Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повторение семьи. Понимание себя




Повторение семьи

Как показывает Ялом и подтверждает исследование, посвященное важности разных культурных факторов, повторение опыта первичной семьи часто не рассматривается участниками группы как полезное. Однако, как указывает Ялом, только те члены группы, чей опыт жизни в семье был удачным, считали этот фактор важным. Поэтому Ялом предполагает, что проблема повторения семьи является существенной, даже если члены группы так не считают. Я думаю, это верно и в группе аддиктивных пациентов. Один из лучших предвестников алкоголизма — это то, из какой семьи происходит человек. Неполная семья — причина 40% случаев алкоголизма, и 40 % (выборки частично перекрываются) сообщали о проблемах с алкоголем, по крайней мере, у одного из родителей (Ray, 1972). Таким образом, групповая терапия позволяет участникам понять собственные установки и защиты, касающиеся пьянства, наблюдая точно такие же установки и защиты у других людей, столкнувшихся с похожими проблемами.

Однако, как предполагает Ялом, несмотря на то, что призрак ранних семейных переживаний часто преследует членов группы, как правило, непродуктивно напрямую фокусироваться на этой теме. Скорее, изменение во взгляде на прошлое и понимание влияния раннего семейного опыта будет результатом жизненности работы, которую алкоголик или наркоман совершает в настоящее время. Менее вероятно, что изменение произойдет вследствие прямого расспроса об опыте семейной жизни в прошлом. Также разговор о родителях в прошлом может стать защитой от рассмотрения чувств и вопросов, которые есть у членов группы друг к другу, и их теперешних усилий продолжать воздерживаться от употребления алкоголя и наркотиков. Наркоманы и алкоголики обычно умело «играют в психотерапевтическую игру» и рано обнаруживают, что это та тема, на которую профессионалы обычно любят «набрасываться, потому что это такая острая проблема». Следовательно, открытое сосредоточение на родительском влиянии и опыте часто приводит к дискуссии, которая только дает пищу защитной системе алкоголика или наркомана и препятствует эффективной работе группы в настоящем.

Понимание себя

Ялом критикует наивное популярное представление о психотерапии как о «детективном поиске... выкапывании или срывании» защит до тех пор, пока человек не обнаружит и не опознает подлинные негативные аспекты своей натуры. Однако, члены групп в первоначальном исследовании Ялома говорили о понимании себя как об «открытии и принятии ранее неизвестных или неприемлемых частей себя» (Ялом, 1975 г., стр. 92). Поэтому имеющееся здесь в виду понимание относится и к открытию участниками собственных ранее неизвестных и неопознанных положительных аспектов. Групповая терапия алкоголиков и наркоманов должна основываться на этом принципе. Поскольку обычно аддиктивные индивиды испытывают сильнейшие чувства стыда, смущения и ненависти к себе, для них будет чрезвычайно целительным узнать, что другие могут видеть их в положительном свете. Как пишет Курц (Kurtz, 1982), алкоголики страдают от глубокого стыда. По сути, Курц считает Анонимных Алкоголиков программой для его лечения. В то время как большинство форм западной психотерапии направлены на исцеление от чувства вины, Анонимные Алкоголики нацеливают лечение на более глубокую, первичную эмоциональную задержку. По Курцу, вина подразумевает: «Я чувствую себя плохо из-за чего-то, что я совершил». Стыд, более глубокое чувство, с которым борются все алкоголики и наркоманы, подразумевает: «Я чувствую себя плохо из-за того, какой я есть». Групповая терапия должна улучшать понимание себя и увеличивать самопринятие, признание себя человеком достойным, несмотря на сильное чувство ненависти к себе. По Курцу, исцеление чувства стыда требует большего, чем просто разговоров о стыде. Оно требует, чтобы алкоголики и наркоманы распознавали в других людях их чувство ненависти к себе и, в конечном итоге, принимали других людей, чувствующих то же самое, что и они. Этот принцип — прежде, чем человека можно будет излечить, он должен понять, что может излечить другого — Сирлз (Searles, 1973) называет «лечебным симбиозом». Хотя Сирлз в своем описании имеет в виду психотерапевта, этот принцип также применим и к членам группы. Он дает человеку возможность узнать, что он способен быть лекарем и помочь другому, что говорит в пользу групповой психотерапии. Фактически, это и есть принцип, применяемый Анонимными Алкоголиками на двенадцатом шаге их программы выздоровления. Алкоголики и наркоманы поддерживают собственную трезвость, помогая стать трезвым другому алкоголику или наркоману.

Лечебные факторы Анонимных Алкоголиков

Важно помнить, что лечебные факторы Ялома работают не только в групповой терапии, но также и в программе Анонимных Алкоголиков. Несмотря на то, что обстоятельства и терапевтические механизмы изменения могут отличаться, процесс исцеления очень сходен, хотя каждая группа придает большее значение и считает более ценными разные лечебные факторы. Эмрик, Лассен и Эдвардс (Emrick, Lassen, Edwards, 1977) изучали эту возможность и искали в литературе Анонимных Алкоголиков прямые или непрямые ссылки на двенадцать лечебных факторов Ялома. Их исследование показало, что десять из двенадцати факторов действовали в группах А А. В таблице 15. 2 приведены полученные ими результаты, расположенные в порядке убывания важности лечебных факторов.

По заключению Эмрика, Лассена и Эдвардса (1977), «если факторы, упоминаемые чаще, играют более существенную роль у Анонимных Алкоголиков, тогда композиция механизмов изменения, действующих там, отражается в порядке важности факторов» (стр. 130). Сравнивая их расстановку с расстановкой Ялома (1985 г. ), Эмрик и коллеги предположили, что группы Анонимных Алкоголиков по-иному оценивают роль и важность лечебных факторов. Очевидно, что АА придают большее значение руководству, идентификации и вселению надежды, в то время как профессиональная групповая терапия больше полагается на межличностное обучение, катарсис, инсайт и экзистенциальное осознание. Для того, чтобы определить степень сходства между этими двумя подходами, Эмрик, Лассен и Эдвардс (1977 г. ) посчитали ценным сопоставить их путем случайного опроса алкоголиков из психотерапевтических групп и групп АА. Затем они решили применить инструмент Ялома для измерения восприятия лечебных факторов членами группы. Далее они исследовали совпадения и различия лечебных эффектов, основанные на индивидуальных характеристиках, носителям которых в разной степени подходят АА или профессиональная помощь. Они утверждают:

«... подходящие для Анонимных Алкоголиков клиенты — это те люди, которые отзывчивы к товарищам, стремятся к духовно-ориентированному подходу, не чувствуют неудобства, рассказывая о своем алкоголизме перед большими аудиториями, и наслаждаются общением с завязавшими алкоголиками. Люди, особенно подходящие для профессиональной помощи — это те алкоголики, которые... прислушиваются к специалистам, сильно погружены в интроспекцию, смотрят на алкоголизм как на психологическую проблему, хотят обсуждать это максимум с несколькими людьми... » (стр. 138).

Лечебные факторы, действующие в различных типах психотерапевтических групп

Канас и Барр (Kanas, Barr, 1982) искали ответ на вопрос, чем может отличаться амбулаторная психотерапевтическая группа для алкоголиков от стационарной. Они также сравнивали расстановку по важности тех же лечебных факторов у стационарных и амбулаторных пациентов-неалкоголиков. В таблице 15. 3 приводится результат их исследования.

Таблицы 15. 2 и 15. 3 показывают важность сплоченности в психотерапевтической группе. Хотя ни одно из индивидуальных исследований конкретно не выделило сплоченности в качестве самого главного фактора, сложный порядок индивидуальных лечебных факторов раскрывает универсальную важность сплоченности в группах. Как утверждает Ялом, «групповая сплоченность — это непременное условие эффективной длительной терапии, и хороший психотерапевт должен направлять свои усилия на максимальное развитие этого лечебного ресурса» (1985, стр. 111). Описывая существующие в группе лечебные факторы, Ялом проводит различие между теми, которые являются механизмами изменения, и теми, которые выступают условиями для него. Невозможно переоценить важность достижения сплоченности в группе. Повторные исследования и собственное клиническое заключение Ялома указывают, что в группе необходимо установить атмосферу безопасности и доверия, прежде чем придут в действие другие лечебные факторы. Хотя сплоченность сама по себе может быть не более важной, чем любой другой фактор, она является непременным условием, позволяющим привести в движение механизмы изменения и излечения.

Механизмы изменения и лечения в групповой терапии

Модель интеракционной групповой терапии Ялома предоставляет ведущим уникальную возможность оценить способность членов группы вступать в здоровые или деструктивные межличностные отношения. В свете того, как описал излечение Кохут (приведено ранее в этой главе), жизненно важно модифицировать межличностные и внутриличностные искажения участников, чтобы они могли достичь психологического здоровья. Это важно по двум причинам. Первая, особо выделяемая Карлом Роджерсом, Хайнцем Кохутом и другими теоретиками объектных отношений, заключается в том, что обладать потенциалом для построения здоровых, аутентичных человеческих отношений — это уже само по себе мощный, действенный целительный процесс. Вторая причина заключается в том, что, как правило, люди относятся к другим и обращаются с ними так же, как они относятся и обращаются с самими собой. Например, критичные, суровые люди обычно критичны и суровы с собой.

Прощающие, заботливые и честные люди, скорее всего, таким же образом относятся и к себе самим. В большинстве случаев внешние обмены с другими — это четкое отображение внутренней реальности человека. Существует множество окон в мир бессознательного. Перенос, свободные ассоциации, оговорки, язык тела, стили характера, сны, навязчивости и сопротивления — дополнительные методы проникновения во внутренний мир человека. Другой прекрасный способ понять бессознательный процесс человека — это наблюдение за его объектными отношениями и межличностными обменами с другими членами группы.

Ведущие групп, работающие в традициях Салливана, Роджерса или объектных отношений, выделяют преимущества взаимоотношений здесь и сейчас и коррективного эмоционального опыта как главной лечебной силы перед классическим инсайтом. Как пишут Рутан и Стоун, «присутствие в групповой терапии переплетения человеческих взаимоотношений, а не просто общения один на один с психотерапевтом, увеличивает возможности для разнообразных переживаний, которые могут привести к изменениям» (1984 г., стр. 53).

Рутан и Стоун также утверждают, что для достижения структурных изменений, необходимых для восстановления фрагментированного или поврежденного эго, в группе прежде всего должна царить атмосфера безопасности, доверия и сплоченности. По их мнению, группе нужен ненавязчивый ведущий, если ее члены собираются достаточно долго ослаблять свои защиты, чтобы позволить проявиться своим паратаксическим искажениям и фрагментированным Я. Тогда, в конце концов, их можно исследовать и изменить.

Рутан и Стоун выделяют три механизма изменения, необходимых для лечения людей в группе. Эти механизмы таковы:

1. имитация

2. идентификация (отождествление)

3. интернализация

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...