Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфронтация. Прояснение. Интерпретации. Проработка




Конфронтация

При лечении аддиктивных пациентов конфронтация необходима в начале процесса. В центре внимания должны быть не бессознательные допущения алкоголика или наркомана; скорее, ведущий группы должен постоянно указывать им на внешние аспекты их поведения. Цель лечения на начальных стадиях выздоровления — сделать для алкоголиков или наркоманов то, чего они не могут сделать для себя сами. Поскольку их отрицание так сильно, а патологические защиты так ригидны, они нуждаются в сильных, полных заботы отношениях с ведущим группы, который служит контейнером для их гнева и тревоги, в то же время указывая (в необвиняющей манере) алкоголикам или наркоманам на деструктивные паттерны их поведения.

Для того, чтобы научиться успешно конфронтировать, требуются: 1) выбор времени; 2) способность создать альянс и 3) эмпатия. Если эти навыки развиты недостаточно, члены группы будут реагировать оборонительно, эмоционально отстраняться, атаковать группу и ее членов из-за своих собственных страхов, или бросят лечение.

Однако, конфронтация может принимать различные формы. Рутан и Стоун указывают на многие из них. Конфронтации в группе могут быть заразными и по-разному влиять на каждого из участников.

«Большинство конфронтаций происходит между членами группы или между терапевтами и членами группы. Однако, одна из форм конфронтации отличается от остальных. Глядя в целый ряд зеркал, пациенты могут наблюдать за тем, как другие демонстрируют непродуктивное и патологическое поведение, и заинтересоваться тем, в какой степени они сами ведут себя таким же или подобным образом. Это — форма самоконфронтации. В терапевтической группе никакая конфронтация не может быть изолирована. Каждый член группы слышит ее и подвергается ее влиянию, даже если первоначально конфронтация была направлена на другого участника. Поэтому вмешательство должно принимать во внимание нечто большее, чем открытость конкретного человека к тому, чтобы его услышать. Интервенция должна подразумевать и то, что у других членов группы возникнут свои отклики». (1984 г., стр. 61).

Прояснение

Прояснения в группе следуют за взаимодействием и конфронтацией. Их цель — четкая фокусировка на взаимодействиях и обменах людей. Прояснения помогают членам группы увидеть повторяющиеся паттерны своего поведения. По мере того, как группа прогрессирует в своем развитии, разные модели поведения каждого из участников начнут всплывать на поверхность. Это — срединная фаза процесса групповой терапии, в которой поведенческая констелляция каждого члена группы предоставляется его или ее вниманию, а также вниманию всех остальных. Холодному, дистантному участнику могут сказать: «Это — постоянная жалоба твоей жены и причина, по которой у тебя нет друзей. Тебе было бы полезно проанализировать в группе, что заставляет тебя оказывать такое влияние на людей».

Интерпретации

Интерпретации отличаются от прояснений тем, что они направлены на подсознание и являются попытками донести до сознания участников вытесненный ими бессознательный материал, помогая им понять собственные скрытые мотивы и конфликты. Являясь более поздней стадией процесса групповой терапии, удачные интерпретации должны содержать эмоциональный и когнитивный компоненты. Однако, решающим фактором является выбор подходящего момента для интерпретации. Если толкование слишком интеллектуально или дается в тот момент, когда человек переживает бурю эмоций, оно не сможет оказать влияния на понимание и поведение члена группы.

Проработка

Конфронтация, прояснение и интерпретация помогают членам группы осознать паттерны своего поведения и бессознательные конфликты, но сами по себе они не способны вызвать глубокое и длительное изменение. При проработке акцент делается на увеличении способности участника исследовать себя и осознавать свои зоны конфликта и уязвимости. По мере того, как у них развивается способность толковать свое собственное поведение, они также смогут развить более разнообразную и гибкую систему защит, которая, позволяя им идти на подлинную близость с другими людьми, будет более адекватна для защиты от чрезмерной тревоги.

В действующей психотерапевтической группе проработка занимает большую часть времени. Когда каждый член группы приходит к осознанию и идентификации беспокоящего и обрекающего на провал поведения, прорабатываются и разрешаются связанные с этим поведением мысли и чувства. Однако, объединение этих мыслей, чувств и поведения будет постоянно проявляться повторно, в несколько замаскированной форме, на всем протяжении лечения человека в группе. Пример может помочь в разъяснении этого момента.

Марта, фотограф тридцати двух лет, обратилась к психотерапевту из-за тяжелой депрессии и суицидальных мыслей. За две недели индивидуальной терапии была обнаружена тесная связь между ее депрессией и чрезмерным потреблением алкоголя. Она быстро согласилась бросить пить и обратиться к Анонимным Алкоголикам. Фактически, Марта всегда с готовностью соглашалась со всеми многочисленными требованиями психотерапевта. Она развила сильный идеализирующий перенос, видя в своем терапевте «истинное совершенство». Поскольку приведшие ее на терапию симптомы быстро отступили, ее психотерапевт не хотел слишком поспешно оспаривать ее отношение к нему как к совершенству, из-за страха, что тем самым он спровоцирует срыв или возврат депрессии. По мере прохождения терапии, становилось все более очевидным, что время от времени Марта была слишком близка к уходу в мир своих фантазий, где все было совершенно. Она рассказала, как еще в школе ее отправили к психиатру из-за ее погруженности в себя, напоминающей аутизм. Ее ранняя жизнь в семье была омрачена отстраненностью отца и враждебной навязчивостью матери, требовавшей от Марты совершенства в поведении, внешности и учебе. В возрасте тринадцати лет, прочитав дневник своей сестры и кое-какие документы, спрятанные в чулане, Марта узнала, что она — приемный ребенок. Когда она открыто заявила матери о своем беспокойстве, та вспылила и отрицала все доказательства. Это привело Марту к еще более решительному бегству в свой безупречный мир фантазий, так как ее реальный мир был слишком хаотичным, угрожающим и изменчивым.

После шести месяцев индивидуальной терапии Марта продолжала настаивать на том, что она сделала безупречный выбор психотерапевта, и верила, что благодаря его руководству ее лечением все вскоре станет совершенным. Все, что от нее требовалось — это безупречно выполнять все его просьбы, поскольку она искренне считала своего психотерапевта идеальным. После трех месяцев безупречного поведения Марта начала осознавать, что все идет не совсем безупречно. Она все еще временами чувствовала себя разгневанной, грустной и расстроенной. Наконец, она открыто напала на терапевта, гневно сказав ему, что она сделала все, что он хотел, но все равно не чувствует себя совершенно счастливой. Когда он заявил, что не давал ей никаких советов или предложений, Марта признала, что делала свои выводы из их бесед. Затем психотерапевт показал, как она пыталась создать в терапии такие же обстоятельства, как те, что существовали в ее в детстве, когда она жила с родителями. В частности, она верила, что если она будет все делать идеально, конечный результат тоже будет идеальным.

Воодушевленная этим инсайтом, Марта стала вновь прогрессировать в лечении и планировать его завершение. Однако, по мере приближения даты окончания, к ней вновь возвращалось отчаяние. В конце концов Марта поняла, что ее отчаяние порождало осознание того, что, заканчивая терапию, она должна взглянуть в лицо тому факту, что она все еще не совершенна. Она находила поддержку в фантазии, что каким-то образом к концу терапии она станет идеальной. Еще больше ободренная этим инсайтом, Марта решила продолжать терапию, чтобы убедиться, что она вновь не обманывает себя.

Однако, ее потребность в совершенстве вновь проявила себя в другой форме. После двух трудных сессий, уходя с которых, она чувствовала себя хуже, чем до прихода, Марта вдруг поняла еще одну важную вещь. Дважды ее психотерапевт делал замечания, приносившие ей боль. Она не понимала, почему он так делает. Поскольку она все еще считала его совершенством, он наверняка должен был обижать ее нарочно. Когда она обнаружила, что он сделал это неумышленно, а из-за того, что, очевидно, не понял ее чувств, ей снова пришлось справляться с отчаянием, вызванным этим осознанием.

После перехода в психотерапевтическую группу, еще через несколько месяцев индивидуальной терапии, ее фантазия о совершенстве вновь дала о себе знать. Она втайне договорилась с собой, что на этот раз уж точно все будет идеально. И опять, это было проработано только для того, чтобы вновь проявиться в другой форме. Спустя два года после начала терапии, постоянное бегство Марты в фантазии о совершенстве было вновь спровоцировано новыми отношениями с мужчиной. Возникла та же тема. Она верила, что этот мужчина и их взаимоотношения будут идеальными. После того, как каждая последующая стадия была проработана в терапии, опора Марты на свои фантазии о совершенстве уменьшалась в интенсивности и продолжительности.

Применяемые в правильной последовательности конфронтация, прояснение и интерпретация могут помочь членам группы проработать различные конфликты, сопротивления и самопораженческие, повторяющиеся паттерны поведения. Для увеличения эффективности и для надлежащей последовательности этого процесса, ведущий группы должен:

1. Прежде всего конфронтироватъ защиты. Например, замкнутого члена группы можно конфронтировать таким наблюдением: «Ты отрицаешь свою потребность в людях. Но всем нам, членам группы, очевидно, что ты легко расстраиваешься, если не получаешь доброжелательного отклика. Также заметно, что внимание других приносит тебе большую радость».

2. Прояснить защиту. «Ну вот, ты снова так поступаешь. Каждый раз, когда кто-то тянется к тебе, ты делаешь что-то с целью его оттолкнуть».

3. Интерпретация. «Ты продолжаешь отрицать свою потребность в других, потому что боишься того, что они приблизятся, а затем отвергнут тебя, как постоянно делала твоя мать, пока ты был маленьким».

4. Проработка. Паттерн будет проявляться снова и снова в различных формах. Задача ведущего группы — продолжать обращать внимание на его появление в неосуждающей манере, и помочь члену группы прийти к собственному решению относительно своих страхов, фантазий и катастрофических ожиданий.

Проработка у аддиктивных пациентов

Занимаясь проработкой с типичными аддиктивными пациентами, ведущие группы должны выполнить некую последовательность действий для того, чтобы участники сохранили трезвость. Во-первых, они должны добиться того, чтобы члены группы перестали употреблять химические вещества. Путем принуждения, конфронтации, поощрения или призыва — отказ должен быть первой целью лечения.

Во-вторых, ведущие групп должны провести каждого участника через коррективный эмоциональный опыт. Цель групповой терапии на этом этапе — не инсайт (сделать неосознанное осознанным), а, скорее, обеспечение возрождения в группе прежних переживаний, чтобы вновь пережить свой опыт, будучи трезвым и обладая более зрелой душой. Алкоголики и наркоманы должны безопасным и конструктивным путем освободиться от своих старых сдерживаемых эмоций. Тогда они смогут проработать депрессию и боль, которые всегда таятся под раздражением и гневом. Они должны распознать и затем разорвать цикл под названием «Мир и все в нем ужасны. Я тоже ужасен». Деструктивные отношения должны изменяться или прекращаться, и их нужно замещать здоровыми отношениями со здоровыми людьми. В конечном итоге восстанавливается самооценка, которая всегда подвергается негативному влиянию этого цикла. Грандиозная, ложная самоорганизация, возведенная в виде защитного фасада, должна уступить место настоящему Я, чтобы можно было устанавливать подлинные отношения. Когда прочно установится чувство Я, участники смогут развить в себе способность принимать более самостоятельные решения и делать здоровые выборы. Деструктивные зависимости будут изменяться, и человек будет свободен для вступления в истинно интимные взаимоотношения, без потери себя в архаичных нуждах и ожиданиях.

Стадии лечения в терапевтической группе

Лечение в условиях групповой терапии требует от ведущего тщательного отслеживания поведения группы, характерного для каждой стадии. Не ожидайте, что участники скажут «до свидания», еще не сказав «здравствуйте». Не ждите, что в группе будет настоящая близость, до тех пор, пока в ней нет доверия. Успешный опыт работы с группой более вероятен у тех ведущих, кто тонко настроен на улавливание ее характерного и последовательного (по стадиям) поведения. Понимание развития группы и лечебного процесса поможет ведущим успешно проводить группу через эти трудные и разнообразные стадии.

На последующих страницах будут представлены и обсуждены шесть различных фаз развития группы. Первые две фазы необходимо пройти и разрешить прежде, чем группа будет готова двигаться к более глубоким фазам межличностного общения. (См. Таблицу 15. 5. )

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...