№ 36. Байка «Папа убьет за двойку»
№ 36. Байка «Папа убьет за двойку»
Нес Петя из школы плохие отметки. Отец завернул монтировку в газетку. С хрустом железо вошло между глаз: «Будешь уроки учить, лоботряс?! »
(Детский стишок‑ страшилка ) Мораль. Матери умеют настраивать отцов против собственных детей и призывают к расправе над ними за плохие оценки и поведение. Комментарий. Не справляясь с воспитанием сына, женщины часто заставляют мужей выступать в роли наказующей силы. Согласитесь, так можно поступать только по причине собственной беспомощности и некомпетентности. Отцам не рекомендуется бить детей даже после конкретной жалобы супруги. Во‑ первых, мужчины – не слепое оружие в руках растерянных женщин. Во‑ вторых, за рукоприкладство могут наказать по закону. В‑ третьих, не следует портить отношения с ребенком, утрачивать с ним нормальный контакт. Желательно собраться всем вместе и спокойно, без эмоций и оскорблений проанализировать ситуацию, а также договориться о правилах дальнейшего поведения. В процессе их выполнения важно напоминать их друг другу и не менять. Пройдет немного времени с момента внутрисемейной договоренности, и нужно снова обсудить, что происходит. Изменилась ли ситуация в лучшую сторону? Что этому способствовало или мешало? Самое главное – достичь сплоченности, а не драться и ругаться. Подобные меры не помогут, а наоборот, усложнят взаимоотношения между членами семьи. Диапазон применения байки: консультации психолога с родителями, родительские собрания в школе, тематические семинары и психологические тренинги для родителей, системное семейное консультирование.
№ 37. Байка «Папа, будь серым волком»
Дети‑ дошкольники любят подвижные игры. Находясь в домашней обстановке, малыш в возрасте до трех лет постоянно стремится включить всех родственников в свои занятия. Так случилось и с папой девочки Лизы, которой исполнилось 3, 5 годика. Вечером она подошла к уставшему главе семейства и настойчиво попросила: – Папа! Давай ты будешь серым волком. – В каком смысле? – попросил уточнения папа. – Играть будем. Ты – серый волк, а я – поросенок. Я буду убегать, а ты – догонять. – Хорошо, – согласился папа. Дочка с визгом побежала по квартире, стараясь спрятаться за стульями, занавесками. На шум и крики с кухни пришла мама. С улыбкой она наблюдала за шутливыми попытками «волка» схватить шустрого «поросенка». Дочка сама остановилась, почувствовав усталость. Счастливый ребенок храбро заявил: – Волк, ты меня не поймал! Мораль. Дети преодолевают свои дневные страхи с помощью игр. Комментарий. Наличие детских страхов считается нормативным для психического развития ребенка. Они появляются благодаря рассказам и шуткам взрослых, после чтения книг и просмотра мультфильмов. Вспоминаю, как мой четырехлетний сын отреагировал на строки поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «…Там царь Кощей над златом чахнет…» Он засыпал в кроватке, но эти слова заставили его от страха натянуть одеяло на голову. Пришлось поинтересоваться, что же страшного в этой фразе? – Кощей чахнет. Что это значит? Как можно чахнуть? – недоумевал ребенок. Слово «чахнет» вызвало у него яркие ассоциативные образы пугающего характера. Мне пришлось шутливо продемонстрировать, как чахнет царь Кощей. Мы вместе посмеялись над ним, и страх исчез. Так и с игрой в волка и поросенка. Девочка смогла убедиться, что от опасности можно ускользнуть. По существу она сама предложила оказать ей помощь средствами игровой терапии. Не зря говорят, что дети талантливы: сначала чего‑ то испугаются, а потом сами найдут способ преодолеть страх. Нам, родителям, нужно только подыграть.
Диапазон применения байки: консультации психолога с родителями.
№ 38. Байка «Папина клетка»
Мама пятилетнего Дани старательно выбирает для сынишки развивающие занятия. За последний год они обошли много секций и кружков. Начали с бассейна. После третьего посещения тренер неожиданно отвел маму в сторону и попросил: – Вы пока не водите Даню. Он не готов. – В каком смысле? – не понимала молодая мамочка. – Беспокоюсь за его безопасность на воде. – Он не слушается? – Скорее не слышит, – загадочно резюмировал тренер. Женщина постаралась вечером обсудить проблему поведения Дани с мужем. Он был старше ее почти на 15 лет и мог бы подсказать выход из сложившейся ситуации. Его рекомендация озадачила хлопотливую жену: «Не нужно переживать. Найдите другое занятие». Мама и Даня записались в детскую развивающую группу. Ребята там рисовали, играли и даже пели. С большим удовольствием мальчик торопился на занятия в детский центр. Во время рисования к маме подошла симпатичная молодая педагог и корректно, шепотом сказала: – Инна Андреевна, вы пока сделайте перерыв. Пусть Даня отдохнет от занятий. Деньги, которые вы заплатили за месяц вперед, мы вам вернем. Мы пока не можем приглашать его в группу. Возможно, через несколько месяцев он сможет заниматься с другими ребятами. – Я ничего не понимаю. – Да, не мешало бы разобраться в особенностях вашего сына. Растерянная жена жаловалась вечером мужу: – Ты представляешь, они не хотят с Даней заниматься. – Чем мотивировали? – Особенностями развития. Может, нам сходить к психологу? – Скажи еще к психиатру. Если Даня не может нигде заниматься, то сидите дома. Спустя два года Даня пошел в школу, но через три месяца был переведен на надомное обучение. Причиной этого стала его некоммуникабельность. В психологическом заключении написали: «Мальчик неконтактен». Мама была очень расстроена сложившейся ситуацией. Она думала: «Будет сидеть мой Данька дома, как в клетке». Мораль. Родители склонны отрицать наличие особенностей в развитии своего ребенка. Упущенное время становится причиной устойчивых психических отклонений и впоследствии потребует длительных усилий по их коррекции.
Комментарий. Комплексное психолого‑ педагогическое обследование Дани позволило выявить у него признаки расстройства аутистического спектра. Таких детей называют малоконтактными или неконтактными. Они выглядят погруженными в себя. Во время занятий Даня делал то, что ему хотелось. Инструкции педагогов не имели для него значения. Как же так получилось? Откуда появляются черты аутичности в поведении детей? Психологам и психиатрам известен феномен причинно‑ следственной зависимости: психологическое давление отца способно спровоцировать снижение потребности ребенка в коммуникации с окружающими людьми. В данном случае недостаточно симптомов для постановки диагноза «аутизм». Эмоциональная холодность отца не является основной причиной возникновения данного нарушения общения, но отрицательно влияет на формирование навыков межличностного взаимодействия с детьми и посторонними взрослыми. Такой ребенок будет разговаривать, но коммуникация окажется ограниченной – направленной на переживания во внутреннем мире мальчика. Он сам стремится говорить, рассказывать, но обращенную к нему речь чаще всего будет игнорировать. Специалисты в таких случаях рекомендуют использовать общение «как канал влияния на преодоление неконтактности»[2]. Отцу следует научиться не оказывать психологическое давление на жену и сына, а сотрудничать и совместно с ними решать возникшую проблему. Диапазон применения байки: беседы психолога и психотерапевта с родителями, системная семейная психотерапия, психологическая коррекция развития ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|