№ 39. Байка «Первоклассная муштра»
№ 39. Байка «Первоклассная муштра»
Вот и наступил долгожданный праздник. Сынишка стал первоклассником. Родители были рады. В первый же вечер после школы они сообщили Антону: – Мы сделаем из тебя суперученика. Начнем муштровать. Будешь у нас все делать самостоятельно. Домашние задания должен сам выполнять. Нам об этом говорила учительница. Главное, не упустить момент и правильно тебя воспитать. И началось… Антон распрощался с беззаботным детством. Родители, как заведенные, постоянно ему названивали с работы: – Ты уже сделал задание в прописях? – напоминала мама. – Ты картинки все рассмотрел? Отметил сходства и различия? – беспокоился папа. – Ты в рабочих тетрадях по математике все закрасил? – не унималась мама. – Не забыл про букварь? Там маленький текст был задан. Посмотрел? Сделал? – старательно уточнял папа. Вначале Антон терпел, а потом перестал брать трубку… и получил от родителей грандиозную взбучку. Был лишен кино и посещения детского кафе. Незадолго до Нового года маму Антона вызвали в школу. Она ожидала, что ее похвалят за идеальное воспитание сына. Однако учительница сказала, что успеваемость Антона становится все хуже и хуже. Предложила подумать вместе с родителями, почему так получается и как можно помочь мальчику справляться с требованиями к учебе в 1‑ м классе. Мораль. Первокласснику нужна не муштра, а показ навыков, необходимых для обучения в школе. Комментарий. Некоторые родители считают, что ребенок уже самостоятелен или должен стать таковым в кратчайший срок. Они достаточно резко начинают перестраивать с ним отношения, демонстрируя собственную занятость и отстранение от его проблем, лишая начинающего ученика положительной эмоциональной поддержки.
Эмоциональный контакт с ребенком в младших классах продолжает играть важнейшую побудительную и регулирующую роль в обучении и общении с окружающими людьми. Еще до начала школьного обучения у вашего ребенка постепенно формируется внутренняя позиция, которая приводит к произвольности в поведении, – это главная цель психического развития. Вы способны помочь в этом своему ребенку. Нужно не так уж много. 1. Учите ставить цель и быть ответственным. Сначала ребенок руководствуется сформулированными вами целями и задачами. Вы, как родители, принимаете в выполнении его заданий самое непосредственное участие. Затем все чаще и чаще инициатива передается начинающему ученику. Он пытается самостоятельно определять свои действия, контролировать достижение результатов. Вы можете вносить коррективы. Ставя цель, важно дать понять, что ответственность за результат ребенку придется нести уже самостоятельно. Например, необходимо позвонить приятелю и выяснить, что взять с собой завтра в школу. Ваш ребенок увлекся другими делами и забыл? Вы имеете возможность ему не напомнить. Посмотрите, что из этого выйдет, тем более, если речь не идет о важных вещах. Можно намеренно создать такую ситуацию. Потом разберите ее с ребенком. Лучше проблемы демонстрировать на примерах, а не на словах, если вы пытаетесь воспитать чувство ответственности. Побывав несколько раз в роли безответственного, получив ваши комментарии по этому поводу, ребенок, скорее всего, полюбит быть ответственным. Он поймет преимущества такого поведения. 2. Учите проявлять самостоятельность. С этой целью можно давать задания, не сопровождая их подробными инструкциями. Например, попросите: «Сделай упражнение по математике сам. Думаю, ты разберешься самостоятельно…» Такого рода просьбы учат ребенка проявлять свои возможности самоконтроля. Интерактивное общение помогает развивать самостоятельность.
Первоклассник становится все более самостоятельным на фоне возрастающего интереса и включенности в процесс освоения знаний. Чувство личной ответственности, приятные и успешные действия – все это вызывает у него активность и стимулирует любознательность. Общение со старшими, одноклассниками способствует поддержанию желания ходить в школу не только за знаниями. Диапазон применения байки: консультации психолога с родителями первоклассников.
№ 40. Байка «Побег из дома – средство от родительских ссор»
Ссоры в семье Васильевых не затихали. Сын Пашка сидел в своей комнате и прислушивался. Сценарий всегда был примерно одинаковый. Сначала возмущалась мама, потом бурчал папа. Мужские реплики сменял женский крик, а вслед за ним возникала тишина. А после этого – бум – что‑ то швыряли на пол. При первых звуках крика кот ретировался к мальчику под стол, так как тоже не любил такие моменты. Павел начал поиски в Интернете энциклопедии, чтобы узнать значение слова «развод», которое теперь часто звучало в лексиконе родителей. Ага. Вот что‑ то нашлось: «Развод (расторжение брака). Бракоразводный процесс. Исковое заявление. Расторжение брака (развод) производится как в органах ЗАГСа по заявлению обоих супругов, так и в судебном порядке. Развод в органах ЗАГСа (ст. 19 Семейного кодекса РФ) производится при наличии двух оснований: – обе стороны выразили взаимное согласие на развод; – муж и жена не имеют общих несовершеннолетних детей». Все это не подходило под Пашкины представления о правильном разводе. Почему не спрашивают о его желаниях? Он не хочет расставаться ни с папой, ни с мамой. Оба родителя ему необходимы. Нужно их мирить, иначе ЗАГС испортит всю Пашкину жизнь. В Интернете ребенок не нашел рецептов примирения родителей. Придется придумать самому. «Родители где ссорятся? На кухне. Значит, нужно занять ее чем‑ то полезным. Вкусным ужином, например. Кто будет ругаться с котлетой во рту», – размышлял Пашка. К приходу родителей он впервые сам приготовил еду и накрыл на стол. Удивлению взрослых не было предела. Ужин им понравился. Потом они опять поссорились, так как мама отказалась мыть посуду, мотивируя это тем, что сегодня на кухне «мужской день».
Ужин не помог. Павел долго думал и вспомнил, как в одном из фильмов потерялся ребенок. Родители чуть с ума не сошли. «Ага, попались, голубчики! Теперь вам точно будет некогда ругаться». Пашка потерялся. Его нашли через два дня. Нужно ли говорить, что дома его ждал ужин и вытянутые по струнке мама и папа. Они были счастливые. Весь вечер Пашка провел в объятиях родителей. Ради этого стоило терпеть голод и плохую погоду. Ссоры в семье Васильевых прекратились. Мораль. Дети сильно переживают по поводу конфликтов между родителями. Комментарий. Ребенок решился на экстремальные меры по примирению родителей. Нужно отдать ему должное: он думал и пробовал. Мягкие средства не помогали. Взрослые настолько увлеклись своими деструктивными отношениями, что забыли о существовании ребенка. Как не согласиться с пословицей: «Устами младенца глаголет истина». Сын взял и временно исчез. Да, взрослые пережили сильнейший стресс, но он позволил быстро произвести переоценку своего поведения и отношения к семейной жизни. Парадоксально, но факт. В некоторых случаях тихим и добрым вмешательством не поможешь. Слишком все далеко зашло в отношениях между близкими людьми. Возможно, в будущем из Павла вырастет психолог или даже психоаналитик. Все задатки для этого у него есть. Диапазон применения байки: консультации психолога с родителями, психологическая помощь ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, системная семейная психотерапия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|