Модуль "Проблемы"
Вот некоторые из целевых озарений, к которым мы стремимся: ¤ Проблемы и решения—это две стороны одного и того же ¤ Проблема только тогда проблема, когда её такой воспринимаешь ¤ Проблема перестает быть проблемой, когда решаешь что делать 1. Определение ¤ Поговорите о том, что такое проблема. Намерение здесь в том, чтобы поощрить клиента переосмыслить " проблему" в направлении двухсторонней структуры, а не просто туманного затруднения. " Что такое проблема? " 2. Размеры проблем ¤ Побудите клиента создавать проблемы разных размеров. Не так уж важно, что он имеет в виду под " размером". Нам просто нужно поощрить какое-то различение проблем. " Придумай большую проблему" " Придумай маленькую проблему" 3. Похожий размер ¤ Попросите клиента находить или выдумывать проблемы похожего размера с другими проблемами. Это демонстрирует, что у проблемы есть точно определенная интенсивность, и поощряет сравнение проблем, делая их менее застрявшими. " Выбери проблему" " Что может быть проблемой похожего размера? " 4. Решение проблем ¤ Поговорите о том, как решались конкретные проблемы, которые есть у клиента. Под " решениями" мы имеем в виду то, что делалось в связи с проблемой, а не настоящее завершение. Мы надеемся переосмыслить это для клиента. Проблема с её решением просто образует закрепленную пару противоположностей. Нам лучше, чтобы клиент сам до этого додумался. Когда он описывает решение, которое очевидно просто " заметает проблему под ковер", то есть хорошая возможность привлечь к этому внимание. " Скажи мне, какая у тебя есть проблема. " " Как ты её решал. "
5. Проблемы как решения ¤ Исследуйте, как проблемы могут быть решениями и как решения могут быть проблемами. Заметьте, как одна и та же ситуация, в зависимости от восприятия или с течением времени, может превращаться из проблемы в решение или из решения в проблему. Пусть клиент подумает об этом. Скорее всего он поймет, что проблемы и решения—это просто две стороны одной медали. " Ты можешь найти проблему, которая была решением? " " А как насчет решения, которое было проблемой? " " Вспомни свою прошлую проблему, которая стала решением" " Ты можешь вспомнить решение, которое стало для тебя проблемой? " " Ты можешь придумать проблему, которая является решением чего-то? " " Ты можешь придумать решение, которое само является проблемой? " " Как проблема может быть решением? " " Как решение может быть проблемой? " 6. Проблемы или нет ¤ Поговорите о том, как люди имеют проблемы с определенными вещами, но не имеют проблем с остальными вещами. Начните вводить идею того, что проблемы выбираются, хотя и не говорите этого прямо. Просто дайте клиенту заметить, где проблемы появляются, а где нет. " С чем у тебя есть проблемы? " " С чем у тебя нет проблем? " 7. Исследуйте время проблем ¤ Спросите о периоде, когда у клиента были особенно большие проблемы. Проработайте этой период любыми подходящими техниками. Поищите фиксированные идеи, нежелательные реакции, недостающие части, и так далее. Справьтесь с ними. В общем, исследование проблемного периода подчеркивает для клиента, что проблемы—это не что-то внешнее, они зависят от внутреннего состояния. " Вспомни время, когда у тебя были проблемы" " Что тогда происходило? " 8. Новые проблемы ¤ Побудите клиента создавать " новые" проблемы. Пусть он увидит, как придумываются проблемы, и получит в этом больше свободы выбора.
" Создай новую проблему" " Придумай еще одну проблему" 9. Восприятие проблем ¤ Поиграйте с понятиями больших и маленьких проблем. Продвигайтесь к пониманию того, что всё это вопрос собственного мнения о проблемах. " Вспомни большую проблему, которая казалась маленькой" " Вспомни маленькую проблему, которая казалась большой" " Вспомни свою прошлую проблему, которая не была проблемой для кого-то другого" " Вспомни о прошлой проблеме кого-то другого, которая не была проблемой для тебя" 10. Решения как проблемы ¤ Исследуйте, каким образом проблемы и решения являются двумя сторонами одного и того же явления. Например, решение часто само становится проблемой. " Придумай решение" " Как оно может быть проблемой? " " Придумай проблему" " Как она может быть решением? " 11. Когда и где не проблема Попросите клиента вспоминать свои прошлые проблемы и замечать, что они не были бы проблемами в других временах и местах. Это доводит до клиента идею, что проблема не всегда проблема. Всегда есть ситуация, в которой она на самом деле не проблема. " Вспомни свою прошлую проблему" " Когда она не была проблемой? " " Где она не была бы проблемой? " " Назови мне проблему, которая у тебя когда-то была" " Есть ли время, когда это не было бы проблемой? " " Было ли это проблемой до того, как появилось у тебя? " " Сейчас это проблема? " " Есть ли ситуация или физическое место, где это не было бы проблемой? " " Почему это там не было бы проблемой? " 12. Появляется и пропадает ¤ Займитесь той идеей, что проблемы могут вдруг появляться или вдруг исчезать. Это раскрывает способность по своему желанию делать так, чтобы проблемы исчезали. " Вообрази, что появилась проблема" " Вообрази, что проблема исчезла" 13. Как иметь проблему ¤ Исследуйте, как именно клиент ухитряется иметь проблемы. Мы занимаемся этим как способностью. Это само по себе переосмысление. " С чем у тебя были проблемы? " " Как ты это сделал? " 14. Желательные проблемы ¤ Вынесите на обсуждение идею, что проблемы могут быть желательными. Что в них нет ничего от природы " плохого", а всё это зависит от мнения о них. Еще что иногда может быть нежелательно не иметь проблем, например может быть скучно, когда нечего решать.
" Придумай какие-то желательные проблемы" " Придумай какие-то нежелательные отсутствия проблем" 15. Хотелось бы иметь ¤ Спросите о проблемах, которые человеку хотелось бы иметь. Что-то в духе " чтобы Мадонна всё время мне звонила и приглашала вместе пообедать". Получите удовольствие от этого. " Скажи, какие проблемы ты хотел бы иметь" 16. Не проблема ¤ Спросите о ситуациях, которые не являются проблемами, и о людях, у которых нет проблем. " Что не является проблемой? " " У кого нет проблем? " 17. Проблема сейчас ¤ Пусть клиент обратит внимание на то, есть ли у него какие-то проблемы прямо сейчас. Направьте его к тому, чтобы он отвечал только в настоящем. Если он отвечает, вспоминая или предполагая, верните его внимание к восприятиям настоящего времени. Если он воспринимает, что проблема есть здесь прямо сейчас, пусть он подробно опишет, какие же восприятия он воспринимает. Возможно, клиент осознает, что проблема существует только в его теперешних восприятиях. " У тебя есть проблема прямо сейчас? " " Она здесь именно сейчас? " " Как ты воспринимаешь, что она здесь есть? " 18. Особенности восприятия проблем ¤ Возьмите одну или несколько проблем, которые по мнению клиента у него есть. По каждой из них узнайте, из каких конкретно особенностей восприятия состоит проблема, или с какими особенностями она связана. Узнайте, как именно проблема ощущается и где, узнайте конкретные явления, которые клиент видит, слышит или ощущает, и интерпретирует их как проблему. " Назови мне проблему, которая у тебя сейчас есть" " Как ты её воспринимаешь? " (Сосредоточьтесь на внутренних восприятиях, а не на внешних ситуациях, с которыми клиент связывает проблему) " Где ты ощущаешь её в своем теле? " " Она тяжелая или легкая, горячая или холодная, движущаяся или неподвижная, твердая или воздушная, и т. д. "
(Узнайте много подробностей, пусть клиент хорошо углубится в это и почувствует, что это такое) " Откуда ты знаешь, когда иметь эту проблему; какие восприятия её включают? " 19. Проработка постоянной проблемы ¤ Найдите область, в которой у клиента есть постоянные проблемы, которые не решаются. " С чем у тебя всегда проблемы? " или " В какой области у тебя постоянные проблемы? " или " Что неразрешимо в твоей жизни? " Получите общее название для области. Это может быть тема, например " Найти работу", или человек, например " Джо". Интенсивно проработайте эту область как проблему, применяя к ней разнообразные техники, пока она не перестанет казаться проблемой в реальной физической жизни человека. - Проблемы с конкретной темой - 20. Больше и меньше чем ¤ Пусть клиент обнаружит проблемы других размеров, чем данная. Это поощряет клиента разместить проблему по отношению к другим явлениям, и он учится думать в этой области. " Придумай проблему больше, чем ___. " " Придумай проблему меньше, чем ___. " 21. Старался решить ¤ Рассмотрите, как человек старался решить или не решать проблему. Это обращает внимание клиента на то, что он что-то делал в связи с проблемой, и еще что он, возможно, участвовал в сохранении этой проблемы. " Как ты пытался решить ___? " " Как ты пытался не решать ___? " 31. У кого это было ¤ Посмотрите, у кого еще была эта проблема. Может обнаружиться, что клиент просто копирует чье-то поведение, или могут обнаружиться новые ресурсы. В любом случае клиент немного отвлечется от проблемы. " Для кого ___ было проблемой? " " Что он сделал насчет этого? " 32. Ответственный за ¤ Пусть клиент обратит внимание на ответственности в проблеме. Насколько он может быть за нее ответственен, насколько за нее ответственен кто-то другой, и так далее. Мы используем ответственность не как вину, а как готовность заявить о себе как о причине. Проблема—это по своей природе недостаток принятия ответственности. " За какую часть ___ ты можешь быть ответственным? " " За какую часть ___ ты можешь сделать других ответственными? " " За какую часть ___ ответственны другие? " " За какую часть ___ ты можешь сделать себя ответственным? " 33. Сравнимая величина ¤ Когда есть проблема, часто не хватает выбора. Нам нужно поощрить клиента увидеть, что его проблема похожа на другие проблемы, которых у него нет, но могли бы быть. Это знакомит клиента с той идеей, что он может выбирать проблемы. Еще это учит клиента думать об этой теме, потому что отсутствие чего-то сравнимого сковывает умственные способности.
" Придумай проблему похожего размера с ___. " 34. Решение другой проблемы ¤ Проблема часто является " решением" чего-то другого, которое хуже, но о котором клиент забыл. Вопросы об этом прежде всего изменят точку зрения. Это другой взгляд на проблему, что она возможно является решением, так что проблема немного переосмыслится в направлении большей причины. Но мы к тому же можем действительно обнаружить, решением чего была проблема, внести ресурсы по-другому и сделать " решение" ненужным. " Решением чего является ___? " 35. Почему это проблема ¤ Люди считают само собой разумеющимся, что определенные ситуации—это " проблемы". Мы не будем слишком доверчивыми, давайте выясним, ПОЧЕМУ это проблема. Из-за чего это проблема, что человек считает в этом проблематичным, какие самые важные элементы проблемы. Это скорее всего выявит какие-то фиксированные идеи, или по крайней мере какие-то подробности восприятия. " Почему ___ проблема? " 36. Две стороны ¤ Можно определить проблему как две равных по величине противостоящих силы, останавливающие друг друга. В связи с этим мы можем исследовать, что это за две силы. Люди обычно сосредотачиваются на части находящейся между силами, называя её " проблемой". Рассмотрение участвующих сил и осознание возможности выбора может дать больше свободы. " Что является одной стороной проблемы? " " Что является другой стороной проблемы? " 37. Неизвестно ¤ Если бы всё в ситуации было известно, можно было бы просто выбрать, что предпочитаешь, и проблемы бы не стало. Так что давайте выясним, что неизвестно. " Что неизвестно насчет ___? " 38. Вообрази, что есть ¤ Воображая проблемы, можно восстановить контроль над автоматическим их созданием. " Вообрази, что у тебя есть проблемы с ___. " " Вообрази, что у тебя нет проблем с ___. " 39. Рассмотри часть ¤ С помощью разделения проблемы на части и их рассмотрения, в ней увеличивается свобода выбора. " Какую часть ___ ты можешь рассмотреть? " " Какую часть ___ должен рассмотреть кто-то другой? " " Какую часть ___ могут рассмотреть другие? " " Какую часть ___ ты должен заставить себя рассмотреть? " 40. Думать насчет ¤ Проблемы состоят в способе мышления насчет ситуации. Это может стать более очевидным, если выделить роль мышления в проблеме. " Что ты думаешь насчет твоей проблемы с ___? " " Что другие думают насчет твоей проблемы с ___? " 41. Кажется ¤ Часто можно смягчить проблему, если просто снова и снова просить человека рассмотреть проблему и сказать, какой она кажется. Клиент может заметить, что она меняется. " Какой ___ тебе кажется сейчас? " " Как тебе теперь ___? " Проблемы с конкретным человеком или группой 42. Где находится ¤ Когда можешь отличить себя от проблемы, становится легче что-то сделать в связи с этим. Проблемы являются проблемами отчасти потому, что они невидимы и не рассматриваются отдельно от себя. " Где находится ___? " " Где ты? " 43. Кто причина ¤ Проблемы ничего не причиняют сами по себе, это всего лишь умственные конструкции. Но мы часто говорим о них как о причине. Выявляя это, можно прояснить, кто же на самом деле является причиной. " Какую проблему ___ у тебя вызвал? " " Какую проблему ты вызвал у ___? " " Какую проблему ___ вызвал у других? " " Какую проблему ты вызвал у себя из-за ___? " 44. В чем проблема ¤ Два человека, между которыми есть проблема, наверное совсем по-разному её воспринимают. Можно раскрыть это, рассматривая проблему с обеих сторон и замечая, что это на самом деле две разные проблемы. " В чем у ___ проблема с тобой? " " В чем у тебя проблема с ___? " 45. Посмотреть в лицо ¤ Проблемы появляются из-за того, что человек не решается посмотреть в лицо тому, что на самом деле происходит. Проблемы—это механизмы избегания реальной ситуации. " Чему ты можешь посмотреть в лицо насчет ___? " " Чему тебе не хотелось бы смотреть в лицо насчет ___? " 46. Ответственность за другого ¤ Проблемы—это еще механизм ухода от ответственности за происходящее. Находя то, за что она может взять ответственность, личность движется в направлении решения проблемы. " В чем ты ответственен за ___? " " В чем ___ ответственен за тебя? "
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|