№ 74. Байка «Солдатик из детского сада»
№ 74. Байка «Солдатик из детского сада»
В детском саду сегодня была лепка. Все дети сидели за столиками и раскатывали пластилин на дощечках. – Взяли кусочек синего пластилина! – командовала воспитательница. – Положили пластилин, взяли пластмассовые ножички, – звучало очередное распоряжение. – А почему Светочка меня не слышит? Рома тоже отвлекается. Вот Никита – молодец! Все делает быстро и правильно, – комментировала действия детей воспитательница. В который раз она замечала повышенную исполнительность Никиты. «Кого‑ то он мне напоминает, – думала она. – А, маленького солдатика. Все делает строго по команде». Занятие по лепке продолжалось. Мальчик по‑ прежнему вел себя безупречно, что стало раздражать педагога. Однако она справилась с эмоциями и решила опять похвалить мальчика: – Ребята, взгляните на Никиту. Он все делает четко, быстро. Берите с него пример. Он как хороший солдат: умеет выполнять команды! Неожиданно для всех один из сверстников выкрикнул: – Никита! Встать. Снять штаны! Не успели все присутствующие опомниться, как Никита мгновенно выполнил задание. Раздался громкий детский смех. Кто‑ то из ребят даже попадал со стульев, держась за животы. Только воспитательнице было не до смеха. Ей пришлось долго объяснять детям, что в армии все солдаты раздеваются по команде. А Никита – будущий образцовый солдат. Всем же остальным мальчикам еще долго придется готовиться к службе в армии. Мораль. Чрезмерная исполнительность ребенка – показатель снижения социального интеллекта. Дети должны иметь возможность проявлять самостоятельность и критичность. Комментарий. Родители замуштрованных детей не считают плохим признаком идеальное послушание своих воспитанников. Стиль послушного мальчика или девочки удобен для взрослых: нет лишних хлопот и забот. В таких случаях на помощь часто приходят бабушки. В отсутствие мамы и папы они играют роль «дрессировщика»: «Стой здесь! », «Убери карандаши», «Сиди смирно! Смотри сюда…».
Такое занятие доставляет им явное удовольствие. Ребенок день ото дня становится более удобным. Он начинает испуганно всматриваться в лица родственников и старается понять их эмоциональное состояние. Важно, чтобы никто не рассердился, не заругал. Взрослые, по его мнению, все знают и умеют. От них нужно ждать подсказок, верить каждому слову. Безусловная вера + послушание = недостаток интеллекта. В процессе воспитания появляется определенный выбор. Каждый из родителей делает его самостоятельно. Для полноценного развития, конечно, важнее субъект‑ субъектное отношение, при котором ребенок воспринимается как личность и с ним стараются общаться на равных. При таком воспитательном подходе будет немного сложнее, но интереснее. Диапазон применения байки: оказание психологической помощи детям дошкольного возраста и их родителям.
№ 75. Байка «Туалет в кроватке»
После обеда в группе детского сада все готовились к тихому часу. Ваня притопывал на месте. Он стеснялся сказать, что очень хочет в туалет. Воспитательница была занята, отвлекать ее не хотелось. Пришлось тихо лечь в постель. Мальчик подумал, что быстро уснет и потребность сама по себе исчезнет. Однако уснуть не получилось. В детской спальне раздался дрожащий голос ребенка: – Ирина Васильевна, я какать хочу. У воспитательницы был деловой настрой. Она по‑ своему оценила ситуацию и решила, что Ваня придумал уловку. «Ну и дети! Чего только не придумают, лишь бы нарушить режим и не спать», – ворчала Ирина Васильевна.
– Все, тихо! – приказала она и вышла из спальни: – А ты, Ваня, если хочешь, то какай. Спустя несколько минут все дети с визгом стали выскакивать из своих кроваток и выбегать в игровую комнату к воспитательнице. На их лицах отразился неподдельный ужас. – Там, там… Ваня… – наперебой выкрикивали детишки. Ирина Васильевна испуганно побежала в спальню. В кроватке сидел Ваня. Он обкакался. Мораль. Шутки взрослых, сказанные серьезным тоном, дети воспринимают буквально, как разрешение какого‑ либо действия. Комментарий. Наши педагоги устают от постоянного общения с детьми. Неуемная энергия воспитанников не знает границ. Они с радостью готовы искать любой повод для очередного контакта. В суетливой обстановке не всегда удается понять и почувствовать желания каждого из них. Вот воспитательница и решила, что мальчик обратился к ней с несерьезным вопросом. Она по‑ взрослому пошутила, не выражая никаких эмоций. Растерянному ребенку ее слова показались разрешением действия. Не все дети способны поступить как Ваня. Он явно отличается от остальных какими‑ то индивидуальными особенностями. В его личностной характеристике найдутся определенные качества: несмелость, даже робость, сверхпослушание, доверчивость. Обычно такие свойства личности формируются в условиях мягкой, женской гиперопеки. Мальчика любят все близкие родственники и постоянно заботятся о нем, реагируя на постоянные детские запросы. У ребенка нет повода не доверять взрослым, которые спешат ему на помощь. В нашей ситуации он некритично воспользовался шутливым разрешением педагога детского сада. Ситуацию с воспитанием такого ребенка дошкольного возраста нужно менять. Воспитывают характер не безграничной помощью, а другими педагогическими приемами, способствующими приобретению самостоятельности, ответственности и самокритичности. Напоследок не могу удержаться от признания. История с Ваней действительно произошла в одном из детских садов Санкт‑ Петербурга. Вымышленным является только имя незадачливого мальчика. Диапазон применения байки: семинары для воспитателей в рамках повышения квалификации в области педагогической психологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|