Направления совершенствования международно-правового регулирования информационной безопасности
Одним из фундаментальных компонентов современного общества стало формирующееся глобальное информационное пространство, представляющее "систему национальных и международных социализированных институтов, обеспечивающих доступ к информации для правительств, широких кругов общественности". Оно выступает ареной столкновений интересов (политических, экономических), распространения знаний и сведений. Следует отметить, что ни одна страна, какими бы ресурсами она не обладала, уже не может развиваться успешно в изоляции от остального мира. В работе Е.Ф. Герштейна отмечается: "Интеграция в экономике проявляется в развитии взаимодействий между ее элементами при производстве, распределении, обмене и потреблении, появлении новых форм взаимодействий, возрастании целостных свойств систем". Применение информационно-коммуникационных технологий влияния на политическое сознание базируется на использовании следующих приемов: символизации, персонификации, создания образа врага, проведении исторических параллелей, расстановки информационных акцентов, фокусировки внимания на ритуалах, применении рациональных аргументов и лингвистических приемах, создании информационной перегрузки и визуализации информационных потоков. Глобальные телеканалы стали мощным фактором в формировании информационного общества, где большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Информационное общество также называют постиндустриальным. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы направлены на производство и потребление товаров, в постиндустриальном "обществе информации" производятся и потребляются в основном интеллект и знания. В этих условиях роль глобального обмена информацией в рамках вещания транснациональных телеканалов приобретает ключевое значение.
Однако глобализация новостей является процессом, который невозможно рассматривать в отрыве от контекста геополитических интересов тех стран, где базируются глобальные телеканалы. События последнего десятилетия наглядно показали, что в развитых странах могут быть успешно осуществлены практически любые сценарии внешнего управления их социальным и экономическим состоянием. Затраты на подготовку и проведение терактов несопоставимы с нанесенным уроном; Террористический акт 11 сентября 2001 г. и последовавшие за ним террористические акции показали, что объектом террористического нападения может оказаться государство в целом. При этом демократия и свобода слова оказались теми факторами, которые способствовали успешности такого нападения; Современный терроризм - это распределенная система сетевого типа. А такие системы невозможно уничтожить "точечными ударами": они способны к самовосстановлению. Возникает сложная дилемма, с одной стороны, государства ищут механизмы регулирования своих секторов Интернета, в частности путем подчинения их нормам национального законодательства. Аргументируется это тем, что нерегулируемое информационное пространство порождает серьезные угрозы для гражданского общества (распространение международных мафиозных и криминальных группировок, кибертерроризма). С другой стороны, граждане-пользователи, являющиеся участниками различных виртуальных сообществ (и верящие в саморегулируемость интернет-пространства) заинтересованы в минимальном государственном вмешательстве во всемирную паутину; Произошли принципиальные изменения в составе перечня угроз национальной безопасности, а именно резкое снижения порога устойчивости общества к информационным воздействиям - как внешним, так и внутренним.
Быстро растущая опасность со стороны международного терроризма подрывает авторитет государства. В частности, видя неэффективно обороняющееся от международного терроризма государство, граждане перестают видеть в государстве главную и незаменимую форму общественной организации. Методология информационного противоборства освоена террористическими организациями в мере, достаточной для внесения масштабных и долговременных корректив в параметры процесса общественного развития не только одного государства, но и всего международного сообщества. Налицо умение использовать манипуляционный потенциал эмоционально насыщенной информации, выстраивать художественную композицию, сценарий, создавать условия мотивации представителей СМИ к крайне невыгодному для стабильности общества способу освещения событий. Исходя из специфики сложившейся в США медиа-центрированной системы политической коммуникации, ориентированной на СМИ, апелляция к общественному мнению заменяет в стране переговорный процесс между властью и гражданами. Потому залог высокой общественной поддержки действий властей заключается в организации нужным образом внимания прессы к проблеме. В демократическом обществе СМИ становятся одним из механизмов целостной системы государственной безопасности. Но в силу действия основополагающих законов, СМИ утрачивают экономическую самостоятельность, переходя в фактическую собственность тех или иных социальных и экономических групп. При освещении терактов СМИ проявляется целый ряд негативных эффектов воздействия на аудиторию: дестабилизация общественного порядка, порождение паники, возвеличивание и рационализация поведения террористов и проявление сочувствия террористам, распространение террористической идеологии и формирование новых последователей и др. Информационное поведение США во время международных кризисов представляет собой комбинацию стратегий "побуждения", "отвлечения" и "конструирования имиджа". Первая предполагает организацию максимально широкой поддержки обществом политических решений руководства страны при одновременной стимуляции граждан на их реализацию. Вторая стратегия предполагает переключение внимания общества от обсуждения непопулярных проблем. Третья нацелена на формирование благоприятного имиджа правящей партии и на критику оппозиции.
Влияние американских ценностей на российское общество небезосновательно оценивается отдельными исследователями как "внешняя угроза национальной и экономической безопасности Российской Федерации, которая проявляется в реализации США имперской политики с целью противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе". США - стратегический партнер России в экономике, но с точки зрения геополитических интересов являются врагом номер один. Действие законов рыночной экономики, основанной на жесткой конкуренции, ведет к ускорению темпов жизненного цикла информации. Однако процесс анализа информации так и не подвергся автоматизации. Как следствие, новости, минуя этап осмысления журналистом, поступают на информационный конвейер. Современная модель оперативных СМИ ориентирована на подачу факта. В качестве основного преимущества этой модели рассматривается ее идеологическая нейтральность. Наиболее распространенным представлением о нейтральности и является отсутствие аналитического сопровождения факта. Подобная модель полностью согласуется с рыночным механизмом функционирования СМИ и базируется на ряде приемов, обладающим и побочным психологическим воздействием на потребителя новостей: придание мозаичности ряду новостей с внедрением блоков рекламы, создание ощущения спонтанности подбора новостей, иллюзии естественного потока событий; изъятие аналитического сопровождения: сокращение времени на подготовку сообщения за счет отказа от предварительной аналитической обработки;
констатация факта вне контекста, без формирования целостной композиции; стимуляция ложной познавательной активности потребителя сообщений с изъятием логики анализа и ориентацией на эмоциональное восприятие новостей; передача частных подробностей, создание эффекта "погружения" в ситуацию. Подобная модель лишь имитирует нейтральность и переориентирует потребителя на преимущественно эмоциональное восприятие сообщений. Аналитическая работа стала уделом тех видов СМИ, где оперативность - не главный козырь. В эту категорию попали солидные журналы, категория читателей которых немногочисленна, а реакция на горячие новости - просто отсутствует. При этом следует обратить внимание на специфическую роль СМИ, выполняемую ими в любом обществе - роль средства социальной адаптации и социальной идентификации личности. Если ранее - в период, предшествовавший возникновению СМИ - эту функцию выполняли религиозные институты, эпос и фольклор, то с появлением СМИ и ростом массовости их аудитории эти функции надежно закрепились за ними. Безусловно, основы норм социально одобряемого поведения закладываются образовательными учреждениями, но впоследствии индивид полностью переходит под "юрисдикцию" СМИ. Сходная ситуация (но с несколько иными акцентами) имеет сейчас место и в наиболее развитых государствах мира, в первую очередь США. Представления о расстановке мировых сил у подавляющего большинства граждан искажено пропагандистскими акциями последних лет. Благодаря мощному эмоциональному воздействию аудио - и видео - ряда, информация о неоспоримом превосходстве США закладывалась в сознание населения, минуя этап логического осмысления. "Информационные кампании в целом ряде зарубежных масс-медиа, направленные на формирование отрицательного восприятия руководства, отдельных политических деятелей, граждан страны и всех сторон ее жизни, привели не только к созданию столь негативного образа". В их ходе были вновь воспроизведены те отрицательные стереотипы о России, которые были созданы и апробированы еще в прошлые века и, как казалось, забыты после окончания "холодной войны". Они, представляющие нашу страну как объект для презрения и ненависти европейских государств и одновременно как угрозу безопасности Европе и США, были вновь использованы в антироссийской риторике. "В связи с этим можно увидеть двойственную природу глобализации: с одной стороны, - это процесс объективный, связанный со стремлением информационных групп увеличить свою прибыль; с другой - развитые страны проводят глобализацию мировой экономики в своих интересах и с непосредственным участием в продвижении своих ТНК на мировых рынках".
Информационный потенциал играет существенную роль в обеспечении безопасности общества и государства. Серьёзной проблемой, возникающей в связи с использованием информационных технологий разведывательными и военными учреждениями, является несовершенство международного права, которое практически не регулирует использование информационных технологий в военной сфере, хотя информационный потенциал - один из определяющих элементов военной мощи. Наиболее развитые государства используют его для достижения военных, политических и экономических целей. Инструментами информационного воздействия, таким образом, становятся информационные ресурсы - информация и технологии. Возникновение новых сфер межгосударственного сотрудничества приводит к "трансформации структуры и форм деятельности уже существующих организаций, а также к созданию новых, призванных решать актуальные проблемы международных отношений". Преимущества интеграционной формы взаимодействия в рассматриваемом союзе очевидны как с момента образования союза, так и на перспективу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|