22. Специфические методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с ОНР.
22. Специфические методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с ОНР. При проведении логопедической работы но развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики и онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям: § расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др. ); § уточнение значений слов; § формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального); § организация семантических полей, лексической системы; § активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь. При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные Л. С. Выготским, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой, Л. В. Сахарным, Н. В. Уфимцевой, Г. А. Черемухиной, А. М. Шахнаровичем и др.
23. Коррекционно-логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР. Одной из проблем у дошкольников с ОНР является формирование фонематических процессов. Эта проблема актуальна в современном мире, так как развитие фонематического анализа и синтеза положительно влияет на становление всей речевой системы. • У детей с общим недоразвитием речи отмечаются сложности как в овладении простыми, так и сложными формами фонематического анализа и синтеза, обусловленные недоразвитием фонематического слуха, фонематического восприятия, а так же недостаточной сформированностью произносительной стороны речи.
• Работа по развитию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР имеет свои специфические особенности, которые следует учитывать при организации коррекционно-логопедической работы. Фонематический анализ и синтез это сложные мыслительные операции, которые у детей с ОНР появляются лишь в процессе специального обучения. Предложенная система работы позволяет сформировать звуковой анализ и синтез у данного контингента детей к моменту поступления в школу, что значительно облегчит усвоение программы общеобразовательной школы. Своевременно организованная логопедическая работа по формированию и развитию фонематической системы в целом, и фонематического анализа и синтеза в частности, является решающим фактором в предупреждении появления дисграфических ошибок при обучении грамоте и способствует интенсивному развитию навыка чтения. Работа по формированию у детей с общим недоразвитием речи навыков фонематического анализа и синтеза проводится по 3 этапам: Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематического анализа и синтеза 1. Подготовительный этап - формирование фонематического восприятия: различение слов, близких по звуковому составу; - формирование понятия «звук». 2. Основной этап - формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук в слове, определение звуковой последовательности в слове, введение фишек для обозначения звуков; - обучение фиксации звуков цветными фишками, определение позиции звука в слове (начало, конец, середина), подбор слов на заданный звук, подбор
слов с определённой позицией звука в слове; - выделение звуковой последовательности с построением звуковой схемы (модели) слова фишками - звуковой анализ слова, формирование умения «прочитать» по слогам слово по звуковой схеме (модели) - звуковой синтез слова; - определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы (модели) слова. 3. Заключительный этап - включает в себя закрепление пройденного материала. 24. характеристика речи у дошкольников с 1 уровнем речевого развити. У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|