Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административное задержание гражданина




Под задержанием понимается временное лишение личной сво­боды не в результате применения наказания (взыскания). Для законного задержания характерно водворение с целью пресече­ния гражданина в официальное помещение и нахождение его там под стражей в течение определенного времени. Известны два его основных вида: уголовно-процессуальное и административное.

Административное задержание следует отличать от задержа­ния лиц, подозреваемых в преступлениях, которое регулируется УПК РФ. Первому подвергаются лица, совершившие административные проступки, а уголовно-процессуальному — со­вершившие преступления, причем такие, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Административное задержание производится в порядке, установленном нормами административного права, а задержание подозреваемого — на ос­новании и в порядке, закрепленном нормами УПК. Подозревае­мый должен быть допрошен в 24 часа, о задержании сообщается прокурору; при административном задержании ни того, ни дру­гого не делается, но с задержанных берется объяснение.

Административное задержание затрагивает честь и достоинст­во гражданина, оказывает сильное психическое воздействие. Вопрос о задержании граждан является пунктом, где «остро стал­киваются противоречивые интересы: интерес ограждения лич­ности от административного произвола, с одной стороны, и интерес охранения... порядка и безопасности, с другой». Это обуславливает необходимость четкого нормативного регулирования оснований и порядка производства задержания. Но правового акта, который бы устанавливал все возможные основания, сроки, исчерпываю­щий перечень органов и должностных лиц, которым предоставле­но право производить задержание, и основные правила примене­ния этой меры, нет.

Задержание препятствует противоправной деятельности и поз­воляет в деловой обстановке уточнить обстоятельства наруше­ния, выяснить личность нарушителя, составить соответствующие документы, на основании которых будет решаться вопрос о при­менении иных мер принуждения или общественного воздействия.

Административному задержанию не подлежат иностранцы, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как пра­вило, административное задержание не применяется к военно­служащим. Однако, при совершении военнослужащими серьез­ных нарушений порядка в общественных местах, если поблизости нет представителей военного коменданта, они могут быть задер­жаны сотрудниками милиции с немедленным сообщением соот­ветствующему командиру или военному коменданту.

Федеральным законом от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" установлено: депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления. Аналогичные нормы имеются в законах и статусе депутатов законодательных органов субъектов Федерации.

В Законе РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 29.03.2010) "О статусе судей в Российской Федерации" говорится, что судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр проку­рора и следователя за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

Законодательством предусмотрены две основных разновидно­сти административного задержания: превентивное и процессу­альное.

Превентивное задержание преследует цель предотвращения новых противоправных деяний, оно может применяться как в связи с административным проступком, так и в связи с преступлением, а также в отношении неделиктоспособных лиц. Регулируется та­кое задержание разными правовыми актами. Примерами превен­тивного задержания являются:

— помещение в медицинский вытрезвитель;

— неотложная принудительная госпитализация лица, нужда­ющегося в психиатрическом лечении;

— временное содержание лица в приемнике-распределителе для несовершеннолетних при наличии достаточных оснований по­лагать, что несовершеннолетний, подлежащий по постановлению комиссии помещению в специальное учебно-воспитательное уч­реждение, до доставления его туда будет заниматься преступной или иной антиобщественной деятельностью. Такое задержание может производиться на срок до 30 суток, комиссия по делам несовершеннолетних вправе продлить его, но не более чем на 15 суток;

— задержание нарушителей комендантского часа в местнос­тях, где введен режим чрезвычайного положения;

— задержание лиц, совершающих противоправные действия на судах.

Лица, находящиеся на улицах и в других общественных мес­тах в состоянии сильного опьянения, задерживаются и помеща­ются в медицинские вытрезвители при органах внутренних дел. Сильным считается такое опьянение, при котором лицо представ­ляет опасность для себя (может стать объектом преступного по­сягательства или несчастного случая) и для окружающих (может совершить преступление или иное правонарушение). Такое со­стояние наступает при средней и тяжелой степени алкогольного опьянения.

Несовершеннолетние, задержанные в состоянии опьянения, доставляются, как правило, домой, а при тяжелом алкогольном опьянении — в лечебные учреждения. Помещение их в медицин­ские вытрезвители допускается лишь в исключительных случа­ях, кода невозможно установить их личность, место жительства и передать родителям либо представителям учреждений, отвечаю­щих за их воспитание и содержание.

Лиц, задержанных на общих основаниях, можно содержать по стражей не более трех часов. В связи с задержанием составляет­ся протокол, по просьбе задержанного о месте его нахождения уведомляются родственники (КоАП РФ).

Все доставленные в медвытрезвитель немедленно осматриваются медицинскими работниками. Они решают вопрос о проведении лечебно-профилактических мероприятий, а при необходимости — и о санитарной обработке. Срок пребывания в вытрезвителе за­висит от состояния лица, но не должен превышать 24 часов. За содержание в медицинском вытрезвителе взыскивается плата. Ее размер устанавливается главами администрации, правительствами субъектов Федерации.

Процессуальное задержание преследует двойную цель: предо­твратить наступление вредных последствий и уклонение винов­ного от ответственности.

Процессуальное административное задержание может быть произведено, если помимо общей предпосылки — совершения ад­министративного правонарушения, — имеется одно из следую­щих дополнительных условий:

1) наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжаться (правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим граж­данам, себе);

2) отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование; сле­дует отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитан­ционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свиде­тели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе и т. д.).

По основаниям и срокам можно различать процессуальное за­держание на общих основаниях и его специальные виды. Специ­альное задержание может производиться только в случае совер­шения лицом определенного, прямо указанного в законе проступка.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...