Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. история выявления и изучения проблемы онр в россии. Понятие онр




5. история выявления и изучения проблемы онр в россии. Понятие онр

ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р. Е. Левиной. Это обоснование строится на позициях системного подхода к языку и речи. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени от отсутствия речи или ее лепетного состояния до развернутой, но с элементами фонетического или лексико-грамматического недоразвития. В качестве общих признаков ОНР отмечают: позднее начало развития речи или длительное застревание на ранних стадиях речевого развития. Скудный словарный запас, аграмматизмы и дефекты звукопроизносительной стороны речи.

Р. Е. Левина определила 3 уровня речевого развития в соответствии с которыми выделяется степень тяжести ОНР: ОНР I уровня речевого развития, ОНР II уровня речевого развития, ОНР III уровня речевого развития. Выделение данных уровней произошло в 60-е годы.

В конце 90-х – начале 2000-х годов снова появился интерес к изучению ОНР с учетом измен. категорий детей. Т. Б. Филичева выделила и описала ОНР IV уровня речевого развития, охарактеризовав его как неярко выраженное проявление ОНР. Авторы отмечают, что ОНР может наблюдаться при развличных формах речевой патологии, в тех случаях, когда одновременно нарушены разные компоненты речевой системы.

Для современного изучения ОНР характерно наличие разных подходов. Выделяют психолого-педагогический и клинический подходы к изучению.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате проведенных. Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50-60-х XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

В 1969 году Р. Е. Левиной и сотрудниками разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Выдвинутый Р. Е. Левиной подход позволил отойти от описания лишь отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов. На основе поэтапного структурно-динамического изучения аномального речевого развития раскрыты также специфические закономерности, определяющие переход от низкого уровня развития к более высокому.

 

 


6. понятие, структура дефекта при онр

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. В термине общее недоразвитие речи констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем языка - фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях).

7. Этиология, патогенез онр

ОНР принято считать полиэтиологической патологией, которую некоторые исследователи связывают с нарушениями пренатального развития плода. Так причиной ОНР могут стать:

· гипоксические поражения центральной нервной системы;

· конфликт резусов матери и плода;

· асфиксия плода;

· родовые травмы плода и т. д.

Вследствие вышеупомянутых причин у ребенка еще на внутриутробном уровне могут возникать нарушения в развитии и созревании органов и тканей ЦНС, что и приводит к различным функциональным расстройствам, в том числе и к различным нарушениям речи ребенка.

Кроме того, такое состояние может развиваться у детей, которые страдают различными тяжелыми инфекционными заболеваниями, имеют хронические недуги или перенесли тяжелые черепно-мозговые травмы. Также на развитие речи у ребенка влияет недостаточность эмоционального контакта или внимания со стороны родителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...