Меры по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена
Государство должно сохранить за собой функции развития элементов производственной и социальной инфраструктуры, поддержки производства, поддержки научных исследований и разработок в этой сфере. Ситуация с регулированием внешнеинформационной деятельности была усугублена тем, что при этом изменялись и концептуальные подходы к данной проблеме: так, редакции Концепции национальной безопасности РФ 1996 г. и 2000 г. существенно отличались в отношении вопросов оценки места и роли России в мирохозяйственной сфере. Кроме того, в указанных ведущих нормативно - правовых актах, определяющих вектор развития регулирования внешнеинформационной деятельности, по-разному были определены и угрозы во внешнеинформационной сфере, и позиции в отношении возможностей применения различных инструментов регулирования внешнеинформационной деятельности. Основным методологическим подходом к исследованию сложнейшего социально-политического явления национальной безопасности является системный подход, предложенный Законом Российской Федерации "О безопасности". Системность заключается не только в триаде "личность, общество, государство", но и в сочетании внешней и внутренней безопасности и в структуре ее видов. Закон "О безопасности" позволяет рассматривать национальную безопасность как сложную многоуровневую функциональную систему, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия интересов личности, общества, государства и угроз этим интересам, как внутренних, так и внешних. Система национальной безопасности включает в себя следующие элементы: национальные интересы, угрозы национальной безопасности, систему обеспечения национальной безопасности. В свою очередь, система обеспечения национальной безопасности состоит из органов (в том числе таможенных органов), сил, средств, общественных объединений и граждан, призванных решать задачи обеспечения национальной безопасности. Она развивается и функционирует под воздействием определенного набора факторов, большинство из которых взаимосвязано, обладает комплексным и системным характером воздействия.
С позиции системного подхода обеспечение национальной безопасности представляется в качестве системы со специфическими структурными и функциональными компонентами, которая имеет свои внутренние связи и связи с окружающей средой и развивается под воздействием множества факторов (природных, политических, экономических, военных, социальных и др.), т.е. факторы влияют как на систему национальной безопасности в целом, так и на деятельность отдельных субъектов обеспечения национальной безопасности. Так, МВД России является субъектом обеспечения национальной безопасности, который обеспечивает личную безопасность граждан и общественную безопасность, охрану собственности и общественного порядка; осуществляет меры по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию преступлений; оказывает помощь гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов. В настоящее время преступность и сопряженные с ней иные формы противоправного поведения приобрели характер реальной угрозы национальной безопасности России, поэтому вопрос поиска оптимальных путей повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, и в первую очередь таможенных органов, приобретает большое значение. Факторы, влияющие на деятельность Таможенных органов по обеспечению национальной безопасности, делятся на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся компоненты, характеризующие правопорядок как объект воздействия Таможенных органов: географические, политические, социально-экономические и демографические характеристики обслуживаемой территории; установки концептуальной среды, определяющие общие социально-политические задачи, основные направления и характер деятельности МВД и других государственных и общественных организаций по поддержанию правопорядка, а также состояние и деятельность государственных органов и общественных организаций, взаимодействующих с МВД в поддержании правопорядка. При криминологическом подходе к перечисленным факторам добавляются социальные, социально-психологические и другие. К внутренним факторам относятся компоненты, отражающие состояние Таможенных органов (структуру, штатную численность и укомплектованность личным составом, расстановку сил и средств, техническую оснащенность и т.д.), а также деятельность по поддержанию правопорядка (раскрываемость преступлений, розыск преступников, выявление правонарушений, административная практика, качество расследования и пр.). Эти факторы концентрируют основные внутренние проблемы эффективности деятельности МВД.
На основе анализа научной литературы средовые факторы можно дифференцировать на политические, юридические, экономические, техногенные, социально-культурные, преступность и правонарушения. Система Таможенных органов чувствительна к действию политических факторов, поскольку идеологически и организационно непосредственно ориентировано на поддержание существующей политической системы. При неоднозначности оценок происходящих в России перемен можно практически безусловно констатировать определенную политическую стабильность как в сфере собственно политических институтов России, так и в отношении к ним общества. Перемены в правоохранительной сфере, новые политические и экономические реалии оказывают существенное влияние на состояние правопорядка и деятельность Таможенных органов по его обеспечению. Кроме того, социально-экономическое положение в России, характеризуемое ежегодными статистическими данными, особенно влияет на уровень заработной платы сотрудников и оттока квалифицированных кадров, боеготовности и технической вооруженности, нехватку средств на приобретение криминалистической и специальной техники, средств связи, вычислительной техники и автотранспорта и пр. В свою очередь, теневая экономика как криминальное перераспределение ценностей непосредственно связана с несовершенством системы хозяйствования, неадекватностью существующих экономических отношений потребностям развития общества. Техногенные факторы характеризуют оперативную обстановку с точки зрения возможности возникновения стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф, эпидемий и т.п. В значительной степени влияют на деятельность МВД социально-культурные факторы, указывающие на социальные и национальные традиции и обычаи. В последние годы особое влияние оказывают этнические факторы, которые выступают как элемент геополитического фактора, оказывающего серьезное криминализирующее влияние на общество и государство. В таких условиях МВД должно не только контролировать националистические и этнопсихологические проявления в регионах, но и уметь их предупреждать, локализовывать и оперативно ликвидировать.
При этом увеличивается нагрузка на сотрудников МВД. Вместе с тем в течение последних лет принят ряд нормативных правовых актов, возложивших на МВД ряд дополнительных функций (противодействие терроризму, государственная защита судей, должностных лиц правоохранительных органов и контрольных органов, обеспечение безопасности авиаперевозок, обеспечение обязательной дактилоскопической регистрации и др.) без соответствующего ресурсного обеспечения. В результате осуществляется перераспределение штатной численности подразделений, реализующих основные задачи по борьбе с преступностью, что еще больше увеличивает нагрузку, а отдельные функции без дополнительных штатов остаются нереализованными. Эффективное осуществление деятельности МВД диктует необходимость укрепления его кадрового потенциала. В настоящее время мерами по укреплению профессионального ядра МВД являются совершенствование работы с личным составом, укрепление морально-психологического климата в коллективах. При этом важным направлением в решении проблем противодействия преступности является не столько увеличение численности сотрудников МВД, сколько предупреждение правонарушений. Важнейшим фактором укрепления кадрового состава является повышение уровня социальной защищенности личного состава и пенсионеров МВД. Благодаря своевременным мерам в целом удалось сравнительно безболезненно реализовать требования Федерального закона № 122 в части замены льгот денежной компенсацией. Тем не менее, представляется целесообразным повышение размеров окладов денежного содержания с учетом уровня инфляции. Одной из наиболее важных социальных проблем таможенных органов по-прежнему остается обеспечение личного состава жильем.
Таким образом, основным средовым фактором, влияющим на функционирование Таможенных органов, является преступность, воздействующая прямым и косвенным образом. Прямое воздействие преступности связано с количеством регистрируемых преступлений, особенно тяжких; совершенствованием способов их совершения и сокрытия; организованным характером преступности. Это, в свою очередь, влечет за собой повышение интенсивности работы сотрудников, а также степени риска при пресечении преступлений и задержании преступников. Косвенное влияние преступности может выражаться в деморализации или коррупции среди сотрудников. Указанная система в основе своей продолжает функционировать и в настоящее время. Между тем угрозы интересам и безопасности Российской Федерации носят в большинстве своем невоенный характер. Их эффективная нейтрализация в рамках существующей системы затруднена, так как войсковые формы и способы действий малоэффективны и не позволяют адекватно реагировать на имеющиеся угрозы безопасности Российской Федерации. Включение Пограничной службы в состав ФСБ России и переход к построению охраны Государственной границы преимущественно оперативными силами, средствами и методами, направленными, прежде всего на борьбу с международным терроризмом и трансграничной преступностью, требуют новых подходов к организации деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы). Реализовать это в рамках существующей системы не представляется возможным. Данная система не позволяет своевременно реагировать на изменения в геополитическом положении России, общественно-политической ситуации в стране и международных связях Российской Федерации. Это проявляется прежде всего в несоответствии предъявляемым требованиям системы пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, низком уровне развития пограничной инфраструктуры и несовершенстве структуры пограничных органов.
Существующая система обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере не позволяет осуществлять эффективную деятельность пограничных органов и других федеральных органов исполнительной власти по защите интересов Российской Федерации в ее морском пограничном пространстве. Все эти характерные черты функционирующей системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере самым непосредственным образом оказали влияние на формирование облика Государственной границы, который не соответствует облику границы современного государства. Целью формирования системы обеспечения интересов России в пограничной сфере является максимальное повышение возможностей государства по противодействию внешним и внутренним угрозам интересам и безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для эффективной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере защиты и охраны Государственной границы, а также обеспечение свободы в законном пересечении Государственной границы лицами, грузами, товарами и животными с минимальными временными затратами на проведение необходимых контрольных функций. Основные принципы формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере: уважение суверенитета и территориальной целостности сопредельных государств, нерушимость государственных границ, мирное разрешение пограничных вопросов; соблюдение законности, уважение прав и свобод человека и гражданина; концентрация сил и средств, интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов на решении ключевых задач защиты и охраны Государственной границы; комплексный подход к защите и реализации интересов Российской Федерации в пограничной сфере; учет характера и степени проявления угроз интересам и безопасности России в пограничной сфере; своевременное выявление, противодействие и нейтрализация угроз интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере; сочетание гласных и негласных форм и методов пограничной деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|