Применение огнестрельного оружия
Чаще всего использование огнестрельного оружия связано с пресечением преступлений. Огнестрельное оружие применяется субъектами административной власти и только ими, а все остальные субъекты права (должностные лица, граждане) используют его не для реализации властных полномочий, а для необходимой обороны. Регулируется эта мера пресечения административным правом. Применение огнестрельного оружия прямо не связано с возбуждением уголовного дела и может иметь место до возбуждения дела, после его приостановления, прекращения, а также для пресечения невиновных общественно опасных действий. Это средство воздействия лежит на грани между административным и уголовным принуждением, но все же в большей степени относится к первому. Об использовании оружия в целях пресечения говорится в ряде российских законов, таких как Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 31.05.2010) " Об оружии " (принят ГД ФС РФ 13.11.1996), Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 22.07.2010) " О милиции ". Кто вправе применять оружие? По-видимому, все служащие, которым выдается на законном основании огнестрельное оружие и которые наделены правом использовать его для пресечения противоправных деяний. Очевидно, что в их круг не входят лица, которым доступ к оружию разрешен с иными целями (работники стрелковых тиров, военруки школ, лаборанты военных кафедр и т. д.), и руководители, получающие оружие для самообороны. В зависимости от целей можно выделить следующие виды применения огнестрельного оружия: 1. Не на поражение людей: а) использование не для пресечения (для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных, подачи сигнала тревоги или вызова помощи);
б) с целью пресечения (для предупреждения о намерении применить оружие, для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться, несмотря на неоднократные требования сотрудника милиции). 2. На поражение людей: а) с целью необходимой обороны, для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья; для отражения нападения на представителя власти, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завла-дения его оружием; для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций); б) в условиях крайней необходимости (для освобождения заложников; для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление; для пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, в от ношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц). Закон допускает применение огнестрельного оружия против любых лиц независимо от их вменяемости, возраста и гражданства, наличия депутатского, дипломатического и иных иммунитетов, служебного, социального положения и иных, характеризующих субъекта посягательства или задерживаемого субъекта, обстоятельств. Вместе с тем установлен и ряд ограничений. Так, по общему правилу запрещено применять огнестрельное оружие в отношении: а) женщин (если, конечно, это очевидно или известно сотруднику милиции); б) лиц с явными признаками инвалидности (к таким признакам относятся, в частности, отсутствие конечности, невозможность самостоятельного передвижения или крайняя его затрудненность, слепота и т. п.);
в) несовершеннолетних (если их возраст очевиден или известен сотруднику милиции). Как исключение из общего правила закон разрешает прибегнуть к огнестрельному оружию, если женщина, инвалид или несовершеннолетний совершают одно из следующих действий: а) в одиночку или в составе группы оказывают вооруженное сопротивление; б) в одиночку или в составе группы совершают вооруженное нападение; в) в составе группы (т. е. действуют совместно хотя бы еще с одним соучастником, независимо от его пола, возраста и состояния здоровья) осуществляют нападение, угрожающее жизни людей'. Ограничения установлены не только по субъективным, но и по объективным признакам. Запрещается применять оружие при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица. Не будучи твердо уверенным в том, что никто из окружающих не пострадает, работник милиции, военнослужащий должен воздержаться от применения огнестрельного оружия. Например, если проводится освобождение заложников, то огонь ведется так, чтобы не поразить заложников; если задерживаемое лицо находится на многолюдной остановке общественного транспорта, возле многоквартирного дома, огнеопасного или взрывоопасного склада, попадающих в сектор обстрела, необходимо воз держаться от применения оружия и продолжать преследование до безопасного места; если оружие применяется для пресечения массовых беспорядков, то огонь ведется не просто по толпе, а только по тем ее участникам, которые непосредственно осуществляют погромы, разрушения, поджоги, самосуды и иные насильственные действия, оказывают вооруженное сопротивление силам охраны порядка. Наряду с общими принципами управленческой деятельности — законности и профессионализма — при применении специальных средств пресечения, а тем более оружия, должен соблюдаться принцип минимизации вреда. Так, в ст. 12 Закона «О милиции» сказано: «При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан: предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника милиции, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия, или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;
стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным...» Минимизации вреда способствует: а) информирование лиц, против которых возможно применение оружия о том, что они имеют дело с сотрудником милиции, службы органа безопасности, уполномоченным должностным лицом; б) предупреждение о намерении использовать оружие; в) причинение лицу, против которого применяется огнестрельное оружие, по возможности наименьшего вреда (причинение телесных повреждений, а тем более смерти не является целью пресечения, поэтому, когда работник милиции, военнослужащий вынужден стрелять по человеку, он по возможности должен вести огонь по рукам, ногам, обязан стремиться сохранить ему жизнь); г) обеспечение раненым доврачебной помощи (остановка кровотечения, перенесение пострадавшего в безопасное место, доставление в медицинское учреждение), вызов скорой помощи, уведомление в возможно короткий срок родственников. Применение огнестрельного оружия — самая серьезная мера пресечения, которая может повлечь причинение телесных повреждений и даже смерть. Поэтому в этом случае установлены дополнительные гарантии законности. Так, сотрудник милиции обязан о каждом случае применения огнестрельного оружия в течение 24 часов с момента его применения представить рапорт начальнику органа милиции по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия. Правомерность применения оружия устанавливается в результате служебной проверки лицом, назначенным начальником ОВД. Она назначается обычно тогда, когда кому-либо причинен физический или имущественный вред, либо поступила жалоба на соответствующие действия сотрудника милиции, либо по факту случившегося возбуждено уголовное дело. Обо всех случаях смерти или ранения вследствие применения огнестрельного оружия должен быть немедленно уведомлен прокурор.
В ст. 16 Закона «О милиции» закреплены гарантии личной безопасности сотрудника милиции. Он имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения. Попытки лица, задерживаемого сотрудником милиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию предоставляют работнику милиции право применить огнестрельное оружие.
Читайте также: I. Системы массового обслуживания и их применение при моделировании средств вычислительной техники. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|