Особенности переходной экономики России
Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие социалистические страны в начале 80-х гг. ХХ века, потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Практический опыт нашей страны (попытки реформирования народного хозяйства в СССР были предприняты в 1957 г. − хрущевская реформа, 1965 г. – косыгинская реформа, 1985 г. − горбачевская реформа) является убедительным доказательством того, что совершенствование административной системы при сохранении главного механизма – централизованного распределения ресурсов, директивного планирования и ценообразования не может обеспечить простор для дальнейшего развития. По этой причине все модели перехода, сохранявшие данные принципы, были обречены на неудачу. Тут же следует заметить, что в КНР проводится политика дозированной либерализации экономии, т.е. налицо отступление от коммунистических принципов тотального господства. Альтернативой предыдущим неудачным реформам в СССР, теоретически привлекательной, практически доказавшей свою жизнеспособность, была модель рыночного хозяйства. Цель преобразований – создание эффективной рыночной экономики, обеспечение ее динамизма и повышение уровня жизни граждан. Мировой опыт позволяет выделить эволюционный путь перехода к рынку и «шоковую терапию». Эволюционный путь (или градуализм) означает медленное, постепенное преобразование административной экономики в рыночную. Выбор эволюционной модели определяется комплексом условий: 1) преобладанием сельскохозяйственного производства над промышленным; 2) наличием традиций частного предпринимательства;
3) отсутствием значительных структурных диспропорций в экономике; 4) стабильностью финансовой системы и т.д. Такой путь воплотился в Китае и в Венгрии. Трансформация по варианту «шоковой терапии» − это либеральная модель, основанная на ускоренном рыночном преобразовании экономики. Сущность данной модели заключается в решительном отказе от директивного планирования и ценообразования, разгосударствления экономики и предоставлении экономической свободы всем производителям товаров и услуг. «Шоковая терапия» применяется в условиях: 1) преобладания тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса в отраслевой структуре производства; 2) кризиса аграрной сферы; 3) глубокой структурной несбалансированности экономики; 4) товарных дефицитов и финансовой нестабильности; 5) изменения политической структуры общества. Многие страны Восточной Европы, в частности Польша и Чехия, реализовали переход по «шоковому» варианту и создали основы рыночного хозяйства в достаточно сжатые сроки. По этому пути пошла и Россия, когда после развала Советского Союза в 1991 г. к власти пришел первый президент России Б.Н. Ельцин. Выбор в пользу быстрого вхождения Росси в рыночную экономику был обусловлен тяжелым экономическим положением и отсутствием ресурса времени для реализации альтернативного варианта. (Хотя есть и другие мнения по поводу проведения «шоковой терапии».) Острота проблем требовала принятия быстрых и эффективных мер по решению продовольственной проблемы, сдерживанию инфляции, сокращению бюджетного дефицита. И кроме всего, важным фактором скорейшего проведения «шоковой терапии» был политический: нарождающиеся демократические силы опасались возврата к власти коммунистической диктатуры. (Автор этой работы склонен считать данный фактор наиважнейшим!) Осуществление рыночных преобразований по эволюционному пути имело и объективные ограничения. Россия являлась индустриальной, а не аграрной страной, не имела традиций частного предпринимательства в рамках административной системы, структурные диспропорции и финансовая нестабильность приобрели крайние формы.
Всю ответственность заведомо непопулярных мер в проведении «шоковой терапии» взяло на себя правительство Е.Т. Гайдара, которое продержалось у власти сравнительно недолго по политически мотивам. Основными методами перехода к рыночной экономике являются: 1) либерализация цен как условие становления рыночного механизма; 2) финансовая стабилизация как фактор обеспечения экономического динамизма; 3) приватизация как условие становления отношений частной собственности и экономической свободы товаропроизводителей; 4) демонополизация экономики как условие формирования конкурентной рыночной среды; 5) преобразование аграрной сферы как условие структурного равновесия в экономике; 6) либерализация внешнеэкономических отношений как предпосылка формирования открытой экономики. Поэтапное освобождение цен в начале реформ (1 января 1992 г.) сопровождалось непомерным их ростом. Рост цен по цепной реакции распространяется на многие отрасли и сферы производства и негативно отражается на жизненном уровне населения, особенно на положении социально уязвимых слоев общества: пенсионеров, неполных семей, низкооплачиваемых работников. Но свободное ценообразование позволило перевести подавленную инфляцию в открытую. Внутренние цены должны были прийти в соответствие с ценами мирового рынка и создать стимулы товаропроизводителям к производству продукции. Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят неизбежный характер: 1) утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами; 2) бюджетный кризис; 3) трансформационный спад. Эти закономерности носят в основном отрицательный характер и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность создать рыночную экономику.
Утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами связана со становлением частной собственности на средства производства и ресурсы. В российской промышленности уже в 1994 г. государству принадлежало лишь 12% предприятий. Бюджетный кризис связан с хронической нехваткой денег в бюджете в силу падения производства более чем в два раза по сравнению с началом 1990-х годов, несовершенства налоговой системы, развития теневого сектора и утечки капитала за границу. Бюджетный кризис можно было бы значительно смягчить, проведя своевременные реформы здравоохранения, армии, ЖКХ и других сфер, которые финансируются в основном за счет бюджета. Ведь кризис усугубляется тем, что скудные государственные средства расходуются крайне нерационально. Однако вместо реформ еще в 1995 г. правительством В.С. Черномырдина был выбран путь покрытия бюджетного дефицита за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынке. И когда летом 1998 г. государство потеряло возможность рассчитываться по своим долгам с кредиторами, главным образом из-за финансовых потрясений в мировой экономике и падения мировых цен на нефть, новое правительство Кириенко было вынуждено объявить дефолт, за которым последовало трехкратное падение курса рубля и новый виток экономического кризиса (и отставка правительства). Трансформационныйспад в переходный период вызван отсутствием координации между экономическими агентами. Это связано с тем, что прежние связи между производствами были разрушены, а новые, рыночные механизмы координации еще не созданы. За 1991−1995 гг. объем ВВП России сократился на 50%, промышленное производство – более чем на 50%, сельскохозяйственное – на 30% и капиталовложения – почти на 70%. Но затянувшийся кризис в России, в которой к 1997 г. были созданы основы рыночной экономики, обусловлен особенностями пореформенного курса правительства. Путь «шоковой терапии» для России оказался трудным и весьма болезненным. В результате проведения такой политики в стране наблюдались высокая инфляция, хроническая задержка заработной платы, высокий уровень безработицы, преступности, разгул бюрократии и коррупции.
Либерализация и приватизация государственной собственности привели к резкому имущественному расслоению населения: 10−15% населения оказались в благоприятном и очень благоприятном положении, образовав так называемый класс «новых русских» и «олигархов», а подавляющая часть граждан резко обеднела. Даже по официальным данным, уровень жизни упал в большинстве стран СНГ более чем в 2 раза, а приблизительно 30% населения находились на грани выживания. Следует заметить, что подлинной «шоковой терапии», с научной точки зрения, в нашей стране не было, т.к. «шоковая терапия» предполагает бездефицитный бюджет, тогда как на протяжении 1992−1998 гг. бюджет ежегодно сводился с дефицитом 5−10% ВВП. Кроме того, правительство В.С.Черномырдина, сменившее правительство Е.Т.Гайдара, увеличило эмиссию денег и расширило кредитование народного хозяйства («хотели как лучше…»). Все это растянуло финансовую стабилизацию в России на четыре года (!), что совершенно не укладывается в концепцию «шоковой терапии». Переходные состояния в общественном развитии, как правило, занимают достаточно длительный период. Так, с момента объявления М.С. Горбачевым экономических и политических преобразований в СССР до первого «бюджета развития» в России (2006 г.) прошло ровно 20 лет! Это объясняется сложностью задач общественного переустройства. Переходный период характеризуется неравномерностью созревания новых экономических отношений, противоречивостью и борьбой старых и новых институтов экономики, возможностью временных «откатов» назад, а также самоустранением государства от активного вмешательства в регулирование. Следует отметить, что характер переходного периода не только простые граждане, но и многие ученые и практики оценивают по-разному. Приватизация В плановой экономике выделялись две формы собственности на средства производства: государственная и колхозно-кооперативная. Кроме того, существовала личная собственность граждан на предметы потребления. Однако, государственная собственность охватывала 90% всех средств труда в народном хозяйстве, т.е. была преобладающей, а колхозно-кооперативная и личная формы собственности были ограничены в своих правах и контролировались государством. В целях успешного проведения рыночных преобразований в России необходимо было изменить структуру собственности. Для этого проводилось разгосударствление собственности – ликвидация тотального государственного господства в этой сфере.
Один из путей разгосударствления – приватизация. Приватизация – это платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельцам. Возникновение отношений частной собственности вовсе не означает, что государственная собственность перестает существовать. Изменения в отношениях собственности происходят в соответствии с принципами смешанной экономики. Таким образом, возрастает многообразие форм собственности. Целью приватизации является: 1) создание института частной собственности, на базе которой формируются частные товаропроизводители; 2) становление отношений частного присвоения. Важную роль при определении механизма передачи собственности в России сыграл мировой опыт разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности. В развитых странах перевод государственной собственности в частную способствовал притоку инвестиций в реальный сектор экономики. В Великобритании, например, к 1988 году было распродано 30% государственных предприятий (телефонная связь, газодобыча, снабжение, почта). Доходность их в результате приватизации возросла в 3-7 раз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|