Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устойчивая идентичность. Юмор и креативность




Устойчивая идентичность

Устойчивость ведущего позволяет участникам группы признать в терапевте лидера — реальную личность, а не порождение трансферентной фантазии. Устойчивая идентичность позволит терапевту быть открытым в отношениях с группой и ее членами, так, чтобы он мог быть родителем одному, другом другому, начальником третьему. Ведущие групп будут способны становиться множеством разных людей для различных участников и, тем не менее, сохранять устойчивую идентичность во всех ролях. Время от времени они могут становиться пустым экраном, чтобы вызвать трансферентные искажения, но в то же время они будут способны оставаться достаточно реальными и человечными, чтобы развить рабочий альянс с группой и ее членами. Это требует, чтобы они были активными, но не настолько, чтобы доминировать над группой или ее отдельными участниками.

Устойчивая идентичность также поможет ведущему с его или ее собственными реакциями контрпереноса, позволяя группе в то же время использовать его для трех различных трансферентных решений:

1. Перенос на ведущего как на центральную фигуру (как в индивидуальной терапии).

2. Перенос на равных в группе, как среди сиблингов в семье.

3. Перенос на группу как целое, как на символическую мать.

Осмысливая тот способ, которым одаренные и хорошо обученные ведущие (такие как Ормонт, Рутан и Алонсо) ведут группы, важно помнить предположение Франка, что важной частью эффективности этих людей является их собственная уверенность в своих принципах работы. Исследование показало на фактическом материале, что часто дело обстоит именно так. Те терапевты, которые были сильнее всего увлечены и преданы своим способам лечения, по-видимому, внушали собственный энтузиазм своим пациентам в процессе лечения. Следовательно, принятие и уверенность в подходе терапевта к лечению требует принять некоторые из его предпосылок на веру, и для тех пациентов, которые способны на это, метод данного терапевта может оказаться весьма эффективным.

И трансактный анализ, и гештальт-теория иногда критикуются за чрезмерно упрощенное объяснение личности, которое не столь сложно (как в теории объектных отношений, психологии Я или классической психологии Фрейда) описывает запутанность ее динамик. Возможно, что трансактный анализ, гештальт или даже Анонимные Алкоголики являются эффективными способами лечения как раз благодаря своей простоте и эмоциональной вовлеченности приверженцев данных подходов. Я не хочу сказать, что вся терапия может быть объяснена лишь плацебо-эффектом, но он может быть важной частью лечебного процесса.

Например, Уоллес (Wallace, 1978b) признает, что ценностью АА как лечебной модальности является то, что она помещает поведение алкоголиков в парадигму алкоголизма, а опыт алкоголика — в некоторую когнитивную структуру. Помощь алкоголику в достижении самоидентификации в качестве алкоголика и, следовательно, обретении системы, объясняющей ее или его поведение, является основной задачей терапевта. Франк (Frank, 1961) считает этот когнитивный компонент жизненно важной частью терапии.

«Во-первых, они обеспечивают когнитивную структуру, которая позволяет пациенту назвать свои симптомы и подогнать их под причинную схему. Поскольку основные источники тревоги — это двусмысленность и страх перед неизвестным, то это, само по себе, может сильно уменьшать беспокойство пациента и увеличивать его уверенность в себе».

Ялом (1985) соглашается с этим, подчеркивая, что и катарсис, и инсайт являются необходимыми составляющими изменения. И, если Вы не получаете одного из компонентов, Ялом сомневается в том, что какое-либо изменение в таком случае сможет произойти.

По правде говоря, психотерапия пациента с этой позиции является в очень большой степени обучением тому, что Уоллес описывает как «экзотическое верование», в рамках которого истинная ценность описания того, что, собственно, произошло в жизни алкоголика (в нашем случае, алкоголизма) остается за кадром. Ялом пространно высказывается по этому спорному вопросу. Каждый из нас сохраняет те конструкты, которые важны для его выживания. Другими словами, наши защиты имеют серьезные причины для появления, и сензитивный терапевт не должен разрушать их слишком быстро. Ялом писал о том, что ответственность имеет приоритет перед честностью. Честность ради честности — это чрезмерно ригидная позиция, которая не гарантирует терапевтического успеха. «Жизненная ложь», как описывает ее Ялом, иногда является весьма существенной для выживания, и разумен тот терапевт, который знает, когда устранять, а когда укреплять защиты.

Юмор и креативность

Зачастую лучшие терапевты — те, которые могут творчески использовать юмор. Например, и Гулдинг, и Полстер с энтузиазмом относятся к добродушному подшучиванию над собой и своими невротическими заморочками. Они демонстрируют это в своих тренинговых программах, и их мастерские также часто приправляются юмором. «Смех не затемняет сути дела — пишет Полстер, — часто он делает ее даже яснее и смазывает ход того, что по-другому превратилось бы в траурную процессию. Это — истина как для терапии, так и для обучения» (Polster и Polster, 1974, стр. 40). Творческое использование юмора также может помочь в коррекции трансферентных искажений, потому что, использованный должным образом, он приглашает группу взглянуть на своего ведущего как на целостную и реальную личность. Однако, юмор никогда не должен применяться для того, чтобы скрыть враждебность или ранить. Ведущий группы не должен сражаться с участниками за доминирование ради собственного нарциссизма, или чтобы показать свой блеск. Лучшие интервенции или интерпретации — не те, которые исходят от ведущего, а совершаемые самим пациентом или участниками группы. Лучше всего использовать юмор для поддержки честности, мужества и откровенности.

Креативность может принимать различные формы. Как подчеркивает Джером Франк (1961), личная установка ведущего группы часто является одним из самых важных качеств, которые могут быть в его репертуаре. Аналогично, среди других и Бергин (Bergin, 1971) в своем исследовании представил убедительное доказательство того, что личные характеристики терапевта — это самые важные факторы эффективного лечения. Тезис Франка, что психотерапия фактически является тонкой формой убеждения, принимает дополнительное значение, когда мы смотрим на соотношение персонального магнетизма терапевта и изменений в терапии. Бетлер (Beutler, 1979b) представляет доказательства того, что ценности пациентов, их установки и убеждения изменяются в процессе психотерапии, и что в какой-то мере эти изменения связаны со степенью успешности терапии. Однако, эти ценности изменяются не случайным, а систематическим образом: успешный пациент обычно перенимает ценности своего терапевта.

Франк (1978) идентифицировал два параметра, которые вызывают у пациента ожидание помощи. Первый — это личный магнетизм целителя, который часто укрепляется его собственной верой в то, что он делает. Это совершенно очевидно в терапевтах калибра Гулдинга, Полстера, Ормонта, Рутана и Алонсо. Все они — возбуждающие люди, полные энтузиазма в отношении своего способа действия, и действительно верящие в то, что они могут помочь всем. Все они также являются харизматичными индивидами, и существует множество клинических доказательств, которые... «подтверждают гипотезу, что часть исцеляющей силы всех видов психотерапии принадлежит способности терапевта мобилизовать надежду пациента на облегчение» (Франк, 1961, стр. 62). Следовательно, часть успеха любого терапевта может быть отнесена к его или ее способности мобилизовать ожидание у пациента того, что это ему поможет. Как предполагает Франк, «Могущество терапевта основано на восприятии его пациентом как источника помощи, и оно тем больше, чем сильнее дистресс пациента». Франк отмечает также (1961):

«Другим источником веры пациента является идеология целителя или секты, которая предлагает пациенту объяснение (каким бы абсурдным они ни было), придающее смысл его болезни и процедуре лечения, и помещает целителя в позицию передатчика или контроллера впечатляющих целительных сил. В подобной ситуации он является аналогом шамана. Целитель может принять вид ученого, который обнаружил новые и мощные научные принципы исцеления, таким образом, окружая самого себя аурой того, что, будучи названо научным, вдохновляет членов современного западного общества» (стр. 60).

Следующий пример может помочь разъяснить это. В то время, когда я работал под супервизией Мери Гулдинг, я был терапевтом другого стажера на ее с Бобом программе в Маунт Мадонна. Я совершил интервенцию и проинтерпретировал динамику или паттерн, который, как я думал, демонстрировал мой «пациент». Тот быстро отверг мою версию, как неподходящую для себя. Тем не менее, когда Мери согласилась с тем, что это похоже на него, он быстро изменил свою жесткую позицию, и терапевтическая работа впоследствии возымела на него сильное воздействие, заметное в течение всего оставшегося месяца тренинга в Маунт Мадонна.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...