС). На этом этапе головная проектная организация на основе аванпроекта и ТТЗ разрабатывает для смежных (субподрядных) организация (фирм) технические задания (ТЗ) на составные части комплекса ЛА и основные элементы ВС. В соответствии ТЗ проводят анализ и выбор конструктивных схем и производят необходимые проектные расчёты. Принятые на этом этапе решения обосновывают в ходе моделирования рабочих агрегатов, узлов систем, как в лабораторных условиях, так и на ПЭВМ. Одновременно подготавливается документация на производство макета в ВС и опытных образцов ДУ, СУ, отсеков (ступеней). На этом заканчивается собственно проектирование, то есть выполнение в основном расчётных работ. Все документы, разрабатываемые в ходе эскизного проектирования должны соответствовать требованиям единой системы конструкторской документации (ЕСКД) нормативно-технических документов (НТД).
После этапа эскизного проектирования следует этап изготовления и испытаний (отработки). На этом этапе по результатам эскизного проектирования происходит изготовление первых опытных образцов составных частей комплекса и проводятся испытания этих образцов. Испытания являются важнейшим средством проверки правильности принятых решений и соответствия фактических параметров составных частей комплекса ЛА их значением, заданным в ТТЗ. Вся система опытной отработки строится на последовательных испытаниях - от низшего до всё более высоких уровней. Так, после успешной отработки комплектующих и составляющих элементов, переходят к испытаниям основных элементов (планера, СУ, и т. д. ). На завершающих этапах в ходе наземной и лётной отработки испытывается целиком ВС и опытный экземпляр ВС. Наземная отработка включает: -наземные автономные испытания (НАИ) основных элементов на специальных стендах; -наземные комплексные испытания (НКИ) ВС и наземные испытания. Лётная отработка ВС, как правило, включает два этапа: -лётно-конструкторские испытания (ЛКИ) -зачетные лётные испытания. При опытной обработки изготовления образцов основных элементов ВС, предназначенных для испытаний, ведут по документации, разработанной в эскизном проекте. На основании информации получаемой в ходе испытаний, конструкции ВС совершенствуют, что находит отражение в рабочих чертежах опытных образцов. После окончания ЛКИ практически завершается корректировка эскизного проекта. Одновременно отрабатывается эксплуатационная документация, завершается строительство и оснащения сооружений, а также подготовка специалистов для его эксплуатации. После ЛКИ проводятся зачётные испытания, по результатам которых совместно с данными полученными в ходе ЛКИ комиссия, проводящая государственные лётные испытания, определяет перечень замечаний, после устранения которых, ВС может быть передан для серийного производства. После завершения летной отработки, как правило, в течение срока согласованного заказывающими и проектирующими организациями происходит опытная эксплуатация ВС. Недостатки, вскрываемые в этот период, устраняют путём доработок элементов конструкции элементов всех уровней и внесения изменений в документацию на серийное производство и технологию эксплуатации.
После завершения опытной отработки и эксплуатации приступают к организации серийному производству ВС, которое обычно организовывается на предприятиях, имеющих большие мощности, чем опытное производство. Для отладки технологического процесса на серийном предприятии назначается выпуск установочной партии ВС, количество которых тщательно контролируется. После успешных лётных испытаний образцов установленной партии окончательно отрабатывают технологию производства и методы контроля серийной продукции. Серийно-выпускаемую продукцию вводят в эксплуатацию по специальным планам, учитывающим возможности промышленности по её производству. В процессе эксплуатации ВС могут проводиться доработка конструкции и технологии эксплуатации ВС, а также плановые и внеплановые работы (технические обслуживания), направленные на поддержание или улучшения характеристик элементов всех уровней. В этих работах наряду со специалистами-эксплуатационниками участвуют, представили проектных организаций и предприятий изготовителей. Рис. 21. Этапы и виды работ на стадии «Эксплуатация»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|