Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация управленческого учета




ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

 

 

Задачи бухгалтерского учета:

· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

· обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Финансовый учет – это подсистема бухгалтерского учета, концентрирующая внимание на фиксации и контроле состояния активов и обязательств организации, ее доходов и расходов, а также составляющих собственного капитала. То есть, он носит фиксирующую функцию и направлен в прошлое.

Управленческий учет – это подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее менеджеров (управляющий аппарат) информацией, необходимой для прогнозирования, планирования деятельности, контроля и анализа результатов деятельности и, как итог, принятия управленческих решений для достижения оптимальных результатов деятельности организации.

Предметом управленческого учета, как и финансового бухгалтерского, является финансово-хозяйственная деятельность организации, а также ее отдельных подразделений.

Целью управленческого учета, как и финансового, является предоставление информации, но внутренним, а не внешним пользователям.

Задачи управленческого учета – это,

во-первых, обеспечение руководителей достоверной и полной информацией о внутрихозяйственных процессах и результатах деятельности рассматриваемого сегмента предприятия, необходимой для управления деятельностью организации и принятия стратегических решений;

во-вторых, это – оказание помощи в прогнозировании, планировании и формировании бюджетов, смет (т.е. сметных планов);

в-третьих, это – обеспечение контроля за выполнением принятых решений, за выполнением норм и нормативов, утвержденных сметным планированием;

в четвертых, это – анализ отклонений фактических результатов деятельности от нормируемых и планируемых; и,

в-пятых, это – выявление резервов предприятия и принятие решений по их наилучшему и эффективнейшему использованию для достижения наибольших прибылей и прочих намеченных результатов деятельности.

Характеристика Финансовый учет Управленческий учет
1. Направленность учета (пользователи) Обеспечивает данными внешних пользователей Обеспечивает данными внутренних пользователей
2. Обязательность ведения учета Ведение учета обязательно согласно законодательству Необходимость ведения учета определяет руководство предприятия
3. Степень регламентирования Подпадает под действие принципов бухучета, строго регламентирован. Может следовать любым внутренним правилам по решению руководства.
4. Периодичность отчетности (частота подачи отчетности) Отчетность периодическая согласно законодательству. Отчетность периодическая с более коротким периодом, в зависимости от поставленных целей.
5. Используемая единица измерения Использует в качестве измерителя денежные единицы Использует в качестве измерителя любые денежные или натуральные единицы, в том числе условные единицы
6. Ответственность За достоверные и точные данные За принятие оптимальных решений
7. Точность информации Базируется на точных, достоверных и своевременных данных Подчеркивается оперативность, уместность и гибкость данных
8. Рассматриваемый временной период Направлен в прошлое – исторический учет Нацелен в будущее – его задача – планирование и контроль.
9. Сфера действия (объект отчетности) Используется для организации в целом Применяется на отдельных участках (сегментах) организации
10. Используемые методы Основан, главным образом, на собственном методе (моделировании), на балансовом уравнении Использует методы экономического и количественного анализа, а также методы планирования
11. Публичность информации Обладает общедоступностью данных Является коммерческой тайной

 

Лекция № 2.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

 

Центр ответственности (центр финансовой ответственности) – это любой сегмент организации, менеджер которого несет ответственность за определенные параметры деятельности вверенного ему участка в рамках своих полномочий.

Децентрализация управления. Это – распределение власти, возможность принимать решения на различных уровнях управления.

Полная децентрализация заключается в минимизации ограничений и предоставлении свободы принятия решений низовыми структурными подразделениями организации.

Полная централизация означает наличие ограничений принятия самостоятельных решений руководителями низших уровней организации.

Выгоды (достоинства) децентрализации.

  • У менеджера подразделения больше информации о местных условиях. Следовательно, обеспечивается лучшая (более качественная) реакция на события на местах.
  • Увеличивается скорость принятия решений.
  • Деятельность руководства на местах становится более мотивированной. Повышается их инициативность.
  • Децентрализация способствует развитию навыков управления, служит целям обучения менеджеров.
  • Позволяет сфокусировать внимание руководителей различных уровней на определенных задачах: низовые менеджеры принимают оперативные решения, тогда как высшее руководство занято решением стратегических задач.

Издержки (недостатки) децентрализации.

  • Принятие управляющими на местах неоптимальных решений:

Ø в результате отношения к организации в целом как к внешней среде. Цели подразделения достигаются в ущерб целям организации в целом.

Ø принятие неоптимальных решений в результате несогласованности действий менеджеров различных подразделений.

  • Дублирование части функций (конторских, экспедиторских и аналогичных служб).
  • Рост затрат на информационное обслуживание в результате замены вертикальной системы управления на горизонтальную.

Типы центров ответственности.

· Центр затрат – это центр ответственности, в котором контролируется возникновение затрат, то есть руководитель которого может повлиять на формирование затрат. Это, как правило, производственные цеха и участки, отделы снабжения и маркетинговых исследований, бухгалтерия и прочие функциональные службы.

· Центр доходов – это подразделение, руководитель которого отвечает только за выручку. Примерами такого центра являются отделы продаж, сбыта.

· Центр прибыли – это самостоятельное подразделение предприятия или филиал организации, которое контролирует доходы и затраты, а, следовательно, и прибыли организации.

· Центр инвестиций – это организация в целом, поскольку менеджер данного центра ответственности контролирует эффективность использования инвестиций, а, следовательно, прибылей и затрат организации.

 

При этом вне зависимости от существующих центров ответственности компания может иметь различные варианты подотчетных подразделений.

Географический (территориальный) сегмент – это подотчетная единица организации, находящаяся в регионе, в котором это подразделение несет отличные от других подразделений риски деятельности и формирования прибылей.

Продуктовые (отраслевые) сегменты отражают процесс производства определенного вида продукта, связанный с отличными от других рисками деятельности.

Организационные (функциональные) сегменты основаны на выделении отдельных видов деятельности и очень близки к продуктовым сегментам.

Данные виды сегментов группируются с центрами ответственности, что позволяет получить достаточно детальную информацию о доходах, расходах, прибылях, активах и обязательствах сегмента, необходимую для принятия оптимальных решений.

 

Таким образом, получается следующая система внутренней отчетности.

Подотчетные сегменты Центры ответственности   Географические   Продуктовые   Организационные
Центр затрат      
Центр доходов      
Центр прибылей      
Центр инвестиций      

 

Как правило, отчет центра затрат представляет собой фактическую производственную калькуляцию. Это – первый уровень управленческой (внутрифирменной) отчетности.

Отчет центра доходов предоставляется в произвольной форме.

Отчет центра прибыли имеет формат отчета о прибылях и убытках. Это – второй уровень внутрихозяйственной управленческой отчетности.

Форма отчета центра инвестиций произвольна. Это – третий уровень управленческой отчетности.

 

Лекция № 3.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...