Прояснение значения
Перед вами разнообразные способы разбираться со значением чего-то. Это может быть очень полезно делать со всем, с чем у человека проблемы, или с тем что нежелательно. Потому что если он не знает, что это значит, то как же он сможет это разрешить или достичь этого? Забавно, что когда человек проясняет значение чего-то, оно перестает быть таким, как он считал раньше. 1. Что это значит? ¤ Может быть мощной техникой просто прояснять значение чего-то. Это лучше всего делать с дружественной, непредвзятой настойчивостью, чтобы получать реальности, а не абстрактные идеи. Реальности можно воспринимать какими-то чувствами. У них есть особенности восприятия. Они конкретные и точные, а не общие и туманные. Идея здесь в том, чтобы построить связь личности с теми реальностями, к которым она проявляет интерес. Когда личность установила связь с реальностями, они редко представляют собой какие-то проблемы. Проблема—это когда слова и символы мешают личности и она еще не поняла, что слова и символы не реальны. " Что это для тебя значит? " " Какое у тебя определение ___? " " К какому опыту относится ___? " " Что ты воспринимаешь насчет ___? " 2. Результат ¤ Прояснение желательного результата—само по себе блестящий процесс. Часто больше ничего и не нужно. Или по крайней мере гораздо легче предпринять действия, когда известен желательный результат. Вот критерии, из которых состоит полный результат: 1. Он должен быть сформулирован положительно. Просто избавление от чего-то не подходит как результат. Чего ценного для себя он желает вместо этого? Это должно быть что-то конкретное и желательное. 2. Должен быть какой-то конкретный воспринимаемый признак достижения результата. Должна быть возможность проверить, есть ли у человека результат или нет. И это должна быть не просто идея, а конкретное воспринимаемое доказательство. Откуда человек будет знать, что результат достигнут?
3. Должны быть определлены обстоятельства. Когда результат желателен, где и с кем? Чтобы превратить желаемый результат в реальность, нам нужны подробности, где и как он воплотится в жизнь. 4. Результат должен быть во власти самого человека. Надежда на то, что кто-то другой просто начнет вести себя по-другому, не подходит как результат. Результатом должно быть что-то, что делает и поддерживает сам человек. Оно не должно зависеть от везения или действий кого-то другого. 5. Результат должен вписываться в экологию жизни человека. Он должен соответствовать всему остальному, что человек делает или хочет делать. Как получение результата отразится на его жизни? Может ли быть какая-то польза от того, что он не будет достигнут? Есть ли какие-то положительные или отрицательные побочные результаты? 3. Процедура творческого определения значения ¤ Вот шаги, которые можно использовать, чтобы разобраться с определениями или ассоциациями слова или понятия. Идея в том, что слово не просто определяется другими словами. Его значение—это те ассоциации, которые конкретная личность с ним связывает. Эти шаги можно использовать для слова, на котором клиент особенно зациклился. Еще их можно использовать для общих слов, с которыми полезно разобраться, например " любовь", " будущее", " смерть", " старение", " успех", " неудача", и так далее. 1. " Что слово ___ означает или подразумевает? " 2. " Назови мне несколько вещей, к которым слово ___ не относится" 3. " Назови мне несколько вещей, для понимания которых можно использовать слово ___. " 4. " Назови мне несколько вещей, для описания которых нельзя использовать слово ___"
5. " С чем связано слово ___? " 6. " С чем не связано слово ___? " 7. " На что похоже слово ___? " 8. " От чего отличается слово ___? " (Выясните, чем отличается) 9. " Может быть, что-то повлияло на твое понимание слова ___? " 10. " Может быть, нужны какие-то убеждения, чтобы придать смысл слову ___? " 11. " Приведи мне пример неправильного понимания слова ___" 12. " Как именно ты мог бы передать твое понимание слова ___ другому человеку? " 13. " Каким слово ___ кажется тебе сейчас? " Если нужно, добавьте: 14. " Что правильно в твоем понимании слова ___? " 15. " Как твое определение слова ___ помогает тебе быть свободным? " 16. " Как твое определение слова ___ помогает тебе достигать успеха в жизни? " 4. Искажения и пропуски ¤ Высказывания людей часто немного искажены и пропускают часть информации. Язык—это все-таки символическое упрощение. Можно получить ценную информацию, выяснив, что именно было пропущено или искажено. Это говорит нам о том, как действует ум этого человека. В речи, которую использует человек, мы наблюдаем " поверхностную структуру". Но замечая, что искажено или пропущено, и пытаясь это восстановить, можно получить представление о " глубокой структуре". Вот самые распространенные искажения и пропуски, и примеры того как с ними разбираться. 1. Простой пробел: Упущены подробности. Не включена движущая сила или предмет деятельности. К: “Я злюсь” Ф: “Из-за чего ты злишься? ”, “На кого ты злишься? ” 2. Обобщенные ссылки: Обобщены люди, вещи и события. Не говорится, что это конкретно. К: “Это неважно” Ф: “А что именно неважно? ” 3. Пробелы в сравнении: Делается видимое сравнение без указания того, с чем что-то сравнивается. К: “Лучше уйти” Ф: “Лучше уйти, чем что? ” 4. Потеря исполнителя: Пропущен авторитет, источник или исполнитель. Оценки и суждения без источника. К: “Хорошо быть вежливым” Ф: “По чьим словам это хорошо? ”, “Для кого это хорошо? ” 5. Указание на необходимость: То, что человек должен/не должен, обязан / не обязан делать, что необходимо, что нужно делать. Пропущены последствия, точные причины и следствия.
К: “Я должен о ней заботиться” Ф: “Что произойдет, если ты будешь о ней заботиться? ” “Что произойдет, если ты не будешь о ней заботиться? ” “Что не произойдет, если ты будешь о ней заботиться? ” “Что не произойдет, если ты не будешь о ней заботиться? ” 6. Указание на возможность: То, что человек может/не может, мог бы/не мог бы, сможет/не сможет сделать. Это возможно или невозможно. Не включено причинение. К: “Я не могу стать лучше” Ф: “Что тебе мешает? ” 7. Причина и следствие. Говорится, что будто бы один человек является причиной состояния другого человека, без подробностей того, как он это делает, и как будто сам человек не может ничего с этим поделать. Не включено собственное причинение. К: “Она меня огорчила” Ф: “Как именно она тебя огорчила? ” “Что бы случилось, если бы ты не огорчился? ” “Бывает ли, что ты не огорчаешься в такой ситуации? ” 8. Указание на всеобщность: Что-то обобщается как происходящее всё время или как никогда не происходящее. Такие слова, как все, всё, всегда, всё время, никогда, никто, каждый, ни один, только. Подробности и исключения пропущены. Нет примеров обратного. К: “Меня никто никогда не слушает” Ф: “Тебя НИКОГДА никто не слушал? ” “Ты можешь вспомнить случай, когда кто-то тебя слушал? ” “Что бы случилось, если бы кто-то стал тебя слушать? ” 9. Неуточненный глагол: Общий глагол, который не описывает, что на самом деле происходит. Доверять, любить, нравиться, поддерживать, помогать. Пропущены конкретные происходящие или желательные действия. К: “Она меня не любит” Ф: “А какие её действия говорят тебе об этом? ” “Как именно она тебя не любит? ” 10. Чтение мыслей: Заявление о знании внутреннего состояния сознания кого-то другого, или ожидание от кого-то другого знания собственного состояния. Это скорее всего искаженная догадка, или по крайней мере пропущены подробности, каким образом это известно. К: “Она не заботится обо мне” Ф: “Откуда ты это знаешь? ” “Какие именно её действия сказали тебе об этом? ” 11. Превращение глаголов в существительные (номинализация): Слова, описывающие процессы (глаголы), преобразованы в вещи (существительные). Человек думает о чем-то как о застывшей вещи, тогда как на самом деле это происходящее сейчас действие.
К: “Мне не хватает уверенности” Ф: “А в чем ты должен быть более уверен? ” 5. Ложная информация ¤ Ложная информация—это информация, на основе которой действует человек, но которая неверна, обманчива или неприменима. Это хороший повод иметь неприятности в какой угодно области. В особенности нужно искать ложную информацию, если у человека вроде бы есть все требующиеся умения и знания, но он почему-то не может делать то, что нужно, в определенной области. Первым делом нужно выделить область, в которой скорее всего есть ложь: " Что ты слышал о ___? " " На основе какой информации ты действуешь? " " Может быть, в ___ есть что-то бессмысленное? " " Может быть, в ___ есть то, чего ты не понимаешь? " " Может, в ___ есть что-то бесполезное? " " Какие основные принципы в ___? " " Какая информация не вписывается в общую картину? " " Может, есть какие-то причины не делать ___? " Затем нам нужно выловить конкретную ложную информацию в этой области: " Может быть, какие-то из этих сведений неправильны? " " Какую ложную информацию ты получил? " " Может быть, кто-то дал тебе информацию по этой теме? " Когда вы получили то, что возможно является ложной информацией, проверьте это: " Кто так сказал? " " Когда это было, где был ты, где были они? " " Какие были конкретные обстоятельства, что ты видел, слышал, чувствовал? " " Как эта информация соотносится с тем, что ты знаешь еще? " " Относится ли эта информация к тебе? " " В какой ситуации эта информация может подойти, если такие ситуации вообще есть? " " Есть ли лучшая альтернатива? "
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|