11. Особенности обследования детей с онр: обследование грамматического строя речи
11. Особенности обследования детей с онр: обследование грамматического строя речи Важный момент логопедического обследования – изучение сформированности грамматического строя речи, в ходе которого выявляются: -- степень владения навыками словоизменения и составления словосочетаний (согласование различных частей речи в роде, числе, падеже); -- характер употребления предложных конструкций; -- правильность построения предложения по законам грамматики. При обследовании грамматического строя речи используются следующие задания: -- преобразовать существительное единственного числа в существительное множественного числа («Один стол, а много…? »); -- образовать формы родительного падежа единственного и множественного числа имени существительного («На этой картинке есть дерево (деревья), а на этой нет чего? » «Дерева ( деревьев). »); -- согласовать имена прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже; -- вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме («Самолет летит… лесом»; «Мяч лежит… столом»); -- составить предложения по сюжетной картине (при этом отмечается преобладающее количество частей речи в предложении, соответствие последовательности слов в предложении грамматической норме); -- составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм («Дети видели в зоопарке слона, льва, обезьяну, белку»). При оценке состояния сформированности грамматического строя речи следует помнить, что при нормальном развитии речи дети к 5 годам правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности касаются редко употребляемых существительных в именительном и родительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колесов, карандашов).
Специфические ошибки грамматического оформления речи, которые проявляются в нарушении понимания и употребления грамматических категорий, определяется термином «аграмматизм». 12. Особенности обследования детей с онр обследование лексики Содержание следующего направления логопедического обследования предлагает изучение лексической стороны речи (словарного запаса). При этом ставятся следующие задачи: -- выявить соответствие или несоответствие словарного запаса возрастной норме; -- выяснить точность употребления лексических значений слов; -- охарактеризовать активный словарь (наличие существительных, глаголов, прилагательных и других частей речи). При обследовании словарного запаса предлагаются задания, при выполнении которых используются знания детей об окружающем мире: -- назвать существительные, обозначающие предмет и его части (чайник: емкость для воды, крышка, носик, донышко); -- назвать существительные со сходными лексическими значениями (платье - сарафан); -- назвать глаголы, обозначающие действия с предметами; состояния, чувства, явления; -- назвать прилагательные, обозначающие величину предметов (высо- кий, низкий, узкий); цвет (основные цвета и их оттенки); форму (круглый, овальный, квадратный); качества (молочный, пушистый, гладкий); сезонные признаки (летний, осенний, зимний, весенний); -- подобрать обобщающие слова при классификации предметов (овощи, фрукты, посуда, одежда и т. п. ); -- назвать времена года и перечислить их признаки; -- назвать животных и их детенышей; -- перечислить знакомые профессии; -- подобрать синонимы, антонимы к разным частям речи и т. д. При обследовании лексической стороны речи особое внимание следует уделить выявлению навыка словообразования. Основными видами заданий являются:
-- образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (стульчик, ложечка, глазки и т. п. ); -- образование прилагательных от существительных (стакан из стекла – стеклянный, стол из дерева – деревянный и т. п. ); -- образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе (у белки -- бельчонок, бельчата; у лошади -- жеребенок, жеребята); -- образование глаголов с помощью приставок.
13. Особенности обследования детей с онр обследование связной речи Обследование связной речи проводиться с целью выявления уровня сформированности самостоятельного связного высказывания. Этот этап обследования может проводиться в ходе беседы, а также при выполнении следующих видов заданий: -- пересказывание; -- составление рассказа по серии сюжетных картинок; -- составление рассказа по сюжетной картинке; -- составление рассказа-описания; -- составление рассказа по представлению. Одним из важных условий успешного проведения обследования является установление контакта с ребенком. Рекомендуется использовать игровые ситуации, красочные наглядные материалы, игрушки. Обследование не должно исчерпываться одной или несколькими встречами с ребенком. За ним необходимо вести наблюдение и в ходе педагогической работы, и на занятиях, а также в играх и на прогулках. Логопедическое обследование должно проводиться в тесном контакте с другими специалистами и родителями с применением как педагогических, так и психологических методик.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|