Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природа и специфика философских проблем. Метафизика как учение о предельных основаниях человеческого бытия и познания.




Философия формулирует рациональные, философско-теоретические, логически выверенные истины. Не может быть алогичной философии, не может быть алогичной философской истины.

Вместе с тем философская истина – это не только теоретическая абстракция, построенная по законам логического мышления. Истина процессуальна в том смысле, что представляет собой не просто статичное знание (теоретико-логическую конструкцию), но такое знание, которое рассматривается в контексте его становления и принципиально открыто для критики и изменения (уточнения, «приращения»). Не овладение истиной как «вещью», которой можно владеть, но процесс поиска истины как реализация мышления. Истинное знание (мудрость, как говорили древние греки) не тождественно многознанию, которое «уму не научает». Таким образом, философии нельзя выучиться, усвоив одну или несколько философских систем. Философия – это особый стиль мышления, условно именуемый «философским», а по существу являющийся конструктивно-логическим, понятийно-категориальным. Овладение философией – это овладение особым стилем мышления, культурой мышления.

Философское знание, в отличие от научного знания, не носит принудительного характера. Это следует понимать и в том смысле, что философия – это не всегда ответ, но всегда – вопрошание (постановка вопроса). Для философского мышления особую значимость имеет сама постановка проблемы. Отсюда сократовское понимание процесса философского мышления как диалога, направленного на постижение истины. При этом исходной точкой и для начала диалога, и для перехода диалога на новый «виток», является вопрос. Именно умение «увидеть» вопрос там, где неглубокому уму «все ясно», а также умение формулировать проблемы (вопросы), составляет специфику культуры философского мышления.

Проблема – это вопрос, имеющий важное теоретическое или практическое значение. Философские проблемы характеризуются следующим:

1. предельный характер;

2. принципиальная неразрешимость.

1. Предельный характер философских проблем связан с тем, что философские вопросы касаются наиболее общих основ бытия и мышления. Эти вопросы «мигрируют» из эпохи в эпоху, получая то или иное рациональное решение, предопределяемое социокультурной ситуацией (мировоззрением эпохи) и личностью философа. Философия отвечает только на предельные (глобальные) вопросы, осознавая, что для окончательного ответа имеющихся в распоряжении данной культуры знаний недостаточно. Предельность означает, что исследуется не та или иная часть предмета, а предмет в целом.

2. История философии есть история человеческого мышления, которое ставит проблемы и работает над их решением. Философы работают над решением проблем, «оттачивая» инструменты познания, что и определяет значимость философии. Если же какая-то проблема получает общезначимое решение, то, «что на необходимой основе признается каждым, становится тем самым научным знанием и не является больше философией» (К.Ясперс).

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...