Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники нормативно-правового регулирования при международном информационном обмене. Концепция обеспечения информационной безопасности




 

Источниками норм, касающихся содержания массовой информации, являются международно-правовые акты, такие как Декларация ООН о средствах массовой информации и правах человека, Декларация ЮНЕСКО "Об основных принципах, касающихся средств массовой информации в укреплении мира и международного взаимопонимания и в развитии прав человека", международные конвенции, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

На универсальном уровне проблемы политики в области международных обменов массовой информацией обсуждаются в рамках учрежденного в 1978 году Комитета ООН по информации и специализированных комитетов ЮНЕСКО. Специалисты различных стран на регулярных научных форумах, проводимых по инициативе Международного союза электросвязи, предсказывают неизбежность радикальных изменений в области международно-правового регулирования электросвязи вследствие бурного развития информатики и предвидимого в обозримом будущем формирования единой мировой коммуникационной системы, которая соединит спутники связи, банки данных различных стран, теле - и радиовещание, телефонную связь. Формирование единого всемирного "информационного поля" потребует и адекватных международно-правовых решений.

Одним из наиболее заметных явлений глобализации является развитие сети Интернет. Развитие Интернета находится в поле внимания не только государств, но и международных организаций. Особое воздействие на "мировую паутину", без сомнения, оказывает ООН. В перечень глобальных задач повестки дня ООН входит развитие и глобальное распространение информационных технологий и, разумеется, Интернета как системы непрерывного обращения информационных потоков.

В рамках ООН происходит формирование международно-правового обеспечения регулирования сети в глобальных масштабах. Развивающаяся рекомендательная база является результатом деятельности ООН в данной сфере. Указанную базу составляют резолюции одного из главных органов ООН - Генеральной Ассамблеи, ее второго комитета. Немаловажную роль имеют и резолюции другого главного органа ООН - ЭКОСОС. Помимо этого, важнейшие инициативы исходят от Генерального секретаря ООН, который выступает с различными предложениями по вопросам управления и использования Интернета в глобальном масштабе.

В качестве международно-правовых оснований деятельности ООН в рассматриваемой сфере выступают положения Устава ООН, Международных пактов по правам человека, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, решения международных конференций, например Всемирной встречи на высоком уровне по вопросам информационного общества/ВВВУИО (женевский этап 2003 г., тунисский этап 2005 г.).

Координационным центром общесистемной деятельности, в частности деятельности по обзору и оценке прогресса в осуществлении решений ВВВУИО и реализации итоговых документов, выступает ЭКОСОС, содействие которому оказывает Комиссия по науке и технике в целях развития. ЭКОСОС призван осуществлять надзор за последующей деятельностью по выполнению решений женевского и тунисского этапов ВВУИО. Конечно, понятие "надзор" следует истолковывать как наблюдение, связанное с оценкой и обзором последующих шагов и инициатив.

ООН стремится к достижению целей многостороннего обсуждения многостороннего сотрудничества по развитию, управлению и использованию Интернета с помощью выработки не только рекомендательных источников международного права, но и различных организационных инструментов, которые содействуют реализации ее обязательств по развитию и использованию ICT в целях развития. Так, важное значение в политике ООН в сфере развития Интернет имеет международная Комиссия по развитию цифровых технологий, созданная по инициативе Генерального секретаря ЮНЕСКО и Генерального секретаря Международного союза электросвязи и включающая представителей частного бизнеса и гражданского общества из различных государств. При Генеральном секретаре ООН действует Специальный советник по вопросам управления Интернетом; вопросами управления использованием Интернета также занимается Департамент по экономическим и социальным вопросам.

Лидирующую роль в выработке глобального консенсуса по вопросам управления Интернетом играет Форум по вопросам управления Интернетом, ставший итогом встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества в 2005 г. Мандат Форума предусмотрен п. п.72 - 73 Тунисской программы. Организация проведения Форума возложена на Генерального секретаря ООН, который действует через Консультативную группу, являющуюся бюро Форума. Правовым основанием полномочий Генерального секретаря по созыву Форума стал п.67 Тунисской программы для информационного общества, где Генеральному секретарю было предложено создать новый форум (первоначально на пять лет) для проведения политического диалога с участием многих заинтересованных сторон. Генеральная Ассамблея в п.17 Резолюции 65/141 продлила мандат Форума еще на пять лет при одновременном признании необходимости его совершенствования и увязки с более широким диалогом по вопросам глобального управления Интернетом.

Информационно-коммуникационные технологии не способны изменить жизнь людей на планете в лучшую сторону, если не будет обеспечен широкий доступ к их использованию. Организация рекомендует правительствам и частному сектору развивать сектор мобильного Интернета с учетом того, что вложения в него окупаются достаточно быстро. Однако на пути достижения этих благих целей возникают проблемы самого различного характера.

Одним из таких препятствий выступает продолжающееся сохранение "цифрового разрыва".

В отношении перечня угроз и их негативных последствий достигнут универсальный консенсус. Однако по вопросам инструментов и мер обеспечения кибербезопасности глобальный консенсус еще не сформировался. Это выражается в том, что регулятивные способы достижения информационной безопасности на национальном уровне достаточно различны, и они не обеспечивают информационную безопасность в глобальных масштабах. Развитие ICT и Интернета исходит из цели наиболее эффективного осуществления и поощрения прав человека. С другой стороны, основой для регулирования отношений в информационной сфере Интернета как на международном, так и национальном уровне выступают информационные права и свободы человека. Право на информацию сегодня в условиях ICT-ориентированного развития и его эффективное осуществление и защита - одно из условий реализации всех остальных прав и свобод.

Разработанный более 11 лет назад стандарт по управлению информационной безопасностью BS 7799 не только стал одним из государственных стандартов Великобритании, но и получил заслуженное признание в международном сообществе.

Стандарт был создан на основе документа PD 0003 "Практические правила управления информационной безопасностью", разработанного Министерством торговли и промышленности Великобритании при участии специалистов ряда ведущих компаний и организаций, таких как Shell UK, Unilever, British Telecommunications, Британского компьютерного общества, Ассоциации британских страховщиков и др.

Согласно замыслу, основной задачей стандарта является разработка инструмента для создания эффективных систем информационной безопасности государственных и коммерческих организаций на основе современных методов менеджмента. В этом нормативном документе содержится исчерпывающий набор подходов к управлению безопасностью, которые включают в себя самые совершенные процедуры обеспечения информационной безопасности, используемые в разных странах.

Стандарт состоит из двух частей - BS 7799-1 и BS 7799-2, которые были приняты в 2005 году Международной организацией по стандартизации (кстати, Британский институт стандартов является одним из основателей ISO) и Международной электротехнической комиссией как ISO/IEC 17799 и ISO/IEC 27001 соответственно.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации угрозы национальным интересам России в информационной сфере поставлены в один ряд с угрозами в экономической, внутриполитической, социальной, международной, военной, пограничной, экологической сферах. В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Одной из основных задач определено противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России. Для решения поставленных задач сформулированы направления реализации стратегии, среди которых обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры России. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации выделяются четыре вида угроз информационной безопасности, одним из которых являются угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных систем.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...