2. Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного
2. Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания -у, -а, -я), родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности). 3. Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа. 4. Закрепление беспредложных форм множественного числа. 5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа. Дифференциация единственного и множественного числа существительных и прежде всего закрепление формы множественного числа проводится в следующей последовательности. 1. Формы множественного числа с окончанием –ы (стол – столы). 2. Формы множественного числа с окончанием –и (мяч - мячи). 3. Формы множественного числа с окончанием –а (дом - дома). 4. Формы множественного числа с окончанием –ia (стул - стулья). Формирование падежных форм существительных с учетом появления косвенных падежей в онтогенезе рекомендуется проводить в следующей последовательности. Единственное число существительных. 1) Винительный падеж. 2) Родительный падеж. 3) Дательный падеж. 4) Творительный падеж. В и н и т е л ь н ы й падеж. При закреплении форм винительного падежа необходимо учитывать, что различные флексии этого падежа определяются значением одушевленности или неодушевленности, рода, характером окончания в именительном падеже. На усвоение формы винительного падежа также оказывают влияние и такие факторы, как чередование, беглость гласного, изменение ударения в основе. В связи с этим формы винительного падежа отрабатываются в следующей последовательности:
а) формы с нулевым окончанием неодушевленных существительных: - мужского рода (дом, стол, мяч), - женского рода (кровать, морковь); б) формы неодушевленных существительных среднего рода с окончанием -о, -е (окно, дупло, кофе); в) формы с окончанием -у, -ю одушевленных и неодушевленных существительных мужского и женского рода на -а, -я в именительном падеже, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа: - с ударным окончанием (лису, осу, сосну), - с безударным окончанием (папу, маму, утку, куклу); г) формы с окончанием -а, -я одушевленных существительных мужского рода, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа: - с ударным окончанием (слона, паука, ежа, коня), - с безударным окончанием (тигра, медведя, волка, мальчика); д) формы с окончанием -а, -я одушевленных существительных мужского рода с изменением звуковой структуры основы слова: - с ударным окончанием (льва, щенка, воробья), - с безударным окончанием (утенка, дятла, котенка, скворца). Р о д и т е л ь н ы й падеж. В процессе логопедической работы по закреплению форм родительного падежа единственного числа необходимо учитывать род существительных, характер окончания в именительном падеже, ударение, наличие чередования, беглости гласных, а также последовательность появления форм родительного падежа в онтогенезе. В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе над формами родительного падежа: а) формы существительных мужского рода с окончанием –а, -я, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа: - с ударным окончанием (мяча, моста, карандаша, стола, коня), - с безударным окончанием (дома, дуба, стула, медведя); б) формы существительных среднего рода с окончанием –а, -я, сохраняющие основу именительного падежа без изменений: - с ударным окончанием (яйца, кольца, ведра),
- с безударным окончанием (яблока, озера, кресла); в) формы существительных мужского рода с окончанием –а, -я с изменением звуковой структуры основы слова: - с ударным окончанием (щенка, скворца, льва), - с безударным окончанием (дятла, зайца, перца, котенка); г) формы с окончанием –и, -ы существительных мужского и женского рода на -а, -я в именительном падеже: - с ударным окончанием (лисы, козы, пилы, воды, косы), - с безударным окончанием (рыбы, кошки, папы, мамы, пчелы). Д а т е л ь н ы й падеж. При формировании системы словоизменения существительных дательного падежа необходимо предварительно отработать дифференциацию грамматического значения рода, обратить внимании на ударение, наличие или отсутствие окончания в именительном падеже, формировать умение определять, согласный или гласный звук в конце начальной формы слова, а также последовательность появления форм дательного падежа в онтогенезе. С учетом этих факторов рекомендуется следующая последовательность в работе: а) формы существительных мужского рода с окончанием –у, -ю, сохраняющие основу именительного падежа: - с ударным окончанием (ежу, петуху, коню), - с безударным окончанием (брату, волку, мальчику); б) формы существительных среднего рода с окончанием –у, -ю: - с ударным окончанием (окну, ведру, кольцу), - с безударным окончанием (дереву, солнцу, полотенцу); в) формы существительных мужского рода с окончанием –у, -ю с изменением звуковой структуры основы слова: - с ударным окончанием (льву, пню, скворцу), - с безударным окончанием (лисенку, котенку, зайцу, дятлу); г) формы с окончанием -е существительных мужского и женского родана - а, -я в именительном падеже: - с ударным окончанием (лисе, козе, овце, пчеле), - с безударным окончанием (белке, кошке, собаке, вороне). Т в о р и т е л ь н ы й падеж (значение орудийности). Наиболее продуктивным окончанием творительного падежа является окончание - ом, которое появляется раньше в онтогенезе. Окончание -ой появляется позже. С учетом данных онтогенеза рекомендуется следующая последовательность в работе: а) формы существительных мужского рода с окончанием -ом, -ем, сохраняющие звуковую структуру основы:
- с ударным окончанием (ключом, ножом, топором, карандашом), - с безударным окончанием (клювом, трактором); б) формы существительных среднего рода с окончанием -ом, -ем: - с ударным окончанием (ведром, окном, стеклом), - с безударным окончанием (мылом, одеялом, полотенцем); в) формы существительных мужского рода с окончанием -ом, -ем с беглой гласной в корне: - с ударным окончанием (сачком, молотком, крючком), - с безударным окончанием (дятлом, перцем); г) формы с окончанием -ой, -ей существительных мужского и женского рода на -а, -я в именительном падеже: - с ударным окончанием (пилой, косой, метлой), - с безударным окончанием (лапой, вилкой, ложкой, удочкой); д) формы существительных женского рода с окончанием -ью (дверью, тетрадью). Множественное число существительных. В процессе формирования словоизменения существительных множественного числа также учитывается семантика падежных значений, продуктивность форм, вариативность флексий того или иного падежа и др. Так, единообразие флексий дательного и творительного падежей делает усвоение этих падежных форм более легким. В то же время вариативность форм родительного и винительного падежей в зависимости от рода, одушевленности – неодушевленности приводит к тому, что и в процессе нормального онтогенеза и при нарушениях речевого развития окончания этих падежей усваиваются более длительное время и часто смешиваются. В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе над падежными формами существительных множественного числа: 1) Дательный падеж. 2) Творительный падеж. 3) Родительный падеж. 4) Винительный падеж. Д а т е л ь н ы й падеж. а) Формы с ударным окончанием -ам, -ям. Речевой материал: рукам, ногам, жукам, глазам, рукавам, домам, носам, дубам, волкам, врачам, муравьям, воробьям, скворцам, огурцам и др. б) Формы с безударным окончанием -ам, -ям. Речевой материал: коровам, девочкам, мальчикам, мамам, папам, бабушкам, дедушкам, воронам, бабочкам, котятам, собакам, зайцам, куклам, курицам, розам, березам, окнам, братьям, полотенцам, кольцам и др.
Т в о р и т е л ь н ы й падеж. а) Формы с ударным окончанием -ами, -ями. Речевой материал: ежами, столами, кустами, овощами, ногами, руками, жуками, лесами, врачами, мячами, коврами, карандашами, грачами, львами, пнями, столами, домами, садами, гвоздями, дворами, часами и др. б) Формы с ударными окончаниями -ами, -ями. Речевой материал: мамами, папами, бабушками, дедушками, куклами, коровами, кошками, цыплятами, ведрами, платьями, белками, зайцами, березами, стульями, креслами, тетрадями, полотенцами, одеялами и др. Р о д и т е л ь н ы й падеж. а) Формы с окончаниями -ов, -ев существительных мужского рода с основой на твердый согласный: - с ударным окончанием (столов, домов, котов, шкафов, дубов, пауков, топоров, шаров и др. ); - с безударным окончанием (тигров, кленов, орехов, помидоров и др. ). б) Формы с окончаниями -ов, -ев существительных среднего рода на -ья в именительном падеже множественного числа (платьев, деревьев, крыльев). в) Формы существительных женского рода с нулевым окончанием: - с сохранением звуковой структуры основы слова (коров, роз, ворон, собак, книг, берез); - с дополнительной гласной в основе слова (кукол, сумок, веток, белок, скамеек, масок, леек, ромашек, сестер, тропинок, юбок, курток). г) Формы с нулевым окончаниемсуществительных среднего рода, имеющих окончание -а в именительном падеже множественного числа: - с сохранением звуковой структуры основы слова (озер, колес, одеял); - с дополнительной гласной в основе слова (окон, кресел, писем, колец, блюдец, стекол, полотенец, ведер, весел). д) Формы с окончаниями –ей существительных мужского рода с основой на мягкий согласный или шипящий звук: - с ударным окончанием (врачей, шалашей, лосей, гусей, ежей, кирпичей, ножей, пней, камней и др. ); - с безударным окончанием (портфелей, медведей). е) Формы с окончанием -ей существительных женского рода с конечным мягким или шипящим звуком в основе начальной формы: - с ударным окончанием (мышей, печей, лошадей, свечей, дочерей); - с безударным окончанием (елей, тетрадей, кроватей, медалей). ж) Формы с окончаниями -ей существительных среднего рода с основой на мягкий или шипящий звук в основе начальной формы (ушей, ружей, морей, полей). В и н и т е л ь н ы й падеж. Формы винительного падежа в зависимости от значений рода, одушевленности – неодушевленности совпадают либо с именительным, либо с родительным падежом. В связи с этим при закреплении форм винительного падежа необходимо опираться на различение рода существительного, дифференциацию по признаку одушевленности – неодушевленности и на отработанные ранее формы именительного и родительного падежей множественного числа.
Первоначально закрепляются формы неодушевленных существительных, совпадающие с именительным падежом, в дальнейшем формы одушевленных существительных, совпадающие с родительным падежом множественного числа. Предложно-падежные конструкции с существительными множественного числа представляют собой мало употребительные формы и являются очень сложными для дошкольников с ОНР, их усвоение происходит в течение длительного времени по тем же закономерностям, что и усвоение предложно-падежных конструкций существительных единственного числа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|