№ 67. Байка «Циничная заступница»
№ 67. Байка «Циничная заступница»
Мама Алены в очередной раз ругала дочь за безразличное отношение к себе и другим членам семьи: – Посуду за собой не моешь. Только сидишь в Интернете. В комнате бардак, все разбросано. Кровать не заправляешь. – Ну хватит. Что тебе нужно? Не к кому больше приставать? – пререкалась с матерью дочь‑ подросток. Пассивным участником их разговора была дальняя родственница, которая приехала к ним погостить на несколько ней. Она не выдержала накала эмоций и вмешалась в беседу: – Что ты не даешь жить девочке. Она у тебя – молодец. Радуйся, что дочь с тобой живет, нормально учится, сидит дома, а не шляется где‑ то, – заступилась свояченица за Алену. Мама махнула рукой и пошла в другую комнату смотреть телевизор. Не было у нее желания спорить с заступницей дочери. – Спасибо, тетя Катя, – поблагодарила Алена родственницу. – Здорово вы ее остановили. Она совсем меня загрызла. Одни претензии предъявляет. – Ты знаешь, Алена, – ответила неожиданно тетя Катя. – Хорошо, что у меня детей нет. Я их никогда не хотела. А тебя я бы давно из дома выгнала. Мораль. Посторонним людям или родственникам не следует активно вмешиваться в процесс воспитания чужих детей. Комментарий. Мама, несомненно, любит свою единственную дочь и желает ей только добра. Она переживает за ее будущее: учебу, поведение, отношение к делу. Мама призывает девочку взяться за ум, вовремя повзрослеть и проявить ответственность за свою жизнь. Опытная и самостоятельная женщина считает, что дочь должна прикладывать систематические усилия, чтобы добиваться больших и важных целей, достигать социально значимых результатов.
В данной байке образ дальней родственницы играет специфическую роль в конфликте матери и дочери. Она вмешивается в процесс воспитания, принижает все усилия матери, но при этом не любит детей. Озвученная ей позиция, по сути, цинична. Действительно, среди женщин есть отдельные представительницы, которые не хотят рожать детей и вообще ими заниматься. Они живут для себя и видят в этом особый смысл. «Нерадивой» дочери нужно понять, что по‑ настоящему нас любят и уважают те, кто готов говорить с нами откровенно. Только мама переживает за судьбу своего ребенка. Она ищет разные способы, чтобы повлиять на дочь и сделать ее жизнь более позитивной для нее самой и окружающих. Ее очень огорчает, что девочка не научилась использовать имеющиеся у нее ресурсы. Это очень пригодится для успешной социализации. Диапазон применения байки: консультации психолога для семьи, тренинги для подростков.
№ 68. Байка «Я знаю, что нужно ребенку»
Мама пришла к психологу. Она плакала и жаловалась, что сын просто издевается над ней. Кидает грязную обувь в коридоре, не убирает за собой одежду, сидит в комнате и ничего не делает. – Я запретила ему играть на компьютере. Он не общается с ребятами, которые мне не нравятся. Телевизор – в нашей комнате. Туда нельзя заходить и его включать, – сообщает мама о своих воспитательных мерах. Ребенок, по ее мнению, занимается ерундой. Для мальчика создали все условия, а он не активен. Стремится к какой‑ то пресловутой независимости, а ведет себя просто глупо, по мелочам упрямится. Запрос к психологу был сформулирован как просьба вмешаться в воспитание сына и внушить ему, что маму нужно слушаться. Мораль. Пренебрежение интересами ребенка обусловливает компенсаторное стремление к независимости. Комментарий. Гиперопека способна оказывать сильнейшее негативное влияние на развитие личности. В данном случае происходит искажение взаимодействия матери и ребенка. Это выглядит примерно так (см. табл. 1).
Таблица 1. Примеры взаимодействия материи и ребенка
Пассивность воспринимается матерью как непослушание. Такое нарушение в системе отношений «мать – ребенок» вторично приводит не только к личностным проблемам, но и снижает практический интеллект сына. Нельзя гармонично развиваться «под колпаком» у значимых взрослых. Будущему мужчине полезно учиться действовать, совершать ошибки, анализировать их и самостоятельно исправлять. Диапазон применения байки: консультации психолога, тренинги для родителей.
Из детского сада
№ 69. Байка «Воспитательница группы придурков»
Маленький Максимка вечером сидел под столом на кухне и играл с машинкой. Мама готовила ужин и вербально помогала сынишке: – Да, машинка едет. Би‑ би. Ж‑ ж‑ ж… Вдруг во время предметной игровой деятельности мальчик отчетливо произнес фразу: – Ну, хватит хватать руками. А ты что все лезешь, дурочка какая‑ то. Мама замерла. Неужели с ней так разговаривает любимый сыночек?! Вторая мысль была менее эмоциональной и более продуктивной: «Это недетское высказывание. Максимка повторил чьи‑ то слова». На кухню зашел голодный муж, который приехал с работы. Пришлось поторопиться с приготовлением ужина. Несколько дней спустя мама Наташа стояла у детской площадки и ждала, когда Максимка положит свои игрушки и пойдет домой. Она отчетливо услышала, как к ее сыну обратилась миленькая девчушка и, картавя, громко отчеканила: – Эй, п‑ л‑ л‑ идурок, за тобой мама п‑ л‑ л‑ ишла! Мама Наташа вздрогнула, но кроме нее на слова девочки больше никто не обратил внимания. Воспитательница не сделала девочке никакого замечания. Прошло несколько недель. Максима нужно было вести к врачу. Мама зашла за ним до тихого часа. Она хотела позвать воспитательницу, чтобы та вывела сына из спальни, но замерла от неожиданности. Из‑ за дверей доносился крик педагога: – Легли все спать, придурки! В группе – одни дебилы! Я кому сказала?! Таня, ты совсем дура, что ли?! Мама Наташа схватилась за сердце. Теперь ей был нужен доктор…
На следующий день семья Максимки отнесла в детский сад два заявления на имя заведующей. В одном – просьба уволить «матерщинную» воспитательницу, а в другом – отказ от посещения антипедагогичного заведения их сынишкой. Ознакомившись с заявлением мамы Наташи, воспитательница парировала: – Я нецензурно выражаюсь в присутствии детей? Не хотите, и не надо. Только придурки работают за такую зарплату, как у меня. До свидания, детский сад… Мораль. Дети дошкольного возраста часто копируют слова и действия взрослых. Так они стараются приобретать свой жизненный опыт. Комментарий. Дети младшего дошкольного возраста доверчиво относятся к близким взрослым. Слова и поступки воспитателя воспринимаются как правильные, неоспоримые. Использование в общении грубых выражений служит отрицательным примером для воспитанников. Дети их быстро усваивают и включают в свой лексикон, не понимая значения. Любой ребенок рано или поздно знакомится с плохими, даже нецензурными словами. Пугаться этого не следует. Для процесса социализации данный факт вполне естественен. Однако в нашем случае их употребляет не просто посторонний взрослый, а педагог, который призван формировать навыки культуры общения. Вспомним еще одну закономерность воспитания. Когда родители хвалят, поддерживают детей, из них вырастают успешные люди. Начните обзывать ребенка, и он довольно быстро оправдает все психологические установки взрослых на бесперспективность развития. В качестве примера приведу один маленький эпизод из моей практики. Мы с одной школьницей учились решать задачи. Получалось не все. К нам подошла ее мама и поинтересовалась: «Ну, как у моей дочери дела? » Я подробно прокомментировала основные затруднения ученицы в понимании задач. На мои слова мама отреагировала неожиданно. Наклонясь лицом к лицу ребенка, она буквально прошипела: «Ну, что, придурочная! » Не буду описывать все подробности моей длительной беседы с мамой после ее эмоционального высказывания о собственной дочери. Только отмечу, что пришлось настоятельно ее просить никогда больше не обзывать девочку. Унизительные слова лишают любого человека мотивации в преодолении личных проблем. Дети могут для себя решить: «Зачем стараться. Все равно ничего не получится. А от близких людей слов поддержки не дождешься. Одни обзывательства». Пожалуйста, верьте в способности своих детей и чаще говорите им, что в их жизни все получится. Диапазон применения байки: беседы с воспитателями и членами администрации дошкольных образовательных учреждений, личные беседы с родителями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|