Анализ надежности авиационной техники и мероприятия
Анализ надежности авиационной техники и мероприятия по ее обеспечению Надежность - свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения технического обслуживания, ремонта, хранения, транспортирования. В состав задач эксплуатационного обеспечения надежности АТ, основу которого составляет ТОиР, входят: - статистический, инженерный и технико-экономический анализ надежности АТ, находящейся в эксплуатации; - разработка технических требований по надежности проектируемых изделий АТ и оценка соответствия, надежности изделий, поступающих на эксплуатацию, техническим условиям; - обоснование и предъявление требований к промышленности по совершенствованию АТ, оценка эффективности ее доработок; - изучение влияния условий и особенностей эксплуатации на надежность АТ, разработка и осуществление мероприятий по уменьшению отрицательного их воздействия на параметры конкретных изделий; - предъявление производителям и поставщикам АТ рекламаций при ее несоответствии установленным требованиям (параметрам); - подготовка обоснований по изменению ресурсов АТ и совершенствованию режимов ТЭ и технического обслуживания. Распределение функций и ответственности за организацию и проведение работ по статистическому, инженерному и технико-экономическому анализу надежности АТ устанавливается документами авиапредприятия. В типовом случае функции анализа являются составной частью деятельности специалистов подразделений ИАС, обеспечивающих ТЭ авиационной техники. На постоянной основе проведение работ по сбору, учету, обработке и анализу информации по надежности АТ поручают специализированному подразделению авиапредприятия или группам подготовленных специалистов.
При статистическом анализе надежности АТ используется установленная нормативными документами номенклатура ее показателей, их фактические, нормативные и контрольные значения. Фактические значения показателей надежности АТ определяют в соответствии с утвержденными - ФАВТ методиками, на основе учитываемой информации об отказах, неисправностях и повреждениях. Нормативные значения показателей надежности устанавливаются техническими требованиями на разработку АТ, их включают в ЭД и технические условия на поставку авиационной техники. Контрольные значения показателей надежности задаются ФАВТ по согласованию с организациями промышленности, включаются в ЭД и служат для определения тенденций и степени изменения надежности АТ в конкретных условиях эксплуатации. При статистическом анализе надежности сравнивают фактические значения показателей надежности с нормативными или контрольными, определяя влияние эксплуатационных факторов на динамику технического состояния АТ и ее надежности. Инженерный анализ надежности АТ имеет целью определение причин отказов, неисправностей и повреждений, степени их влияния на работоспособность изделий и систем, а также последствий, к которым они могут приводить. Результатом анализа должны быть конкретные предложения и мероприятия по предупреждению отказов, неисправностей и повреждений авиационной техники. Технико-экономический анализ надежности АТ имеет целью оценку экономических последствий отказов, неисправностей и повреждений, уменьшение соответствующих материальных и финансовых потерь, обоснование имущественных и иных претензий к поставщикам АТ, определение приемлемых условий приобретения и использования АТ и т. п. Необходимость данного анализа и технология его проведения определяются авиапредприятием.
Анализ надежности АТ должен быть направлен: - на выявление эксплуатационных недостатков, которые могут быть устранены эксплуатантом самостоятельно; - на выявление недостатков конструктивно-производственного происхождения, по которым необходимо предъявлять требования разработчикам, изготовителям и поставщикам авиационной техники; - на выявление недостатков ЭД и используемых при эксплуатации АТ наземных технических средств; - на определение экономических последствий недостатков АТ, связанных с надежностью; - на определение эффективности проводимых мероприятий по устранению недостатков АТ и ее эксплуатации, по обеспечению и повышению надежности всего комплекса объектов АТ и вспомогательных технических средств. В типовом случае анализ надежности должен содержать систематизированные материалы: - о повторных, опасных отказах, неисправностях и повреждениях; - о всех происшествиях и инцидентах с ВС каждого типа; - о задержках отправлений и отстранений ВС от полетов, связанных с отказами, неисправностями и повреждениями АТ; - о ресурсном состоянии ВС и наименее надежных их компонентов; - о показателях надежности, предусмотренных соответствующей нормативной документацией и соглашениями с получателями информации; - о выполнении требований, предъявленных поставщикам АТ, эффективности принятых мер по обеспечению надежности конкретных объектов. В состав аналитических материалов включаются также рекомендуемые по результатам анализа мероприятия. В типовом случае при анализе надежности АТ в авиапредприятиях выполняют следующие работы: - регистрацию, сбор, учет и обработку первичной информации об отказах и неисправностях; - расчет по действующим методикам фактических значений показателей надежности изделий; - оценку влияния имеющихся недостатков на безопасность полетов; - разработку предложений и мероприятий по устранению и предупреждению выявленных недостатков. Выявляемые отказы и неисправности АТ регистрируются в бортовых журналах, картах-нарядах, ведомостях дефектов, в других документах и носителях информации.
При выявлении на АТ опасных отказов и неисправностей исполнители и непосредственные руководители работ ТО обязаны принимать оперативные меры по их устранению и информировать вышестоящих руководителей, которые в типовом случае должны обеспечить проведение комплекса мероприятий, имеющих целью: - установить причины дефекта; - определить технологическое решение по устранению дефекта; - сообщить оперативную информацию о дефекте в профильное подразделение ГОУВТ, специалистам других подразделений ИАС, при необходимости - летному составу авиапредприятия и представителю поставщика, а также произвести регистрацию информации в установленном порядке; - осуществить профилактический осмотр, объектов аналогичных дефектному, на всех приписных и транзитных ВС авиапредприятия. Для авиапредприятий и организаций ГА решениями ФАВТ устанавливается единый формат минимально необходимой информации о конкретных неисправностях АТ, определяется порядок ее обработки, хранения и адресации обязательным получателям. Периодичность проведения авиапредприятиями итоговых анализов надежности используемой АТ, их методика, объем, и формы представления определяются решениями ФАВТ. При анализе надежности используется: - информацию о зарегистрированных неисправностях АТ; - материалы различных организаций по исследованию отказавших изделий; - информацию о неисправностях из бортовых журналов, карт-нарядов и ведомостей дефектов. Проведение обобщающего (отраслевого) анализа надежности АТ, ее влияния на безопасность и регулярность полетов ВС, его периодичность и организация-исполнитель, состав получателей анализа определяются решениями Росавиации. В Росавиацию представляется информация о надежности АТ, необходимая для решения следующих общеотраслевых задач: - оценка сохранения уровня летной годности ВС в процессе их эксплуатации; - нормирование надежности АТ и оценка фактического ее состояния;
- проведение отраслевых мероприятий по повышению надежности АТ, безопасности и регулярности полетов; - предъявление требований к производителям АТ по обеспечению ее надежности и снижению эксплуатационных затрат; - оценка эффективности доработок; - разработка требований по сертификации ВС, авиапредприятий и лицензированию подконтрольных видов деятельности. В авиапредприятиях хранят следующую информацию и документацию о надежности авиационной техники: - первичную информацию о неисправностях АТ, зарегистрированную в соответствии с единым форматом; - материалы проводимых авиапредприятием анализов надежности; - внутренние документы авиапредприятия по различным вопросам обеспечения надежности АТ; - бюллетени по доработкам и проверкам АТ, материалы по рекламационно-претензионной работе; - директивные материалы и переписку по вопросам надежности АТ с различными организациями; - официальную информацию по надежности, полученную от других организаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|