Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чувственное, абстрактное мышление и язык




VI. ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ

§ 51. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕР

Мышление человека — это внутримозговые психологические про­цессы, в которых в различных идеальных формах отражаются и позна­ются предметы и явления действительности, их свойства и качества, связи и отношения.

Мышление разделяется на чувственное и абстракт­ное. Непосредственная связь человека с действительностью осущест­вляется с помощью чувств, которыми владеет человек: зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса. Чувства человека — это каналы получения им разнообразной информации о действительности. Сово­купность этих чувств, которые высоко у человека развиты, дает ему возможность разносторонне воспринимать и отражать действитель­ность, различные ее явления, свойства, стороны. Результаты чувствен­ного отражения действительности служат эмпирическим материалом для дальнейшей его обработки абстрактным мышлением, его формами.

Чувственное мышление также осуществляется в определенных формах, которые различаются качественно, участием разных чувств, охватом воспринимаемых в этих формах явлений действительности, т. е. степенью развития идеализации, обобщения. Выделяются следу­ющие формы чувственного мышления человека: ощущение, восприятие, представление. Как известно, под ощу­щением понимается психический процесс отражения мозгом свойств предметов и явлений действительности в результате их воздей­ствия на чувства человека. Восприятие представляет собой не­посредственное отражение предмета или явления в целом, как совокупности определенных признаков, в отличие от ощущения, ко­торое является отражением лишь отдельных свойств предмета или явления. Представление как психический процесс позволяет воссоздать в мышлении человека чувственно-наглядный образ пред­мета или явления как целое на основе предшествующих их восприятий.

Возникновение абстрактных форм мышления обычно связывают с языком. Считается, что их образование происходило одновременно с образованием языка. Однако такой взгляд на генезис


 


абстрактного мышления и его взаимодействие с чувственным, по нашему мнению, не лишен механистичности. Руководствуясь прави­лом: ничто в природе и обществе не возникает из ничего, новое образуется путем преобразования старого, мы должны допустить, что истоки абстрактных форм мышления восходят к доязыковому челове­ческому мышлению, а именно: к высшим формам чувственного мыш­ления — представлению и чувственно-наглядному образу. Область человеческого мышления, говорил Потебня, шире области языка, и прежде всего в генетическом отношении. Зачатки формирования абс­трактного мышления отмечаются до образования собственно языка. Они выражались в виде обобщения обозначаемых предметов определенного порядка, осуществляемого в таких формах мышления, как представление и чувственный образ, и соотнесенности с помощью невербальных знаков (жестов, мимики, «выразительных движений», действий и пр.) этого обобщения или отдельных предметов с действи­тельностью. Это не было своего рода salto mortale человеческого мыш­ления. Общее объективно и действительно существует в предметах и явлениях, а, следовательно, и в нашем восприятии их.

Таким образом, и представлению, и чувственному образу свойст­венны идеализация воспринимаемых предметов и их обобщение, а также их соотнесенность с действительностью. Надо полагать, именно эти качества и свойства чувственного образа и представления послу­жили истоком в движении мысли к абстрактным формам — поня­тию и суждению и коррелятивным им единицам языка — слову и предложению. Однако формирование собственно понятия и суждения в строгом смысле слова, их постепенная «кристал­лизация» в мыслительном потоке и вычленение из него обязаны языку. В языке эти формы находят типичное свое выражение в соответству­ющих языковых единицах — слове и предложении. Язык как знаковая система оказался наиболее соответствующим природе логического мышления и его формам. С возникновения языка качественно преоб­разуется предшествующее невербальное человеческое мышление.

Под формой абстрактного мышления понимается определенный способ идеального отражения действительности с помощью языка и тем самым образования содержания, свойственного данной форме. Последняя обладает структурой, свидетельствующей о ее самостоятель­ности и определенности и тем самым отличающей ее от других мыслительных форм.

Чувственные формы отражения действительности являются исход­ным материалом для языка, для языковой формы, с помощью которой эти исходные данные обрабатываются. О чувственном образе Потебня писал: «...Чувственный образ есть нерасчлененный комплекс почти одновременно данных признаков: я смотрю на траву, и все, что я в этом случае знаю о ней составляет просто один момент моего душевного состояния» (1, с. 119). Препарированный с помощью языка чувствен-


ный материал преобразуется в принципиально иные мыслительные формы — абстрактные, логические, в которых цельные, чувственно представляемые образы расчленяются на отдельные свои признаки, стороны. Если чувственный образ предмета или явления представля­ется в единстве и одновременности своих сторон и признаков, то абстрактные формы отвлекают и делают предметом познания отдель­ные его стороны и признаки. Совокупность таких абстрагированных и познанных в опыте сообщества признаков как единство образует понятие об отражаемом предмете или явлении; понятие предполагает единство как мыслительной формы, так и стоящего за понятием соответствующего предмета. Из сказанного явствует, что абстрактные формы отражения и познания действительности не отрываются и не обосабливаются от чувственных форм генетически и функционально.

С помощью языка осуществляется движение мысли от чувственного восприятия и его комплексов к логическому, понятийному мышлению, к духовной деятельности человека в полном смысле этого слова. «Только посредством объективирования мысли в слове,— подчеркивал Потебня,— может из низших форм мысли образоваться понятие» (2, с. 57). В мысли, в логическом, абстрактном мышлении человек воз­вращается к тому, что у него было в чувственном мышлении, но это отражение на высшем, сущностном уровне. По сравнению с чувствен­ными формами мышления абстрактные формы отличаются большей активностью, поскольку и образование мысли и ее выражение с помощью языка — это всегда творческий акт. Об этом движе­нии от низших форм мышления к высшим Потебня писал: «При помощи слова человек снова узнает то, что уже было в его сознании. Он одновременно и творит новый мир из хаоса впечатлений, и увеличивает свои силы для расширения пределов этого мира» (2, с. 302).

Как образование языка, языковых знаков шло стихийно и бессоз­нательно, так одновременно в единстве с этим процессом, непроиз­вольно, стихийно создавались формы мысли, связанные с этими знаками. Человеческое мышление, отражая действительность, целесо­образную предметную и умственную деятельность людей, вырабаты­вало такие формы, которые были способны выражать новое содержание и, благодаря знакам, делать его достоянием всего языкового сообще­ства. В силу объективной необходимости эти формы предполагали использование предшествующего усвоенного знания, которое служило средством представления, понимания и познания новых предметов и явлений, т. е., приобретения нового знания. Образование и развитие этих форм обусловлено природой самого человека, его биологическими предпосылками и социальными условиями, а также формированием языка как естественной знаковой системы (см. гл. X).

Выше говорилось, что представление, чувственный образ как фор­мы мышления не лишены идеализации и обобщения воспринимаемых


предметов и явлений, а, следовательно, их анализа и синтеза. Языковой знак сделал возможным отчуждать из мыслительного потока элементы анализа и синтеза в отдельных знаках и оперировать этими знаками и их значениями как самостоятельными данностями. Тем самым благо­даря языковым знакам анализ и синтез обрели самостоятельность как логические процессы, в результате чего стало возможным образование понятия — сущностной мыслительной категории, что сыграло осново­полагающую роль в развитии мышления человека, в его познании Действительности. Вербальные формы мышления дали возможность человеку оперировать в «снятом» виде предметами и явлениями, их классами, качествами, отношениями и пр., тем самым познавать их с разных сторон, проникать в их сущность.

Человек непроизвольно и стихийно был побуждаем в своей дея­тельности отражать мир и себя доступными ему, возможными средст­вами, какие позволяли ему использовать его собственная природа, общественные и естественные условия, в каких он обитал. В этих сложившихся условиях, в практической, предметной и речевой дея­тельности человека его мысль и язык «саморазвивались» по объектив­ным, независимым от индивида законам. Формами этого мысли­тельного движения были образ, понятие, суждение, предполагающие познание нового посредством участия — на различных мыслительных основаниях — уже познанного.

Абстрагированное в слове обобщение (общее) отражено в знаке и тем самым отвлечено от своего единства в действительности с отдель­ным. В слове общее как его внутренняя сторона, значение, может применяться самостоятельно вне указанного единства с отдельным. Но абстрагирование не отрывает слова от действительности, от способно­сти слова отражать и обозначать в речи отдельные предметы и явления. Напротив, именно потому, что за словом, как за языковым знаком, стоит отвлечение (мысль о классе предметов или явлений), слово может обозначать разделенные во времени и пространстве отдельные пред­меты этого класса, разные их совокупности, как и весь класс предметов или явлений. Общее как материал отвлечения существует в действи­тельности и в чувственных формах ее отражения. Слово само по себе не могло бы выражать общее.

Надо заметить, что отражение и закрепление общего в языке и речевой деятельности (последняя включает язык как важнейший свой ингредиент) не есть какое-то исключение для человеческой деятель­ности вообще. Владение каким-либо видом деятельности — это владе­ние им в отвлечении от его конкретного, предметного воплощения. Владение человеком той или другой деятельностью включает обобще­ние, отвлечение, навык. Такое владение, как и практическое знание языка,— это тоже «память опыта», позволяющая исполнять эту дея­тельность в разных условиях, разделенных во времени и пространстве, индивидуально и предметно (ср. изготовление изделий, орудий и пр.


в разных областях человеческой деятельности). Сам предметно вопло­щенный продукт той или иной деятельности есть одновременно зна­ковое закрепление этой деятельности, свидетельствующей об уровне труда, производства, а, следовательно, мышления, сознания. И как в случае с языком окружающая человека природа много «под­сказала» ему в его деятельности. Вот что пишет Потебня по этому поводу: «Здесь, как и в других случаях, сознанию того, что уже существует, мы можем приписать могущество пересоздавать это суще­ствующее, но не создавать его, не творить из ничего. Человек не изобрел бы движения, если б оно не было без его ведома дано ему природой, не построил бы жилья, если б не нашел его готовым под сенью дерева или в пещере, не сложил бы песни, поэмы, если б каждое слово не было... поэтическим произведением; точно так слово не дало бы общности, если б ее не было до слова. Тем не менее есть огромное расстояние между непроизвольным движением и балетом, лесом и колоннадою храма, словом и эпопеею, равно как между общностью образа до слова и отвлеченностью мысли, достигаемою посредством языка» (2, с. 154).

Зачатки абстрактного мышления, по нашему мнению, связаны с использованием тех или других внешних субстратов мысли и мысли­тельных процессов в качестве знаков (ср. указанные выше жест, мимика, «выразительные движения», действия и др.). Например, жест имел и имеет символическое значение. С жестом было связано в первобытном обществе определенное представление об обозначаемом, жест мог выступать как иконический знак обозначаемого объекта. Знаковая ситуация (семиозис) при использовании жеста такая же, как и при употреблении слова. За жестом также стоит обобщение, посколь­ку жест применялся не окказионально, а был постоянным, воспроиз­водимым знаком, обозначая те или другие предметы, действия, призывы и другого определенного порядка, разделенные во времени и пространстве.

В жесте, как и в других знаковых воплощениях мысли, берет начало и развитие такая форма мысли, как образ, предшествовавшая понятию, но уже включавшая обобщение, хотя и возникающее на других осно­ваниях (см. ниже). Образ также представляет собой мысль о предметах, явлениях, действиях и пр. определенного порядка. Поэтому словесное обозначение формирующихся абстракций, выступавшее одновременно и, надо полагать, параллельно с другими видами знаков, было подго­товлено всем комплексом возможных знаковых воплощений мысли, материальных ее показателей (см. гл. X).

Однако абстракция, связанная со словом, формирующаяся с по­мощью слова,— это решительное преобразование предшествующей мысли, потому что только с участием слова образуются такие формы человеческой мысли сущностного характера, как понятие, суждение, умозаключение. К этим традиционно выделяемым логиче-


ским формам мышления следует прибавить форму, с помощью которой в человеческом мышлении осуществляется объединение чувственного и абстрактного мышления, их теснейшее взаимодействие и взаимопро­никновение, а именно: образ. В образе осуществляется синтез высших форм чувственного (восприятие, представление) и абстракт­ного (понятие) мышления. Образ — необходимая Исходная основа формирования понятия.

Логические формы мышления, и прежде всего понятие, нередко сравнивают и сопоставляют с грамматическими. Общим свойством понятия и грамматической формы является то, что они классифика-ционны по своей природе. Как идеальные явления понятие и грамма­тическое значение не внеположны друг другу. Однако если понятие как форма человеческого мышления отличается всеобщностью (это, разумеется, не означает, что содержание и объем понятий также всеобщи, а не национальны), то грамматические формы индивидуаль­ны, характерны для системы того или другого язьцса. Более того, существуют такие языки, в которых нет грамматических форм как таковых (ср. изолирующие, полисинтетические языки). Классифика-ционность грамматической формы имеет синсемантинеский (сопрово­дительный) характер, а не аутосемантический (объектный), каким обычно обладает понятие. Отвлеченная классификационность грамма­тической формы не исключает в известных условиях пересечения с классификационностью понятия, выступающего в виде признака в явно выраженной или имплицитной форме (см. о признаке в гл. VIII). Кроме того, если в одном языке грамматическое значение выражается с помощью грамматической формы, то в другом оно может быть выражено лексически.

Мышление осуществляется субъективно, однако, будучи на­правленным на отражение и познание внешнего и внутреннего мира человека, оно способно наполняться объективным содер­жанием. Формирование объективного содержания нашего мышле­ния обязано, благодаря языковому общению, всему языковому сообществу; субъект осваивает в том или другом объеме это общее содержание, убеждаясь на своем опыте в его существовании. Субъек­тивное владение формами мышления вносит индивидуальность в сам характер протекания этих процессов, обнаруживает различные возмож­ности в достижении результатов мышления, не исключает произволь­ности в использовании результатов мыслительных процессов и др. Будучи диалектическим по своей форме существования и содержанию, мышление, таким образом, как и язык, представляет собой антиномию субъективного и объективного и одновременно их единство.

Между языком и мышлением — и в генезисе и в его функциони­ровании — отмечается постоянное взаимовлияние. Само возникнове­ние языка предполагает высокую степень развития мышления и было обусловлено этим процессом развития. В свою очередь, образование


языка явилось мощным толчком в развитии мышления и связанных с ним психологических и логических процессов. Только благодаря языку стало возможным образование, дифференциация и развитие абстрак­тных форм мышления, а также дифференциация и осознанность чувственных форм мышления и других психологических процессов: памяти, воли, чувств, таких явлений, как апперцепция, ассимиляция, конденсация, или сгущение мысли, ее развертывание и др.

Поскольку одна и та же форма мышления может выражать различ­ное содержание, то в интересах познания свойств формы она в определенных логических операциях может быть отделена от конкрет­ного содержания и обозначена символически. Суждения, например, Иванов есть студент, Золото есть драгоценный металл, Волга есть самая большая река в Европе и т. п., могут быть обозначены, как £ есть Р, где S— субъект, Р — предикат, есть — связка.

ЧУВСТВЕННОЕ, АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

Как уже говорилось выше, исследователи взаимоотношения языка и мышления обычно подчеркивают, что со словом связано абстрактное мышление, поскольку за любым словом стоит обобщение. Однако подчеркивание только этой стороны слова не отражает существующих отношений между действительностью, мышлением и языком. Язык не оторван от чувственных форм мышления. Он не смог бы служить ни средством общения, ни орудием познания действительности, если бы в своем функционировании, своими единицами и их содержанием был отгорожен от форм чувственного восприятия действительности; на­против, своими единицами и их содержанием он органически связан с чувственным мышлением и познанием окружающего мира.

Одной из основных функций слова как языкового знака является перцептивная функция (см. гл. III), когда в общении слово выступает заместителем предмета или явления действительности. Абстракция (понятие), которая закреплена за словом, остается при таком приме­нении «за кадром», поскольку она известна всем говорящим на данном языке, а потому редко бывает предметом сообщения. Она выполняет регулирующую роль, определяя классификационные, логические рам­ки применения слова, относя его к конкретному предмету определен­ного порядка. На такое применение слова указывали многие ученые Г.В.Ф. Гегель, А.А. Потебня, А.Ф. Лосев, А.Н. Леонтьев и др. Благодаря своей классификационности значение регулирует и направляет работу мышления, но одновременно не теряет способности отражать и акту­ализировать отдельное, индивидуальное. Более того, слово может в разных условиях, разделенных во времени и пространстве, обозначать


отдельные предметы определенного порядка только потому, что за ним стоит обобщение. «...Слово,— писал Потебня,— есть готовое русло для течения мысли» (2, с. 4 45). Конкретную предметную отнесенность имеет не только основная номинативная единица языка — слово, но и другие номинативные единицы языка — свободные словосочетания, различные виды устойчивых словосочетаний, фразеологизмы и др., а также и коммуникативная единица языка — предложение, основной функцией которого, по утверждению синтаксистов, является обозна­чение определенной «ситуации».

Разумеется, тесная связь между чувственными и абстрактными формами мышления не лишает их существенного и принципиального различия. В языке существует такая форма мысли, которая, используя слово, служит как бы мостом между, с одной стороны, чувственным восприятием и представлением действительности, и, с другой,— абст­рактным мышлением. Такой формой является образ (см. ниже).

Абстракция не противостоит и не противоречит чувственным фор­мам отражения уже потому, что вырастает из них, основывается на них, а через них — на самое действительность. Общее существует в отдельных предметах и явлениях действительности, в чувственных формах их восприятия, а отсюда в «снятом» виде переходит в словесные значения как элемент содержания последних. Поэтому между дейст­вительностью, чувственными и абстрактными формами ее отражения объективно не может быть перегородок. Однако содержанием значений языковых единиц служат не только классификационные, общие при­знаки. Слово не математический знак, и его значение — это не голая абстракция, состоящая из предельно отвлеченных, классификацион­ных признаков. Значение слова формируется исторически и отражает субъективный подход в постепенном познании обозначаемого явления действительности; значение включает мыслительное содержание о явлении действительности всего говорящего коллектива.

Новый предмет или явление познается и обозначается с помощью функционирующих в языке понятий и их обозначений. Обозначенная некогда в слове абстракция в своем применении и развитии необходимо используется для обозначения нового предмета или явления, служа признаком (внутренней формой слова) для его представления в новом обозначении. Иными словами, существующее слово и его значение рано или поздно используется в новом обозначении для создания образа о новом предмете. Язык не располагает «пустыми» словами, «свободными» значениями; напротив, большинство слов многозначно, обременено многими значениями. Обозначение новых предметов и явлений происходит через отношение к другим явлениям и предметам и их обозначениям в языке. В языке, замечал Потебня, нет неперенос­ных значений. «Изобразительность, пока он (язык.— В.Г.) жив, не 128


оскудевает, потому что она тождественна с понятностью слова» (3, с. 54). А это означает, что выработанные в языке абстракции постоянно участвуют в создании словесных, чувственно представляемых образов. Слово и его значение или предшествующее значение слова (в случае многозначности слова) в новом обозначении выступают характерным признаком, по которому создается образ о вновь обозначаемом пред­мете, а тем самым формируется новое значение и новое обозначение.

Выше мы говорили, что обобщенность и классификационность значения явились результатом отвлечения, абстрагирования чувствен­ных данных. В то же время последние, вследствие богатства своими признаками, служат фактической основой и для образования индиви­дуальных смыслов, выходящих за рамки общеязыкового содержания слова. Индивидуальный участок семантики слова играет важную роль в процессе общения, как и само отвлечение.

Артикулируемый звук благодаря своей природе (см. гл. I) делает возможным расчленять сплошной мыслительный поток, образованный в результате восприятия действительности, выделять такие элементы мысли, соотнесенные с определенными «кусочками» действительно­сти, которые отвечают целям и задачам деятельности людей, познания ими действительности. Дискретность звука и мысли позволяет диффе­ренцировать и интегрировать явления действительности по выделен­ным и познаваемым в деятельности и практике общения человека признакам, осуществлять тем самым анализ и синтез этих явлений, проникать в их сущность. Благодаря такой своей природе звук, т. е. внешняя форма языка, способен в известной степени явно отражать строение мысли. Структурированные с помощью внешней формы элементы строения мысли могут в последующем существовать в памяти чисто идеально, вне отношения к тем элементам внешней формы, с помощью которых они были выделены и которые могут быть потеряны либо редуцированы в процессе функционирования и эволюции языка. Отсюда, надо думать, способность мысли к сгущению либо, напротив, расчленению. Логически разработанная с помощью языка мысль, ее элементы могут затем существовать внутренне как чисто идеальные сущности, которые при необходимости могут сгущаться, свертываться либо, напротив, расчленяться, развертываться. Происходит, по Потеб-не, «алгебраизация» мысли, что существенно увеличивает ее отража­тельные и познавательные возможности.

В настоящее время в науке все более утверждается мнение, что
человеческое мышление не ограничивается словесным (вербальным).
Это характерно не только для первобытной эпохи становления языка,
т. е. его генетических истоков, но и для последующего времени.
Противное мнение поддерживается тем обстоятельством, что содержа­
ние несловесных форм мышления раскрывается, интерпретируется с
помощью языка.
5


Язык — естественная семантическая интерпретанта всех других форм мыслительной деятельности человека. Язык представляет собой логически, понятийно разработанную в человеческой эволюции сис­тему обмена мыслями и отражения действительности, и как таковая, она универсальна. Но раскрывая спомощью слов содержание, например, живописного или музыкального произведения, мы тем самым доказываем, что это содержание существовало и было заключено в другом виде и способе отражения действительности. С помощью языка, т. е. с использованием абстракций, понятий — логически рас­члененных форм мышления — мы выражаем понимание, идею того, что воспринято нами, «переводим» воплощенный в «языке» живописи или музыки замысел автора на универсальную знаковую систему — язык; причем «переводим» в известном приближении, но никогда не исчерпывающе, поскольку природа указанных форм отра­жения принципиально отлична и незаменима. С помощью языка мы сообщаем абстрактную идею, делаем логический вывод о содержании, выраженном в свойственной данному виду искусства форме. Форма же воплощения этого содержания неповторима и единственна.

Поскольку у человека все формы мышления существуют и функ­ционируют в единстве, то язык, словесное мышление так или иначе участвует в любой человеческой деятельности. Язык способствует развитию человеческого мышления вообще, всех его форм.

Сам уровень разработанности, совершенства неязыковых форм мышления, их глубина отражения действительности обязаны словес­ному мышлению. В то же время очевидно, что каждый вид искусства представляет собой свойственную только ему неповторимую образную систему отражения действительности, следующую своим выработан­ным законам и приемам отражения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...