Ренессансный неоплатонизм (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола).
Неоплатонизм Ренессанса: определен переоткрытием учений Платона.
Марсилио Фичино (1433-1488гг.) жил во Флоренции. У него собирались философы тех дней, и это общество называлось «Флорентийская платоновская Академия»: переводы, создание собственных философских произведений, «естественная магия». Он говорил: «Философия – ученая религия». Гермес Трисмегист – это вымышленный автор, ему приписывалось создание трактатов. Человек – посредник всех мировых/космических сфер. Он – микрокосма, он связан с миром, он всемогущ! Гуманисты же ограничивались вопросами этики, антропологии, и т.д. Но при этом не затрагивали антологических наук (размытые представления о Боге, и т.д.).
Неоплатоника: идея о гармоничной взаимосвязи между космическим и земным. Отсюда и следует идея о внутреннем единстве космического. Бог же существует в рамках отрицательной и в рамках положительной идеологии. Бог – это бестелесное, единое, свет. Он – иное всему, что существует, он невыразим. С положительной точки зрения – это Благо, существующее везде.
У Фичино, Бог – это всеобщая природа вещей, но она не ограничена только физическим космосом; природа растворяется в нем, она ему подчинена. Фичино также говорит об иерархии и одновременном единстве мироздания. В этой иерархии выделяется 5 ступеней: 1. Бог – это неподвижное начало/единство. 2. Ангел (=ум) – в уме Бог запечатлеет формы. Т.е. тут происходит рождение всего сущего. Ум – вместилище форм, неподвижная множественность. 3. Душа – центр. Благодаря ней и существует это единство, она распространяет жизнь в вещах! Это жизнь и движение, совершенное множество, объединяющее все! 4. Качество – оно ограничивает материю.
5. Материя (=телесная масса) – что-то бесформенное, однако реальное. Это начало всех вещей. А природа – бесконечно делима! Эманация – восхождение от низших ступеней к высшим. Круговая взаимосвязь всего базируется на любви! «Мощь человека почти подобна величию Бога». Одна из важнейших характеристик благо – родства человека есть свобода.
У Фичино существует трактат, где описывалась концепция всеобщей религии, где высшим воплощением истины является христианство. (Однако, другие религии были ничем не хуже.) Отсюда, множественность религиозных культов есть суть проявления заботы Бога о людях, т.е. чтобы ни в одной из эпох не оставить их без религии).
Пико делла Мирандола (1463-1494гг.) – последователь Фичино. Он учил различные религиозные учения, умер рано (возможно, от яда). Он написал более 900 тезисов о достоинстве и чести человека. Он говорил, что мироздание состояло из 3-х ступенчатой иерархии: Ø Ангельское Ø Небесное Ø Элементарное Бог же находится вне этой иерархии, он во всем! Человек также вне ее. Красота богу не присуща, она возникает после него. Красота – это нечто несовершенное, поэтому богом быть не может. Человек же – это особый 4ый мир; он пронизывает их всех и связывает все. Он является вертикальной ступенью, тогда как 3 изначальные – горизонтальные. Он – реальный микрокосма, он всемогущ! Н.Кузанский (1401-1464гг.) – его труды подготавливали почву новому времени и новым учениям. Он родился в Германии, родом был из крестьянской семьи. Учился в школе «братьев общей жизни». (Отсюда и его глубокая религиозность.) В 1448г. Он становится кардиналом и много делает для объединения церквей.
Понятие единого является центральным в философии Кузанского. У него единое противопоставлено множеству! «Единое тождественно бесконечному. Бог есть все, это абсолютный максимум». Бог – абсолютный максимум, тождественный абсолютному минимуму. Отсюда и совпадение противоположностей! Вся полнота возможностей заключена в Боге.
Единое выступает в качестве меры. Единое как бесконечное. Перед лицом бесконечности предметы утрачивают свою конечность.
Оформленная материя – это нечто конечное. Поэтому она более низшая, чем абсолютная материя. Также он говорит об иерархии промежуточных ступеней Бытия. Чтобы ее преодолеть, Кузанский использует понятие развертывания (развертывание того, что «содержится» в Боге. Т.е. самопознание).
Античность видела в парадоксах оружие разрушения. Кузанский же рассматривает их в качестве орудий созидания! Для него арифметика – это приблизительное знание, т.е. конечных чисел быть не может. Понятие бесконечности сопрягается с единицей! Также Кузанский говорит о неточности астрономии (нет центра и окружности у мироздания, ибо они совпадают). Поэтому он выводит тезис об относительности любых точек отсчета. Механические знание становится центром математического знания.
Читайте также: Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|