№ 86. Байка «От осинки не растут апельсинки»
№ 86. Байка «От осинки не растут апельсинки»
Сегодня на уроках Галина Николаевна – педагог с большим стажем работы – в очередной раз заметила, что ученица 2‑ го класса Катя П. не может с первого раза решить пример. Всматриваясь в лицо девочки, учительница, уставшая от бесконечных школьных проблем, размышляла: «Сидит. Разглядывает задание. Нет никаких признаков умственного усилия». Взгляд педагога выражал тихую безнадежность в отношении способностей ребенка. Снова набегали мысли: «Чего удивляться? Мама Кати всегда незаметно придет, молча посидит на родительском собрании, ничего не спросит. Отец – водитель, дома отсутствует сутками. Один раз только появился в школе. Формально выслушал о проблемах успеваемости Кати. Пустым взглядом рассматривал тетради дочери, исписанные красными чернилами. Что может требовать учитель от такого ребенка? От осинки не растут апельсинки». Мораль. Постановка «семейного диагноза» неуспевающему ученику – психологическая уловка учителя в целях избегания профессиональной ответственности. Комментарий. Любой психолог объяснит, что отсутствие мотивации к обучению и педагогическая запущенность по наследству не передаются. Это не генетическое заболевание. Остается загадкой, почему педагог не стала налаживать эмоционально‑ положительный контакт с ребенком и родителями. Личность первого учителя способна оказать решающее влияние на формирование активной позиции ученика, повысить интерес к изучению школьных предметов. Такого ребенка, как Катя, можно легко увлечь процессом познания. При этом девочка старается, но у нее недостаточно сформированы общеучебные навыки. Любая помощь педагога может привести к быстрым положительным результатам. Нужно только немного приложить усилий и «зажечь искру знания» в ребенке.
Учителю следует подумать о возможностях оказания педагогической поддержки ученице. Для этого важно: • изучить потенциал родителей в улучшении успеваемости ребенка. Мать способна найти хотя бы 15 минут в день, чтобы обсудить результаты выполнения Катей домашнего задания. Отец повысит учебную мотивацию дочери, если придумает систему небольших поощрений за хорошие оценки; • учителю чаще обращать внимание на отдельные, даже незначительные достижения ученицы. Постепенно у субъектов учебного процесса начнет исчезать чувство абсолютной безнадежности в отношении результатов усвоения школьных знаний. Начнут закрепляться необходимые навыки обучения. Возникнет положительный эмоциональный настрой на усвоение знаний и взаимное сотрудничество взрослого и ребенка. Преодоление фиксации на негативном отношении к ученице приведет к позитивной динамике усвоения ею школьной программы; • учителю найти время и после уроков остаться с Катей для индивидуальной консультации. Предложив ученице задание, попросить ее порассуждать над ним вслух. Так можно понять процесс размышлений, чтобы затем осуществить необходимую педагогическую коррекцию; • по результатам индивидуальных консультаций обсудить вопрос с родителями об оказании временной помощи ученице на занятиях с репетитором. Результативность такой работы учитель может периодически проверять, предлагая Кате текущие контрольные задания; • учителю предложить ученице какое‑ нибудь общественное поручение, чтобы она смогла внести свой вклад в развитие общешкольных традиций. Девочка будет чувствовать свою востребованность, повысится ее косвенная мотивация в обучении. Постепенно возникнет потребность также повысить результаты усвоения школьной программы.
Диапазон применения байки: выступления психолога на педагогических советах, индивидуальные беседы с учителями и родителями.
№ 87. Байка «Отличник‑ рэкетир»
В классе объявляли оценки за контрольную работу: – Синяева – пять, Петрова – четыре, Малютин – два… Денис съежился. Опять двойка. Это просто катастрофа! Папа теперь его точно убьет. Нужно искать выход из сложившейся ситуации. Кажется, идея есть. После урока дети ушли на перемену, а Денис Малютин продолжал стоять возле стола учительницы. – Что ты хочешь? – поинтересовалась она. – Поговорить. – О чем? Мне все понятно с твоей очередной двойкой. – Вы не должны мне ставить двойку! – пискнул Денис. – Ты о чем? Я поставила ту оценку, которую ты заслужил. – Мне не нужна двойка! – мальчик повысил голос. – Да что с тобой? У тебя с головой все в порядке? Ты что говоришь? – Поставьте мне четыре, иначе я устрою вам много проблем. – Ты мне угрожаешь? Совсем страх потерял. Иди на перемену. – Нет, не пойду. Поставьте четыре. Что вам стоит? – Все, достаточно. Я вызываю твоих родителей в школу. На следующий день отец и мать Дениса появились для беседы с классным руководителем и психологом. Из высказываний родителей удалось понять, что они давно угрожают сыну расправой за плохие оценки. Последняя угроза главы семьи звучала примерно следующим образом: «Получишь еще одну двойку, и я тебя накажу. Ты будешь лишен всех карманных денег. Мы не будем покупать тебе игрушки. Ты не будешь ходить в кино, и все запланированные поездки тоже отменяются. Лето проведешь на даче с бабушкой». Денис настолько испугался и расстроился, что после вновь полученной двойки просто от безысходности стал угрожать учительнице. Мораль. Запретами и угрозами не преодолеть школьную неуспеваемость ученика. Комментарий. Я искренне считаю, что двойка – это оценка не ребенку, а его маме и папе. Наберусь смелости и предложу несколько правил, которые обнаружила в методических материалах моих коллег. Они названы «Памятка родителю от ребенка». • Не балуйте меня. Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
• Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место. • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы. • Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой. • Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить. Это приведет к разочарованиям и помешает верить в вас. • Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что‑ то с целью просто расстроить вас. Позднее я попытаюсь добиться победы. • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я долго могу продолжать использовать вас в качестве «прислуги». • Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерное внимание. Это только вдохновляет меня их использовать в общении с вами. • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз. • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым субъективным причинам мой слух «притупляется» в это время. Мое желание сотрудничать с вами уменьшается. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги. Однако давайте поговорим об этом несколько позже. • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав мои великолепные знания о том, что такое хорошо или плохо. • Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки просто ужасны. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая собственную негодность. • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим. • Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
• Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в маленького врунишку. • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Так я познаю мир. Пожалуйста, смиритесь с этим. • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на своем опыте. • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания. • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, то я перестану задавать вам вопросы вообще и буду искать информацию где‑ то на стороне. • Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы мною постоянно занимались. • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами. • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим. • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество. • Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения. Например, ваша заслуженная похвала очень приятна, но быстро забывается. А серьезный нагоняй я запоминаю надолго. • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я смогу стать вашим другом. Запомните, что я учусь, подражая примерам, а не подвергаясь критике.
Выполняя эти правила, можно избежать многих проблем в воспитании и обучении детей. Может быть, стоит попробовать? Диапазон применения байки: консультации психолога для родителей, тренинги для заботливых родителей, системная семейная психотерапия, занятия по педагогической коррекции школьной неуспеваемости и отклоняющегося поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|