Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности переходной экономики России




Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие социалистические страны в начале 80-х гг. ХХ века, потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений.

Практический опыт нашей страны (попытки реформирования народного хозяйства в СССР были предприняты в 1957 г. − хрущевская реформа, 1965 г. – косыгинская реформа, 1985 г. − горбачевская реформа) является убедительным доказательством того, что совершенствование административной системы при сохранении главного механизма – централизованного распределения ресурсов, директивного планирования и ценообразования не может обеспечить простор для дальнейшего развития. По этой причине все модели перехода, сохранявшие данные принципы, были обречены на неудачу.

Тут же следует заметить, что в КНР проводится политика дозированной либерализации экономии, т.е. налицо отступление от коммунистических принципов тотального господства.

Альтернативой предыдущим неудачным реформам в СССР, теоретически привлекательной, практически доказавшей свою жизнеспособность, была модель рыночного хозяйства. Цель преобразований – создание эффективной рыночной экономики, обеспечение ее динамизма и повышение уровня жизни граждан.

Мировой опыт позволяет выделить эволюционный путь перехода к рынку и «шоковую терапию». Эволюционный путь (или градуализм) означает медленное, постепенное преобразование административной экономики в рыночную.

Выбор эволюционной модели определяется комплексом условий:

1) преобладанием сельскохозяйственного производства над промышленным;

2) наличием традиций частного предпринимательства;

3) отсутствием значительных структурных диспропорций в экономике;

4) стабильностью финансовой системы и т.д.

Такой путь воплотился в Китае и в Венгрии.

Трансформация по варианту «шоковой терапии» − это либеральная модель, основанная на ускоренном рыночном преобразовании экономики. Сущность данной модели заключается в решительном отказе от директивного планирования и ценообразования, разгосударствления экономики и предоставлении экономической свободы всем производителям товаров и услуг.

«Шоковая терапия» применяется в условиях:

1) преобладания тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса в отраслевой структуре производства;

2) кризиса аграрной сферы;

3) глубокой структурной несбалансированности экономики;

4) товарных дефицитов и финансовой нестабильности;

5) изменения политической структуры общества.

Многие страны Восточной Европы, в частности Польша и Чехия, реализовали переход по «шоковому» варианту и создали основы рыночного хозяйства в достаточно сжатые сроки.

По этому пути пошла и Россия, когда после развала Советского Союза в 1991 г. к власти пришел первый президент России Б.Н. Ельцин.

Выбор в пользу быстрого вхождения Росси в рыночную экономику был обусловлен тяжелым экономическим положением и отсутствием ресурса времени для реализации альтернативного варианта. (Хотя есть и другие мнения по поводу проведения «шоковой терапии».)

Острота проблем требовала принятия быстрых и эффективных мер по решению продовольственной проблемы, сдерживанию инфляции, сокращению бюджетного дефицита. И кроме всего, важным фактором скорейшего проведения «шоковой терапии» был политический: нарождающиеся демократические силы опасались возврата к власти коммунистической диктатуры. (Автор этой работы склонен считать данный фактор наиважнейшим!)

Осуществление рыночных преобразований по эволюционному пути имело и объективные ограничения. Россия являлась индустриальной, а не аграрной страной, не имела традиций частного предпринимательства в рамках административной системы, структурные диспропорции и финансовая нестабильность приобрели крайние формы.

Всю ответственность заведомо непопулярных мер в проведении «шоковой терапии» взяло на себя правительство Е.Т. Гайдара, которое продержалось у власти сравнительно недолго по политически мотивам.

Основными методами перехода к рыночной экономике являются:

1) либерализация цен как условие становления рыночного механизма;

2) финансовая стабилизация как фактор обеспечения экономического динамизма;

3) приватизация как условие становления отношений частной собственности и экономической свободы товаропроизводителей;

4) демонополизация экономики как условие формирования конкурентной рыночной среды;

5) преобразование аграрной сферы как условие структурного равновесия в экономике;

6) либерализация внешнеэкономических отношений как предпосылка формирования открытой экономики.

Поэтапное освобождение цен в начале реформ (1 января 1992 г.) сопровождалось непомерным их ростом. Рост цен по цепной реакции распространяется на многие отрасли и сферы производства и негативно отражается на жизненном уровне населения, особенно на положении социально уязвимых слоев общества: пенсионеров, неполных семей, низкооплачиваемых работников.

Но свободное ценообразование позволило перевести подавленную инфляцию в открытую. Внутренние цены должны были прийти в соответствие с ценами мирового рынка и создать стимулы товаропроизводителям к производству продукции.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят неизбежный характер:

1) утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами;

2) бюджетный кризис;

3) трансформационный спад.

Эти закономерности носят в основном отрицательный характер и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность создать рыночную экономику.

Утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами связана со становлением частной собственности на средства производства и ресурсы. В российской промышленности уже в 1994 г. государству принадлежало лишь 12% предприятий.

Бюджетный кризис связан с хронической нехваткой денег в бюджете в силу падения производства более чем в два раза по сравнению с началом 1990-х годов, несовершенства налоговой системы, развития теневого сектора и утечки капитала за границу.

Бюджетный кризис можно было бы значительно смягчить, проведя своевременные реформы здравоохранения, армии, ЖКХ и других сфер, которые финансируются в основном за счет бюджета. Ведь кризис усугубляется тем, что скудные государственные средства расходуются крайне нерационально.

Однако вместо реформ еще в 1995 г. правительством В.С. Черномырдина был выбран путь покрытия бюджетного дефицита за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынке. И когда летом 1998 г. государство потеряло возможность рассчитываться по своим долгам с кредиторами, главным образом из-за финансовых потрясений в мировой экономике и падения мировых цен на нефть, новое правительство Кириенко было вынуждено объявить дефолт, за которым последовало трехкратное падение курса рубля и новый виток экономического кризиса (и отставка правительства).

Трансформационныйспад в переходный период вызван отсутствием координации между экономическими агентами. Это связано с тем, что прежние связи между производствами были разрушены, а новые, рыночные механизмы координации еще не созданы. За 1991−1995 гг. объем ВВП России сократился на 50%, промышленное производство – более чем на 50%, сельскохозяйственное – на 30% и капиталовложения – почти на 70%. Но затянувшийся кризис в России, в которой к 1997 г. были созданы основы рыночной экономики, обусловлен особенностями пореформенного курса правительства.

Путь «шоковой терапии» для России оказался трудным и весьма болезненным. В результате проведения такой политики в стране наблюдались высокая инфляция, хроническая задержка заработной платы, высокий уровень безработицы, преступности, разгул бюрократии и коррупции.

Либерализация и приватизация государственной собственности привели к резкому имущественному расслоению населения: 10−15% населения оказались в благоприятном и очень благоприятном положении, образовав так называемый класс «новых русских» и «олигархов», а подавляющая часть граждан резко обеднела. Даже по официальным данным, уровень жизни упал в большинстве стран СНГ более чем в 2 раза, а приблизительно 30% населения находились на грани выживания.

Следует заметить, что подлинной «шоковой терапии», с научной точки зрения, в нашей стране не было, т.к. «шоковая терапия» предполагает бездефицитный бюджет, тогда как на протяжении 1992−1998 гг. бюджет ежегодно сводился с дефицитом 5−10% ВВП. Кроме того, правительство В.С.Черномырдина, сменившее правительство Е.Т.Гайдара, увеличило эмиссию денег и расширило кредитование народного хозяйства («хотели как лучше…»). Все это растянуло финансовую стабилизацию в России на четыре года (!), что совершенно не укладывается в концепцию «шоковой терапии».

Переходные состояния в общественном развитии, как правило, занимают достаточно длительный период. Так, с момента объявления М.С. Горбачевым экономических и политических преобразований в СССР до первого «бюджета развития» в России (2006 г.) прошло ровно 20 лет!

Это объясняется сложностью задач общественного переустройства. Переходный период характеризуется неравномерностью созревания новых экономических отношений, противоречивостью и борьбой старых и новых институтов экономики, возможностью временных «откатов» назад, а также самоустранением государства от активного вмешательства в регулирование.

Следует отметить, что характер переходного периода не только простые граждане, но и многие ученые и практики оценивают по-разному.

Приватизация

В плановой экономике выделялись две формы собственности на средства производства: государственная и колхозно-кооперативная. Кроме того, существовала личная собственность граждан на предметы потребления. Однако, государственная собственность охватывала 90% всех средств труда в народном хозяйстве, т.е. была преобладающей, а колхозно-кооперативная и личная формы собственности были ограничены в своих правах и контролировались государством.

В целях успешного проведения рыночных преобразований в России необходимо было изменить структуру собственности. Для этого проводилось разгосударствление собственности – ликвидация тотального государственного господства в этой сфере.

Один из путей разгосударствления – приватизация. Приватизация – это платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельцам.

Возникновение отношений частной собственности вовсе не означает, что государственная собственность перестает существовать. Изменения в отношениях собственности происходят в соответствии с принципами смешанной экономики. Таким образом, возрастает многообразие форм собственности.

Целью приватизации является:

1) создание института частной собственности, на базе которой формируются частные товаропроизводители;

2) становление отношений частного присвоения.

Важную роль при определении механизма передачи собственности в России сыграл мировой опыт разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности.

В развитых странах перевод государственной собственности в частную способствовал притоку инвестиций в реальный сектор экономики. В Великобритании, например, к 1988 году было распродано 30% государственных предприятий (телефонная связь, газодобыча, снабжение, почта). Доходность их в результате приватизации возросла в 3-7 раз.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...