Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

17. поэтапное формироваие речи при ее недоразвитии




17. поэтапное формироваие речи при ее недоразвитии

предложений. Виды предложений усложняются. Это усложнение «синтаксического стереотипа» опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме.

Каждый из шести этапов (разделов) настоящей главы предназначается для логопедической работы с детьми определенного уровня речевого развития, без учета формы нарушения речи (задержка речевого развития, алалия, дизартрия и т. д. ).

Логопедическая работа, предлагаемая в каждом из разделов этой главы, может строиться только на базе того, что уже достигнуто ребенком в овладении родным языком, самостоятельно или с помощью логопеда. Поэтому рекомендуется начинать занятия с заданий, помещенных в предыдущих разделах.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ —ОДНОСЛОВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ; ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ АМОРФНЫХ СЛОВ-КОРНЕЙ

Основная задача логопедического воздействия — вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи.

Этот раздел предназначается для логопедической работы с неговорящими детьми. Активная речь таких детей состоит из отдельных плохо произносимых односложных слов, звукоподражаний или названий близких ребенку лиц: «ма? > или «мама», «па» или «папа», «дя» (дай), «ова» (Вова), «ав» (собака), «кс» (кошка), «би-би» (машина) и т, д.

ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ-ПЕРВЫЕ ФОРМЫ СЛОВ

Основная задача логопедического воздействия: научить детей гравильно строить двухсловные предложения типа: «обращение -\- повеление (глагол пов. накл. ед. ч. )»; «повеление (глагол под. гакл. ед. ч. ) вин. падеж». Произносить ударный слог слов. Расширить объем понимания чужой речи.

На втором этапе развития речи у детей появляется возможность гз всяких грамматических связей соединять 2-—3 (чаще два) аморф-1ых слова в одно предложение. Аморфные слова у этих детей со-; тоят из одного-двух слогов: «Май ди»(мальчик идет гулять), шаи баду» (мальчик поливает водой цветы), «бай пи» (девочка: пит)\ «дека уки» (девочка моет руки).

ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ —ДВУХСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Основная задача логопедического воздействия — научить детей грамматически, правильно строить предложения типа «именительный падеж существительного + согласованный глагол 3-го лица настоящего времени»; воспроизводить ритмико-слоговую структуру трех* сложных слов с правильным произношением ударных и безударных гласных (кроме звука ы), в понимании речи научить различать некоторые грамматические формы слов.

Этот раздел предназначается для работы с детьми, у которых объем предложения увеличился до 2—3 слов. В большинстве употребляемых детьми предложениях слова остаются еще грамматически никак не связанными между собой. Однако у некоторых слов появляются первые флексии, которые могут не соответствовать нормам разговорной речи (аграмматизм), например: «Деватя ба-батя ови» (девочка ловит бабочку), «Май моли ук-у» (мальчик моет руки), «Май убаськ-и одиваи» (мальчик рубашку надевает).

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВ»

Основная задача логопедического воздействия — научить детей грамматически правильно строить простые предложения из 3 5 слов; научить первоначальному самостоятельному словоизменению некоторых существительных и глаголов; дать элементы связной

речи.

ПЯТЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ —РАСШИРЕНИЕ ОБЪЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Основная задача логопедического воздействия — научить детей строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; продолжить работу по словоизменению, научить согласовывать прилагательные с существительными.

Этот раздел предназначается для работы с детьми, владеющими аграмматичной фразовой речью. Словарный запас у этих детей значительно больше, чем у детей, находящихся на предшествующих этапах становления речи. В их речи встречаются названия признаков предметов, а также слова, выражающие некоторые временные и пространственные понятия ( давно, вчера, летом и т. д. ). Особенности этого периода: а) появление некоторых простых предлогов. Первоначально вместо предлога может произноситься гласный звук а или у: «атале», «акамани» (в столе, в кармане). Ребенок как бы оставляет место для будущего предлога.

шестой этап — «Повествовательная форма речи».

18. Коррекционно-логопедическая работа по формированию звукопроизношения и слоговой структуры у детей с ОНр.

Работа по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР:

1. Развитие моторики речевого аппарата (параллельно ведется работа над формированием речевого дыхания и постановкой голоса, развитием внимания, слухового и фонематического восприятия)

2. Отработка правильного произношения звуков.

3. Автоматизация и дифференциация звуков речи и введение их в разговорную речь.

Развитие речевой – артикуляционной - и мелкой моторики – это одно из главных направлений логопедической работы. Известные теоретики и практики доказали это в своих работах (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичева, М. М Кольцова).

Учитывая ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста с целью повышения заинтересованности к выполнению традиционной артикуляционной гимнастики, необходимо включать в работу различные анализаторы: слуховой, двигательный, зрительный. Например, при выполнении упражнения «вкусное варенье», если ребенок, облизывая верхнюю губу, не может удержать нижнюю губу неподвижно, необходимо большим пальцем удерживаю ее [14].

Так у дошкольника с ОНР создается новое ощущение – неподвижность нижней губы (опора на двигательный анализатор). Или при постановке звука «ш»: дошкольник делает и язычок и ладошку в форме «чашечки», опираясь на артикуляционную схему звука, произносит звук (используется слуховой, зрительный и двигательный анализаторы).

Начинать работу необходимо с упражнения «Птенчики», т. к. важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп упражнений сначала медленный, постепенно темп выполнение увеличивала. Ребенок ориентируется на темп, заданный педагогом и образец движения руки. Использование элементов биоэнергопластики улучает моторные возможности ребенка, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

Постановка звука навсегда начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными. Последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (свистящие, шипящие, «л», «р»). При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у старших дошкольников, бывает достаточно фиксации внимания ребенка на звуке.

На этом этапе хорошо зарекомендовали звукоподражательные упражнения. Если невозможно поставить звук на основе подражания, использую объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемого упражнением ребенка [20].

Очень хорошо себя зарекомендовали на этом этапе работы «Сказка о Веселом язычке», «Утро с котиком Музиком», различные сказки устного народного творчества. Знакомя ребенка со звуком, необходимо связывать его с конкретным образом (з-з-з – песня комара, ж-ж-ж – жужжание жука).

Например, когда рассказываете «Сказку о Веселом ветре», можно попросить ребенка внимательно посмотреть на педагога и повторять, когда потребуется. В сказке говорится о старом ветре, у которого было три сына, каждый сын дул по-своему. Старший сын, например, дул так: вытянет губы так, как будто хочет потушить свечку, и подует и т. д. В образной доступной ребенку форме сказка дает представление об артикуляционном укладе. Вытягивая губы, растягивая их в улыбку, ребенок старается подражать правильно

Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10-20 раз. Для этого следует использовать специальные игры. Много раз повторять «ша-шо-шу», «жа-жо-жу» … ребенку скучно, а шипеть, как змея, жужжать, как пчелы, куковать кукушкой интересно, данные приемы активизирую дошкольников, ребенку не надоест очень долго. Разнообразить приемы работы позволяют использовать речевые игры, которые не требуют специальной подготовки и оборудования. Они предназначены для автоматизации звуков: изолированных, в слогах и словах [8].

Зачастую самым трудным и длительным является третий этап - автоматизация и дифференциация звуков речи и введение их в разговорную речь. Как правило, быстро и легче можно привести в норму подвижность мышц речевого аппарата и добиться правильного произношения звука, чем ввести его в повседневную речь ребенка, где отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.

Работа над звуком, от постановки до употребления в самостоятельной речи, это выработка сложного нового навыка. И, как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Эта работа усложняется и тем, что занятия по автоматизации звуков зачастую, трудны, однообразны, требуют многократного повторения материала в течение длительного времени.

В начале логопедической работы необходимо научить детей с ОНР слышать, различать и определять речевые и неречевые звуки («Где позвонили? », «Угадай, что звучало? »), выделять заданный звук из звукового ряда, слога, слова («Кто самый внимательный? »), первый звук в отдельном слове (игра «Определи первый звук в слове», затем первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов») [12].

Параллельно с этим необходимо проводить работу по звуковому анализу и синтезу, что является подготовительным этапом к обучению грамоте. Так, проводя игру «Живые звуки», дети в непосредственной обстановке делают анализ и синтез слога, выделяют звуки, дают им характеристику.

Кроме того, можно провести игры в подборе слов с определенным звуком («Кто в домике живет», «Собери букет»), в дифференциации наиболее сложных звуков: с-ш, р-л (игры «Кто быстрее соберет вещи», «Магазин»). Одновременно с этим следует проводить работу по различению звуков, что является профилактикой дисграфии [8]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...