Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

11. Особенности обследования детей с онр: обследование грамматического строя речи




11. Особенности обследования детей с онр: обследование грамматического строя речи

Важный момент логопедического обследования – изучение сформированности грамматического строя речи, в ходе которого выявляются: -- степень владения навыками словоизменения и составления словосочетаний (согласование различных частей речи в роде, числе, падеже);

-- характер употребления предложных конструкций;

-- правильность построения предложения по законам грамматики.

При обследовании грамматического строя речи используются следующие задания:

-- преобразовать существительное единственного числа в существительное множественного числа («Один стол, а много…? »);

-- образовать формы родительного падежа единственного и множественного числа имени существительного («На этой картинке есть дерево (деревья), а на этой нет чего? » «Дерева ( деревьев). »);

-- согласовать имена прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже;

-- вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме («Самолет летит… лесом»; «Мяч лежит… столом»);

-- составить предложения по сюжетной картине (при этом отмечается преобладающее количество частей речи в предложении, соответствие последовательности слов в предложении грамматической норме);

-- составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм («Дети видели в зоопарке слона, льва, обезьяну, белку»).

При оценке состояния сформированности грамматического строя речи следует помнить, что при нормальном развитии речи дети к 5 годам правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности касаются редко употребляемых существительных в именительном и родительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колесов, карандашов).

Специфические ошибки грамматического оформления речи, которые проявляются в нарушении понимания и употребления грамматических категорий, определяется термином «аграмматизм».

12. Особенности обследования детей с онр обследование лексики

Содержание следующего направления логопедического обследования предлагает изучение лексической стороны речи (словарного запаса). При этом ставятся следующие задачи:

-- выявить соответствие или несоответствие словарного запаса возрастной норме;

-- выяснить точность употребления лексических значений слов;

-- охарактеризовать активный словарь (наличие существительных, глаголов, прилагательных и других частей речи).

При обследовании словарного запаса предлагаются задания, при выполнении которых используются знания детей об окружающем мире:

-- назвать существительные, обозначающие предмет и его части (чайник: емкость для воды, крышка, носик, донышко);

-- назвать существительные со сходными лексическими значениями (платье - сарафан);

-- назвать глаголы, обозначающие действия с предметами; состояния, чувства, явления;

-- назвать прилагательные, обозначающие величину предметов (высо- кий, низкий, узкий); цвет (основные цвета и их оттенки); форму (круглый, овальный, квадратный); качества (молочный, пушистый, гладкий); сезонные признаки (летний, осенний, зимний, весенний);

-- подобрать обобщающие слова при классификации предметов (овощи, фрукты, посуда, одежда и т. п. );

-- назвать времена года и перечислить их признаки;

-- назвать животных и их детенышей;

-- перечислить знакомые профессии;

-- подобрать синонимы, антонимы к разным частям речи и т. д.

При обследовании лексической стороны речи особое внимание следует уделить выявлению навыка словообразования. Основными видами заданий являются:

-- образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (стульчик, ложечка, глазки и т. п. );

-- образование прилагательных от существительных (стакан из стекла – стеклянный, стол из дерева – деревянный и т. п. );

-- образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе (у белки -- бельчонок, бельчата; у лошади -- жеребенок, жеребята);

-- образование глаголов с помощью приставок.

 

13. Особенности обследования детей с онр обследование связной речи

Обследование связной речи проводиться с целью выявления уровня сформированности самостоятельного связного высказывания. Этот этап обследования может проводиться в ходе беседы, а также при выполнении следующих видов заданий:

-- пересказывание;

-- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

-- составление рассказа по сюжетной картинке;

-- составление рассказа-описания;

-- составление рассказа по представлению.

Одним из важных условий успешного проведения обследования является установление контакта с ребенком. Рекомендуется использовать игровые ситуации, красочные наглядные материалы, игрушки. Обследование не должно исчерпываться одной или несколькими встречами с ребенком. За ним необходимо вести наблюдение и в ходе педагогической работы, и на занятиях, а также в играх и на прогулках.

Логопедическое обследование должно проводиться в тесном контакте с другими специалистами и родителями с применением как педагогических, так и психологических методик.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...