Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административное пресечение




Использование пресекательных средств позволяет предотвратить новые нару­шения, новые вредные последствия, а также привлечь виновных к ответственности. В силу своей предупредительной направлен­ности административное пресечение играет важную роль в охра­не режима законности, в защите прав граждан, общества и госу­дарства.

Как разновидность административного принуждения пресече­ние обладает всеми его признаками, но в то же время имеет ряд особенностей. Цель пресечения — прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния.

Фактическим основанием пресечения является правонарушение, виновное противоправное действие, но меры пресечения исполь­зуются и для прекращения объективно противоправных, неви­новных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделиктоспособными. А с другой стороны, помещение в медвытрезвитель, применение огнестрельного оружия и иные средства администра­тивного пресечения могут быть использованы и в связи с пре­ступлениями. Иными словами, круг оснований пресечения более широк, чем у административной ответственности.

С этой особенностью теснейшим образом связана другая: более широкий круг субъектов, в отношении которых могут быть ис­пользованы меры административного пресечения. Их могут при­менять и к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, и к невме­няемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, Дипломатическим), и к военнослужащим, работникам МВД при совершении ими правонарушений, за которые они несут дисцип­линарную ответственность.

Пресечение осуществляется как в интересах общества, госу­дарства, так и в интересах самого нарушителя. Прежде всего, властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответ­ственность виновного. Принудительное лечение, а в некоторых случаях и другие меры, прямо преследуют цель оказания помо­щи гражданину, совершающему противоправные действия.

В отличие от карательных санкций, меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность граждан. Если пе­речень первых четко установлен законом, то перечень пресекательных мер, содержащийся в нормативных актах, нельзя счи­тать исчерпывающим. Их использование часто связано с ситуацией необходимой обороны или крайней необходимости, в которой ока­залась исполнительная власть, ее представители. И вполне воз­можно, что представитель власти вынужден будет воспользоваться не названным прямо в законе средством, например, веревкой, то­пором, применить меры, которые диктуются экстремальной ситу­ацией.

Система мер пресечения чрезвычайно разнообразна. В нее вхо­дят средства психического и физического воздействия. Можно различать оперативное пресечение конкретных противоправных действий и пресечение «кабинетное», призванное прекратить ан­тиобщественный образ жизни, противоправное состояние.

К общим мерам пресечения относятся: превентивное задержа­ние, принудительное лечение, административный надзор за ли­цами, прибывшими из мест лишения свободы, предписание (предо­стережение), запрещение эксплуатации, приостановление работ, изъятие незаконно хранимых, перевозимых, пересылаемых пред­метов и др. Некоторые из них применяются только к гражданам, другие — только к коллективным субъектам.

Специальные меры пресечения применяются только к гражда­нам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы оперативно прекратить противоправное поведение. В их числе: а) средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование служебных собак); б) воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т. п.); в) ис­пользование огнестрельного оружия.

При применении мер пресечения, как и во всей своей деятель­ности, субъекты власти должны строго соблюдать принципы за­конности и целесообразности, которые требуют избирать такие средства, которые минимально необходимы для предотвращения вредных последствий. Нельзя применять оружие для задержа­ния лиц, нарушающих общественный порядок, не следует приос­танавливать работу всего цеха, если в неисправном состоянии находится один станок. Во всех случаях должно соблюдаться не­обходимое соответствие между избранной мерой пресечения и ха­рактером нарушения.

Административные взыскания налагаются специальными письменными индивидуальными актами, и наказание осуществляется на основе этих актов. Меры пресечения во многих случаях приме­няются непосредственно на основе факта нарушения без издания письменных фактов, так как необходимость срочно прервать противоправные действия исключает такую возможность. Юри­дическим актом, влекущим принуждение, здесь является само нарушение, для прекращения которого должностное лицо пред­принимает определенные действия. Не следует забывать, что они тоже являются правовыми актами исполнительной власти.

Ни в законодательстве, ни в научной литературе ничего не ска­зано об одновременном применении нескольких мер администра­тивного пресечения к одному и тому же лицу, что представляется вполне возможным. Одновременно могут применяться несколько административно-процессуальных мер (задержание личности и изъятие имущества), административно-процессуальная и специ­альная, две общих меры пресечения и т.д.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...