№ 84. Байка «Непосильная нагрузка»
№ 84. Байка «Непосильная нагрузка»
Артур рос послушным мальчиком. О таких говорят: «идеальный ребенок». Только мама знала причину его повышенной воспитанности. У нее была тяжелая беременность и роды. В четыре года он переболел гриппом, отитом и ветрянкой. За болезнями последовал астенический синдром. Артур быстро утомлялся, уставал на уроках, был сонлив, но никогда не жаловался. В своей комнате он мог тихо сидеть часами. Вначале на уроках учительница периодически хотела ученика встряхнуть, но все педагогические приемы давали минимальный результат. К 3‑ му классу было решено немного завышать оценки Артура, так как он был хорошим, покладистым мальчиком. За ним закрепился стереотип «удобного», но слабо успевающего ученика. К концу учебного года произошел неожиданный случай. На последнем уроке Артур тихо сполз со стула и упал в проход между партами. Все одноклассники были испуганы, а учительница побежала вызывать скорую помощь. Мораль. Не все дети не хотят учиться. Среди школьников есть ученики, которые не могут осваивать знания из‑ за состояния здоровья. Комментарий. По современной статистике, 80 % заболеваний у детей связаны со стрессами. 37, 5 % учащихся 1‑ го класса заканчивают учебный день с признаками сильного или выраженного переутомления (в гимназиях, специализированных школах – 40 %). У 68–75 % первоклассников и учащихся выпускных классов школьные нагрузки, недосыпание приводят к неврозоподобным реакциям: нарушению сна, страху перед школой, учителем и пр. Для учащихся с соматической ослабленностью требуется особый режим дня и соблюдение определенных правил жизнедеятельности. Родителям следует вовремя с ними ознакомиться (см. рис. 2).
Рис. 2. Компоненты здоровья[5]
Соблюдение режима дня позволяет рационально чередовать виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека. Вот некоторые рекомендации[6]. 1. Следует формировать привычку вставать и ложиться спать в одно и то же время. 2. Нужно учить делать зарядку. Она создает положительный настрой на весь день. Можно при зарядке использовать музыку. 3. Не обязательно слишком настойчиво кормить ребенка завтраком. 4. Необходимо выбрать маршрут до школы с минимально возможным использованием транспорта. Дорога в школу может быть похожа на короткую прогулку. 5. После школы необходим дневной сон. 6. После школы необходимы прогулки на свежем воздухе с подвижными играми. 7. Уроки лучше готовить с 16 часов дня, когда работоспособность максимальна. 8. Продолжительность подготовки уроков не должна быть больше часа. Следует делать перерыв для разминки на три‑ пять минут. 9. Нужно продумать посильные дополнительные занятия для первоклассника. Противопоказаниями могут быть долгая дорога, коллектив сверстников. 10. Рекомендуется получать больше положительных эмоций в любимых играх, занятиях. Необходимы эмоциональные впечатления. 11. Следует ограничивать просмотр телевизионных передач, так как это сокращает время для общения с близкими людьми. Из всех программ нужно подбирать специально именно детский репертуар. 12. Вечером полезно обсуждать с ребенком прошедший день. Ребенок должен чувствовать внимательное отношение к себе со стороны родителей. 13. В выходные дни нужно увеличить продолжительность прогулки до пяти‑ шести часов, уроки лучше делать в первой половине дня, пока высока работоспособность.
Болезненный ребенок в семье должен быть окружен особой заботой. Родственникам нежелательно в его присутствии раздражаться, конфликтовать. Совместными усилиями рекомендуется разработать систему требований к ученику, которые не будут превышать его физических возможностей. Не следует также забывать о необходимости систематического наблюдения у детского невропатолога.
Диапазон применения байки: консультации психолога и психотерапевта родителей и школьных учителей, педагогические советы, посвященные внедрению здоровьесберегающих технологий для всех участников образовательного процесса.
№ 85. Байка «Ночной кошмар первоклассника»
Первоклассникам нелегко адаптироваться к новым условиям учебного процесса. Родители, как правило, во всем помогают. – Я не буду проверять твой портфель. Ты сложишь его с вечера, все проверишь. Если что‑ то забудешь, то тебя будет ругать учительница, – воспитывала мама тревожного Димку. Нужно помочь ребенку стать успешным учеником. Прислуги у него нет. Пусть сам себя обслуживает. Логика взрослых вполне понятна… Ночью мама проснулась от звука чьих‑ то рыданий. В кроватке горько плакал Димка. Пришлось вставать и спрашивать, что случилось. – Мамочка, я, кажется, забыл линейку положить в портфель, – беспокоился мальчишка. Мораль. Тревожных детей не следует воспитывать с помощью безапелляционных указаний. Комментарий. Многие родители знают, как важно с первых дней приучать учеников 1‑ го класса к самостоятельности и ответственности. Вопрос в том, как это правильно делать? Корректнее несколько раз вместе с ребенком собрать его портфель, перед сном все проверить. Пусть все спят спокойно. Внутрисемейная помощь и поддержка только способствуют результативности достижений в процессе школьной адаптации. Психологам известно, что семь лет – возраст повышенной внушаемости. На фоне стрессов возрастает впечатлительность ребенка. Он может представить себя на уроке без линейки. Всем ученикам скажут подчеркнуть слова, а ему не удастся справиться с заданием из‑ за банальной рассеянности, несобранности. Существуют некоторые стили воспитания, которые способствуют повышению уровня тревожности первоклассника. Родителям в этот период желательно внимательно наблюдать за психическим состоянием ребенка. Это позволит избежать невротизации, которая затруднит обучение. Диапазон применения байки: психологические консультации для родителей первоклассников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|