Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

№ 72. Байка «Клоун в каше». № 73. Байка «Похвала вредит ребенку»




№ 72. Байка «Клоун в каше»

 

У Виталика с утра было приподнятое настроение. Он долго не хотел вставать и окончательно проснулся не от звука будильника, а от пронзительного маминого крика. Потом папа запихнул его в ванну, чтобы быстрее помыться. Оставалось совсем мало времени перед выходом из дома в детский сад. Оделся он очень быстро, так как мама с папой по очереди на него что‑ то натягивали и накидывали. Его быстро волочили по ступенькам подъезда. Потом папа тащил его бегом от машины до раздевалки. Такое бурное начало даже радовало Виталика. Сколько внимания он получил от своих вечно спешащих родителей!

Воспитательница всех позвала за столы на завтрак. Виталик оказался первым и бодро стучал ложкой по тарелке, размешивая овсяную кашу. Вокруг расселись другие детишки. Виталик смотрел на каждого из них и корчил рожицы. «Клоун! » – крикнул кто‑ то из сверстников. Все дети и воспитательница с нянечкой смотрели на мальчика. Он обрадовался и скорчил очередную страшную гримасу. «Что‑ то ты сегодня совсем разошелся», – отреагировала воспитательница.

Дети вокруг попискивали:

– Кривляка!

– Клоун!

«Я разошелся? – подумал Виталик. – Еще не совсем». Неожиданно для всех мальчишка лег лицом в тарелку. В группе возникла тишина. Виталик поднял голову. С его лица стекала овсяная каша. Взрослые и дети дружно засмеялись.

«Я – клоун! » – закричал Виталик сквозь общий громкий смех.

Никто не заметил, как в дверях появилась заведующая детским садом. Она произнесла: «Клоун в каше идет ко мне в кабинет. А у юных зрителей – антракт».

Мораль. Дети, которым родители уделяют мало внимания, пытаются получить компенсацию с помощью оригинальных поступков в своем отклоняющемся социальном поведении.

Комментарий. Многие родители искренне считают, что их постоянная работа нужна для благополучия ребенка и всей семьи в целом. Важно зарабатывать столько денег, чтобы позволить себе высокий уровень жизни. В этой финансовой гонке взрослые забывают о самом важном – воспитании собственного ребенка.

С нашим героем Виталиком случилась довольно банальная история: маме и папе некогда с ним заниматься. У них одна доминанта – спешить и успевать, но в спешке они не понимают, что лишают сына полноценного социального развития. В чем это выражается? Например, в ограниченном коммуникативном опыте. Ребенок не знает, как адекватно налаживать контакт со сверстниками. Бессознательно ему хочется хоть на кого‑ нибудь произвести впечатление, чтобы другие люди его запомнили и стали потом с ним общаться. Все мечтают быть заметными, нужными, всеми признанными. Вот Виталику и показалось, что клоунада способствует повышению социального статуса в группе сверстников. Покривляться, покричать, совершить оригинальный поступок и… ты – «звезда». Можно будет наслаждаться всеобщим вниманием. Вот только как найти грань между нормативностью и отклонением в поведении? Увы, родители не успели это объяснить ребенку. Теперь он вынужден импровизировать. Возникает проблема. Публичные ошибки не только способствуют приобретению социального опыта, но и причиняют психические травмы, последствия которых негативно влияют на весь процесс развития ребенка.

Напрашивается простой, но важный вывод: нужно вкладывать в своих детей больше времени и сил. Иначе потом решать их проблемы всей семьей обойдется очень дорого.

Диапазон применения байки: личные беседы с родителями, тренинги для родителей и воспитателей.

 

№ 73. Байка «Похвала вредит ребенку»

 

Доброе слово и кошке приятно.

(Русская народная пословица)

 

Алеша ходит в подготовительную группу детского сада. Вечером после занятий с воспитателем он с радостным криком вбежал в раздевалку, где его терпеливо ждала уставшая после работы мама.

– Мамочка! Мы рисунок семьи рисовали. Я так старался. Вера Павловна меня похвалила. Она сказала, что я – талант.

– Не «я талант», а у тебя талант. Да какой у тебя талант? Одно недоразумение.

– Мой рисунок всем понравился! – не унимался Алеша.

– Успокойся ты со своим рисунком. Тебя вообще нужно больше ругать, тогда ты лучше занимаешься, – уверенно заключила мама.

Алеша обиделся. До самого дома они шли молча.

Мораль. Детей необходимо часто хвалить. Благодаря нашей поддержке они вырастают открытыми для новых знаний и не боятся самостоятельно добиваться результатов.

Комментарий. Безусловно, успехи сына будут радовать маму. Однако почему же она не показывает ему этого? С позиции матери похвала мешает ребенку заниматься.

Похвала – очень удобный воспитательный прием, с помощью которого можно корректировать поведение. Достаточно обозначить вслух достижения, которые вы хотели бы получить от ребенка, и он с более точными ориентирами будет включаться в социально одобряемую деятельность. При этом рекомендуется игнорировать незначительные промахи. Помните, многие вредные детские привычки отмирают просто потому, что о них никто долго не упоминал.

В результате отсутствия похвалы ребенок рискует проявлять бо́ льшую подверженность стрессам, чем при условии эмоциональной поддержки со стороны родителей. При искусственном принижении достоинств и достижений ребенка можно сформировать чувство неуверенности в себе.

Хвалить нужно по делу и вовремя, когда для этого есть достойный повод. Мать должна стараться мотивировать ребенка на деятельность и достижение результата. Потрудиться, чтобы получить одобрение и признание, – это правильная внутренняя установка для любого человека.

В таких условиях ребенок вырастет уверенным в себе, сохранит желание познавать новое и не будет бояться собственных неудач. Главное при этом – проявлять искреннее и внимательное отношение к его успехам.

Диапазон применения байки: семинары, тренинги для родителей дошкольников, беседы психологов с родителями и воспитателями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...