Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материально-правовые и процессуальные особенности отдельных категорий дел




В юридической литературе большое внимание уделено адми­нистративной ответственности несовершеннолетних, должност­ных лиц, водителей и других субъектов правонарушений, от­ветственности за нарушение общественного порядка, налогового законодательства, экологических правил и т. д. Имеются специ­альные работы о рассмотрении дел в судебном порядке комиссиями по делам несовершеннолетних, административными ко­миссиями и другими субъектами административной юрисдик­ции.

 

Ряд важных материальных и процессуальных особенностей имеют дела об административных нарушениях несовершенно­летних, коллективных субъектов и, прежде всего организаций, являющихся юридическими лицами, а также дела, рассматри­ваемые в судебном порядке. Даже краткий анализ специфичес­ких признаков этих категорий дел позволяет лучше узнать и усвоить материально-правовые и процессуальные свойства административной ответственности:

1. Дела об административных проступках несовершеннолет­них в возрасте от 16 до 18 лет, как правило, передаются на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних (КоАП).

2. К несовершеннолетним не применяется административный арест. А с другой стороны, комиссии по делам несовершенно­летних могут применять к ним следующие меры воздействия воспитательного характера:

а) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему; б) вынести предупреждение; в) объявить выговор или строгий выговор; г) передать под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей;

д) направить в специальное лечебно-воспитательное учреж­дение;

е) поместить несовершеннолетнего, достигшего одиннадцати­летного возраста, в случае совершения им общественно опас­ных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное воспитатель­ное учреждение для детей и подростков (специальная школа, специальное профессионально-техническое училище). Указан­ную меру воздействия комиссия по делам несовершеннолетних может установить также условно с годичным испытательным сроком.

3. Несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим ответственность.

4. За ряд проступков к ответственности привлекаются только лица, достигшие 18 лет (КоАП и др.).

5. За совершенные правонарушения к ответственности могут привлекаться как подростки, так и их родители (КоАП).

6. Интересы несовершеннолетних в производстве по делам об административных правонарушениях могут представлять их за­конные представители: родители, опекуны, попечители.

7. Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела по месту жительства нарушителей.

8. При отсутствии у несовершеннолетних, совершивших мел­кое хулиганство или нарушение правил дорожного движения, самостоятельного заработка, штраф взыскивается с родителей или лиц, их заменяющих.

9. Основными актами, регулирующими административную от­ветственность несовершеннолетних, является КоАП РФ (Статья 23.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Основные особенности рассмотрения административных дел в судебном порядке:

1. Дела, как правило, рассматриваются судьей единолично. Независимость судей, их квалификация, особые процедурные правила рассмотрения дел обеспечивают надлежащий уровень этой административной деятельности.

2. Подведомственность судов (судей) регулируется КоАП. Судам поручено рассмотрение дел либо наиболее слож­ных, либо требующих большей беспристрастности, независимос­ти, квалификации субъектов юрисдикции.

3. Только в судебном порядке могут быть наложены такие взыскания, как исправительные работы и административный арест.

4. Суды (судьи) по общему правилу не могут рассматривать дела заочно. В случае уклонения деликвента от явки в суд, он может быть подвергнут приводу.

5. Как правило, судьи должны рассматривать дела в краткие сроки. Если по общему правилу дела рассматриваются в 15-дневный срок, то судьи рассматривают административные дела в течение суток, а в иных случаях — трех или пяти суток.

6. Постановление суда (судьи) является окончательным и об­жалованию в порядке производства по делам об администра­тивных нарушениях не подлежит. Иными словами, специаль­ная административная жалоба на постановление суда подана быть не может.

7. Постановление судьи может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда.

Рассмотрение судьями (судами общей юрисдикции) дел об ад­министративных нарушениях — это не правосудие, а админис­тративная деятельность, осуществление исполнительной влас­ти. К виновным применяются административные взыскания, производство регулируется административным правом. Процес­суальные нормы не предусматривают ведение протокола при рассмотрении дела, состязательность сторон, обжалование пос­тановления судьи. Иными словами, производство по делам об административных нарушениях даже в судебном варианте еще не обладает в полном объеме качествами, которые позволили бы считать его правосудием.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Что включает понятие «административно-правовое принуждение»?

2. Перечислите и охарактеризуйте административно-восстановительные меры.

3. Назовите основные признаки административного пресечения.

4. Каковы особенности административного пресечения в отношении несовершеннолетних?

5. Цели и принципы административного надзора за отдельными категориями граждан, при­бывших из заключения.

6. Каковы обязанности лиц, за которыми установлен административный надзор?

7. Обстоятельства, при которых применяется принудительное лечение.

8. Какие правовые нормы должны быть соблюдены при помещении на принудительное лечение?

9. Перечислите основные ограничения при применении огнестрельного оружия

10. Назовите основные правовые нормы административного задержания.

11. В чем значение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года для российской системы права?

12. Перечислите основные меры административно-правового принуждения?

13. Назовите особенности адми­нистративной ответственности отдельных категорий граждан.

 

Список рекомендуемой литературы.

1. Аксенов, В.Г. Административный надзор органов милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы / В. Г.Аксенов, В.А.Богданов, Л.Д. Гаухман. – М.,1992. – 223 с.

2. Бахрах, Д.Н. Административное право. /Д.Н.Бахрах, Б.В.Россинский, Ю.Н.Старилов. – М.: Норма, 2008. – 847 с.

3. Бахрах, Д.Н. Административное право России / Д.Н.Бахрах. – М.: Эксмо, 2007. – 375 с.

4. Бельский, К.С. Административное право России / К.С.Бельский. – М.: Велби, 2008. – 412 с.

5. Конин, Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учебное пособие /Н.М.Конин. – М.: Проспект, 2008. – 297 с.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...