Проблема времени в «Исповеди» Августина. Мера времени. Время и душа человека.
В произведении Августина «Исповедь» рассматривается проблема времени, его мера, а также соотношение с душой человека. По мнению Августина, чтобы понять время, его нужно рассмотреть во всей полноте, т.е. рассмотреть прошлое, настоящее и будущее. Также длительным время делает множество преходящих мгновений, которые не могут не сменять одно другое. Всё прошлое вытеснено будущим, всё будущее следует за прошлым. Если бы ничто не проходило, не было бы прошлого времени; если бы ничто не приходило, не было бы будущего времени; если бы ничего не было бы, не было бы и настоящего времени. А если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило бы в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность. Итак, мы говорим «долгое время», «краткое время» и говорим это только о прошлом и будущем. Но мы не найдём ничего, что было бы долгим: прошлое прошло, и его больше нет. Настоящее еще не прошло, но ещё не исчезло, хотя настоящее - это миг (до настоящего момента все - прошлое, а после, еще не наступившее будущее). Настоящим можно назвать только тот момент во времени, который невозможно разделить хотя бы на мельчайшие частицы, длительности в нем нет. Будущее тоже нельзя назвать долгим, (его ещё нет) но когда оно станет возникать, то сразу же станет настоящим, а настоящее долгим быть не может. Однако, мы понимаем, что такое промежутки времени, сравниваем их между собой и говорим, что одни длиннее, а другие короче. Мы даже измеряем, насколько одно время длиннее или короче другого, или же промежутки времени равны. Мы измеряем время только пока оно идёт, т.к. измеряя, мы это чувствуем. Пока время идет, его можно чувствовать и измерять. Говорят, что будущее «видят», но видят не его, а его причины или признаки Þ Не будущее, а настоящее предстает перед нами и по нему предсказывается будущее, представляющееся душе. (Пр. Если бы я не представлял себе в душе восход, как представляю сейчас, когда о нем говорю, я не смог бы его предсказать.) Ни будущего, ни прошлого нет.
Есть 3 времени - настоящее прошедшего, наст. Настоящего и наст. Будущего, кот. Сущ. только в нашей душе. Наст. Прошедшего - это память, наст. Настоящего – это созерцание, наст. Будущего – это ожидание. Мы измеряем время, пока оно идет. Наст измеряется пока проходит, когда оно прошло, его не измерить. Каким путем и куда идет время? Только через настоящее. Я слышал от одного ученого человека, что движение солнца, луны и звезд – есть время, но я с этим не согласенÞсчитать временем движение всех тел нельзя (пример, если бы светила небесные остановились, а гончарное колесо продолжало двигаться, то не было бы и времени, которым мы бы измеряли его обороты. Но колесо шло неравномерно, замедляя свой ход или ускоряя его. Одни обороты длились дольше, другие меньшеÞ мы говорим о времени. Днем называется не только время, когда солнце находится над землей, но и время, за которое оно совершает весь свой круговорот от восхода до восхода. В понятие «столько-то дней» включаются и ночи. Ночное время не высчитывается отдельно. Полный день Þ определяется движением солнца. Что же такое день? Само это движение.Þ Время есть некая протяженность. Всякое тело может двигаться только во времени. Само движение тела не является временем. Когда тело начинает двигаться, то я временем измеряю, как долго от начала движения и до прекращения его оно находилось в движении. И если я не видел, с какого времени тело начало двигаться, то я не могу измерить продолжительности движения. Разве что за время, с какого я это тело увидел и до того, как перестал его видеть. И если я его вижу длительно, то я могу заявить только то, что прошло много времени, не определяя точно его продолжительности, т.к. продолжительность определяется сравнением (ПР срок вдвое больший). Если тело и движется иногда по-разному, а иногда и останавливается, то мы можем измерить временем не только движение, но и остановкуÞ время не есть движение тела. Я измеряю движение тела временем, измеряю само время (Пр. мы измеряем величину стихотворения числом стихов, длину стиха- числом стоп и т.д.)Þ А кажется, что время есть ни что иное как растяжение, возможно самой души.
Звук можно измерить, пока он звучит, в будущем и прошлом нельзя, т.к. его еще нет. Мы его измеряем, пока он звучит определенный промежуток времени. Измеряем звук, пока он звучитÞ мы измеряем промежуток между каким-то началом и каким-то концомÞ звук еще не умолкший нельзя измерить. Когда же он умолкнет, его уже не будет. И все же мы измеряем время – не то, которого еще нет, и не то, которого уже нет, а мы измеряем время не прошедшее, не будущее и не настоящее, и все же мы измеряем время. Þ Я измеряю что-то в моей памяти, что прочно закреплено в ней. Я измеряю время в своей душе. Впечатление от проходящего мимо остаются в душе и его-то, сейчас существующее, я измеряю, а не то, что прошло и его оставило. Вот его я измеряю, измеряя время. Допустим, кто-то захотел издать продолжительный звук, предварительно установив в уме его будущую длительность. Человек молчаливо определил промежуток времени, запомнил его и тогда уже начал его издавать. И он будет звучать до положенного срока. Итак, существующее в настоящем переправляет будущее в прошлое; уменьшается будущее - растет прошлое. Уменьшается или исчезает будущее только потому, что это происходит в душе, и только в ней существует 3 времени. В душе есть память о прошлом. В душе настоящее проходит мгновенно, наше внимание переводит в небытие то, что появится. Длительно не будущее время – его нет. Длительное будущее – это длительное ожидание будущего. Длительно не прошлое, которого нет; длительное прошлое - это длительная память о прошлом.
Читайте также: Adv недавно, последнее время Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|