Затраты: учет и классификация
Различают входящие и истекшие затраты. Входящие затраты – это ресурсы предприятия, которые имеются в наличии и регистрируются как активы организации, а значит предназначены: в будущем принести доход. Это – собственно ЗАТРАТЫ предприятия. Их не предполагается включать в отчет о прибылях и убытках. Затраты – это всегда активы. Они входят в остатки ресурсов, отраженных на балансе организации. Входящие затраты делятся на капитальные и текущие. Капитальные затраты – это средства организации, вложенные во внеоборотные активы. Текущие затраты – это ресурсы организации, обеспечивающие ее текущую деятельность (то есть вложение в оборотные активы). Истекшие затраты – это средства, израсходованные для получения доходов и потерявшие способность приносить доход в дальнейшем, то есть средства, списанные на счет продаж в составе затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Именно эти затраты, формируя себестоимость изготовленного и реализованного продукта, попадают в отчет о прибылях и убытках. Обычно этот вид затрат называют РАСХОДАМИ организации. Расходы всегда уменьшают собственный капитал организации и сопоставляются с доходами. Но сопоставление доходов и расходов может быть прямым или косвенным. В связи с вышеизложенным расходы организации можно разделить на две категории: · непосредственно приносящие доход при прямом сопоставлении с доходами (себестоимость продаж); · связанные с деятельностью организации в отчетном периоде при косвенном сопоставлении с доходами (общехозяйственные расходы, расходы на продажу, прочие расходы). Затраты отражают, сколько и каких ресурсов было потреблено организацией, поэтому их учет всегда связан с конкретными задачами и целями. Различают следующие типы классификации затрат.
➢ В зависимости от предназначения затрат определенной подсистеме бухгалтерского учета их разделяют на элементы затрат и функции или статьи затрат; ➢ В зависимости от экономической роли затрат в системе производства и управления они подразделяются на производственные и непроизводственные затраты, иначе говоря, затраты продукта и затраты периода; ➢ В зависимости от способа включения затрат в себестоимость продукции различают прямые и косвенные затраты, ➢ В зависимости от включения затрат в технологический процесс выделяют основные и накладные затраты (эта классификация очень близка по смыслу предыдущей классификации); Классификации для целей управленческого учета ➢ В зависимости от степени полезности косвенных затрат различают полезные и бесполезные затраты; ➢ В зависимости от отношения к объему выпуска или иному выражению деловой активности выделяют совокупные и удельные затраты; ➢ В зависимости от отношения совокупных затрат к изменению объема выпуска продукции или объема продаж или другой деловой активности различают переменные и постоянные затраты; ➢ В зависимости от момента включения затрат в затраты продукта выделяют материальные затраты и конверсионные затраты (затраты на обработку), то есть затраты прямого труда и накладные производственные затраты. Это основные общепринятые типы классификаций, но в зависимости от поставленных целей могут рассматриваться и другие классификации, например: ➢ В зависимости от места возникновения (МВЗ) затраты разделяют на затраты основного производства, затраты вспомогательного производства и т.д.); ➢ По повторяемости различают единовременные и периодические затраты; ➢ По эффективности различают производительные и непроизводительные, то есть являющиеся следствием недостатков в процессе производства (технологические потери, потери от простоев, брак продукции и т.д.).
➢ По возможности контроля различают контролируемые и неконтролируемые затраты: контролируемые – то есть затраты, на которые можно повлиять и которые изменятся в результате решений того или иного менеджера в течение заданного периода – и неконтролируемые затраты – такие, на которые руководитель в течение заданного периода времени повлиять не может. Контролируемость затрат зависит: 1. от специфики затрат: 2. от повторяемости затрат: 3. от полномочий руководителя. ➢ По влиянию на результат управленческого решения различают: 1. релевантные и нерелевантные затраты: релевантными могут быть как затраты, так и доходы, но – только доходы и затраты, относящиеся к будущему управленческому решению и отличающиеся по вариантам. То есть фактические (исторические) данные сами по себе не являются релевантными, поскольку они не будут полезны при выборе между отдельными вариантами. Релевантный подход позволяет в процессе принятия решений сконцентрировать внимание только на информации, от которой зависит выбор решения, что при значительном объеме исследуемых данных облегчает и ускоряет процесс выработки оптимального решения. 2. явные и альтернативные (вмененные) затраты: альтернативные – это упущенные возможности, то есть те доходы, от которых отказывается организация, осуществляя определенный выбор при ограниченности ресурсов, 3. приростные (добавленные или инкрементные) – разница между затратами, связанными с разными вариантами предполагаемых управленческих решений; 4. предельные – затраты, необходимые для производства каждой дополнительной единицы продукции. Различают денежные и вмененные альтернативные издержки (затраты). Денежные издержки – это альтернативные затраты в виде денежных платежей: оплата труда, коммунальные услуги и т.д., то есть то, что отвлекает денежные средства от решения альтернативных проблем. Вмененные издержки – это альтернативные затраты, которые принадлежат предприятию, например, потерянный доход от несданного в аренду свободного оборудования.
Экономическим элементом называют первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части. Подразделение затрат на экономические элементы необходимо для предоставления информации в финансовой бухгалтерской отчетности о затратах по организации в целом. Экономические элементы определяют характер деятельности организации. Приказ МФ РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» (пункт 8) требуют придерживаться группировки затрат, образующих себестоимость продукции, или, иначе говоря, являющихся расходами по обычным видам деятельности, в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: · материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); · затраты на оплату труда; · отчисления на социальные нужды; · амортизация; · прочие затраты. Элементы затрат характеризуются кредитом счета при отражении определенного вида затрат. Например, элемент «Затраты на оплату труда» всегда характеризуется кредитом счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», хотя по дебету функции затрат могут быть разными: затраты основного производства, общепроизводственные затраты, общехозяйственные затраты и т.д. Элементы затрат используются при составлении Отчета о прибылях и убытках, а также Баланса в международной практике. Затраты продукта и расходы периода В зависимости от их экономической роли в системе производства и управления затраты подразделяются на производственные и непроизводственные затраты, иначе говоря, на затраты продукта и расходы периода. Производственные затраты (затраты продукта) – это затраты, связанные с осуществлением собственно производственной деятельности, с созданием добавленной стоимости (конверсионные затраты), поэтому их называют «затратами на продукт». Они имеют место при наличии производства и уменьшаются в процессе его свертывания. Поскольку они непосредственно показывают те затраты, которые необходимо произвести, чтобы создать продукт деятельности, в мировой практике они включаются в остатки запасов готовой продукции и незавершенного производства.
Непроизводственные затраты (расходы периода) – это затраты, являющиеся функцией длительности отчетного периода. Они, как правило, не включаются в стоимость запасов и рассматриваются как расходы периода, в котором они были фактически осуществлены, то есть списываются на счет продаж. Все непроизводственные затраты являются расходами периода. Они окупаются за счет общего финансового результата деятельности предприятия. Затраты периода – всегда осуществленные. Они не могут учитываться в качестве активов. То есть это – расходы предприятия. К затратам периода относят затраты на содержание, организацию и управление производством, которые формируются на двух уровнях: в производственных подразделениях (затраты на управление цехом, производственным участком, хозяйством), то есть на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и по организации в целом (затраты на содержание администрации, функциональных служб и общехозяйственных подразделений – так называемого АУП), то есть на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Но затраты на организацию и управление производственными подразделениями чаще относят к производственным затратам, то есть к затратам продукта (это зависит от того, какую себестоимость рассчитывают на предприятии – полную или сокращенную). Если организация в соответствии с принятой учетной политикой формирует сокращенную себестоимость выпускаемого продукта, то затраты на управление и организацию непосредственно производственного процесса будут являться расходами отчетного периода, наряду с общехозяйственными расходами и расходами на продажу. К управленческим (административным) расходам относят, как правило, затраты на управление организацией в целом. Именно они напрямую не связаны с производством, не зависят ни прямо, ни косвенно от его объемов и являются расходами отчетного периода. Это – собственно управленческие расходы (заработная плата администрации, содержание административных помещений и т.д.) и общехозяйственные расходы (содержание функциональных служб, коммунальные, командировочные, представительские и т.д.). К коммерческим расходам (расходам на продажу) относятся расходы, связанные с продвижением товаров на рынок, доведением их до покупателя, исследованием рынка. Это – транспортные расходы и расходы на упаковку, расходы на рекламу, на проведение маркетинговых исследований и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|