Имитация. Идентификация. Интернализация
Имитация Когда члены группы видят, как кто-то получает пользу от того, что открыто делится с другими и выражает эмоции, они обретают решимость поступать подобным же образом, чтобы облегчить свои симптомы, удовлетворить потребность принадлежать и быть принятым другими участниками. Рутан и Стоун пишут: «В терапевтической группе у людей есть возможность наблюдать многие взаимодействия, стили общения и способы решения проблем. Большая часть раннего обучения в группе является подражанием. Пациенты, которым трудно переносить сильные эмоции и делиться ими, вначале могут наблюдать за тем, как интенсивно взаимодействуют другие члены группы. По мере того, как они узнают, что другие участники не пострадали, а наоборот, сблизились благодаря этим обменам, такие пациенты видят в этом какую-то надежду на изменение и, вследствие этого, могут начать делиться чувствами, подражая тем, кто справляется с этим более успешно. Хотя в первую очередь имитация используется на ранних стадиях членства в группе, она остается одним из способов, благодаря которому участники приобретают новые варианты поведения на протяжении всего срока лечения. Успехи, достигнутые в результате имитирующего поведения, делают группу более привлекательной, усиливая желание принадлежать к ней, и увеличивают сплоченность. Это способствует идентификации членов группы друг с другом. Использование подражания — это результат ощущения, что другие достигли в этом успеха, а также средство обнаружения альтернативных способов мышления, выражения, поведения. Подражание ни в коем случае не ограничивается групповой терапией, но групповая терапия, в силу разнообразия взаимодействий и взаимоотношений, увеличивает возможности изменяться путем подражательного обучения» (1984, стр. 54).
Идентификация Идентификация долгое время была излюбленным теоретическим механизмом для объяснения того, как дети развивают в себе определенные качества и генерализованные паттерны поведения, схожие с таковыми их родителей. В классическом варианте идентификация — это бессознательный процесс, в результате которого человек копирует или следует примеру другого, которым восхищается, которого уважает или на кого стремится походить. То, что члены терапевтической группы и сама группа становятся сплоченными и привлекательными, содействует их идентификации друг с другом. Рутан и Стоун так описывают важность этого процесса для стимуляции целительных сил в группе: «Идентификации возникают не только из содержания воспоминаний, ассоциаций и чувств, но также и в процессе рассказа о них. Сознательно эти отождествления могут быть выражены как чувства притяжения, принадлежности и привязанности к другим участникам и к самой группе. Это — строительные блоки, из которых строится сплоченность группы. Подобным же образом, универсализация, развитие ощущения, что человек не одинок в своих чувствах, также увеличивает привлекательность группы и идентификацию между ее участниками. Начинается циклический процесс, усиливающий эти мощные влияния, которые члены группы оказывают друг на друга. В свою очередь, результирующие идентификации изменяют основные способы их восприятия и реагирования. Поднимающееся строение, сложенное из отождествлений, закладывает основу для устойчивых изменений». (1984 г., стр. 56). Интернализация Третья и последняя стадия изменения и излечения завершается тем, что члены группы интернализуют ценности, нормы и поведение других участников. Это сигнализирует о действительно независимом движении к психологическому здоровью и излечению. Для того, чтобы произвести в себе изменения, членам группы больше нет надобности полагаться на более примитивные внешние источники идентификации или имитации. Благодаря разрешению конфликтов и постоянному исследованию эмоциональных взаимодействий в группе, медленно и методично закладывалась психическая структура. Рутан и Стоун писали о важности этой перемены:
«Интернализация дает большую гибкость в обращении как с внутренними состояниями, так и с взаимодействиями. Она является результатом проработки конфликтов или построения новой психической структуры, призванной справляться с тревогой, которая ранее была разрушительной. Психотерапевт может способствовать здоровой интернализации, детально и повторно исследуя эмоционально нагруженные взаимодействия. Через идентификацию, прояснение и интерпретацию люди интегрируют знания, приобретенные в трансакциях здесь-и-сейчас, с их источниками и прежними предположениями. Результатами этого являются как возросшая интеграция аффектов и объектных отношений, так и уменьшение внутренних конфликтов. Последствия этого наблюдаются на встречах группы, где пациент может продемонстрировать новые способы реакции на повторяющийся стимул». (1984 г., стр. 57). Описываемые Рутаном и Стоуном механизмы изменений, происходящих в терапевтической группе, также действуют и у Анонимных Алкоголиков. Проходя через начальные этапы выздоровления, алкоголики начинают с первой стадии, подражая поведению других алкоголиков и заявляя: «Я не могу пить». При посещении многочисленных встреч АА начинающие выздоравливать алкоголики осознают: чтобы оставаться трезвыми, они должны подражать поведению других участников АА. Это — начальная стадия, настоятельно требующая внешнего контроля (госпитализации, детоксикации, антабуса и т. п. ). На этой стадии алкоголик нуждается в защите от собственного импульса — выпить. Вторая фаза — это то, что Уоллес (1987 г. ) называет стадией «Я не буду пить». Теперь алкоголики отождествляют себя с другими членами АА. На этом этапе их стремление сохранять трезвость обуславливается не внешними воздействиями и давлением, а в большей степени их собственным желанием оставаться трезвыми и активными членами группы. Третья и заключительная стадия — это стадия интернализации, которую Уоллес называет «Мне не нужно пить». Решение конфликта найдено. Алкоголики с успехом проработали двенадцать шагов программы и достигли высокого уровня спокойствия в своем выздоровлении. Хотя ни у одного алкоголика никогда нельзя полностью исключить опасность срыва, на этом этапе выздоровление гораздо более стабильно, чем на любом другом. (См. таблицу 15. 4).
Лечебный процесс Рутан и Стоун убеждены, что механизмы изменения, задействованные при имитации, идентификации и интернализации, усиливаются лечебными процессами, которые требуют конфронтации, прояснения, интерпретации и проработки. Каждый из этих факторов характерен для разных стадий лечебного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|